Педагогические идеи ушинского. основоположник научной педагогики константин дмитриевич ушинский

Историческая заслуга

Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики

Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память

Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.

Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

Педагогическая деятельность

Попав в Гатчинский институт, Ушинский, биография которого тесно связана с педагогикой, полностью ушел в работу. В этом учебном заведении он смог внедрить свои идеи, ему удалось искоренить старые порядки, такие как доносительство, воровство. При этом он смог ввести чувство товарищества, а это он считал основой воспитания.

За время своей деятельности он работал в следующих учебных заведениях:

  • Демидовский лицей (1846-1849).
  • Гатчинский сиротский институт (1854-1859).
  • Смольный (1859-1862).

В Смольном институте благодаря его новаторским идеям ученицам было дозволено проводить праздники и каникулы у родителей. После конфликта с руководством института педагог покинул учебное заведение. Предлогом стала поездка за границу для педагогической деятельности.

Он много путешествовал по миру, писал свои труды, встречался с педагогами России, внедряя в их умы новые идеи в педагогике.

Детство и юность, как направляющие векторы дальнейшей судьбы

По данным архива Тульской области, 19 февраля (по старому стилю) 1823 года в многодетной семье дворянина Дмитрия Григорьевича Ушинского и Любови Степановны родился сын. Детство маленького Константина прошло под особой материнской опекой.

Дмитрий Григорьевич и Любовь Степановна — родители Константина

Из Тулы семейство переехало в имение на живописном берегу реки Десна Черниговской губернии. Когда мальчику было 12 лет, умерла его мать. Отец вновь женился. Ребенка определили в гимназию, благодаря всесторонней домашней подготовке, сразу в 3-й класс. Учебное заведение находилось в 4-х км от дома. Юный гимназист ежедневно проходил большой путь.

В детские годы

Мальчик с интересом наблюдал за изменениями в природе, условиями быта разных людей. Константин много размышлял, полюбил чтение, общался с ребятами из низших сословий. К учебным предметам в гимназии он относился избирательно. Юноше не удалось получить аттестат по окончании обучения.

В молодости

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.

Одним из основоположников научной педагогики в России считается Ушинский. Биография Константина Дмитриевича известна и до сих пор остается на слуху в педагогике. Его взгляды по-прежнему близки в воспитании детей, так же как и труды Сухомлинского В., Амонашвили Ш. и других.

Свое призвание герой статьи понял еще в молодые годы. Он не просто изучал и писал научные труды, он применял свои идеи на практике, работая с детьми. Кем же был Константин Ушинский?

Краткая биография к.Д. Ушинского. (1824-1870)

К.
Д. Ушинский является основоположником
русской педагогической науки. Ближайший
его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо
писал: «Ушинский — это наш действительно
народный педагог, точно так же, как
Ломоносов — наш первый народный ученый,
Суворов — наш народный полководец, Пушкин
— наш народный поэт. Глинка — наш народный
композитор».

После
окончания юридического факультета
Московского университета, в 1846 г.,
Константин Ушинский был назначен
исполняющим обязанности профессора
«камеральных наук» (экономики,
финансов и т. д.) Ярославского Демидовского
юридического лицея. Молодой профессор
отличался смелостью и самостоятельностью
суждений. В своих лекциях он увлекательно
раскрывал передовые для того времени
идеи и пользовался любовью у студентов.
Некоторое время (с марта по май 1848 года)
он редактировал неофициальную часть
газеты «Ярославские губернские
ведомости» и способствовал пропаганде
естественнонаучных и исторических
знаний. «Статьи, написанные К. Д.
Ушинским для ярославской газеты, — пишет
Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и
деятельность великого педагога в
Ярославле, — были его первыми литературными
выступлениями… В них достаточно ярко
отразились его общественно — политические
взгляды. В них он ставил и обсуждал
вопреки инструкциям для местных газет
вопросы государственного значения».

Ярославский
период в жизни Ушинского имел огромное
значение: здесь совершенствовалось его
педагогическое мастерство, вырабатывались
передовые педагогические взгляды.
Начальство заподозрило молодого педагога
в политической неблагонадежности, и в
1849 г. его уволили из лицея. Это было
большой потерей для передовой
демократической интеллигенции и
студенчества Ярославля. «Не покидайте
нас, — писали студенты Ушинскому. — Мы
так привыкли к Вашему живому слову, так
полюбили Вас, что не хотим примириться
с мыслью о разлуке с Вами». Переехав
в Петербург, Ушинский активно сотрудничает
по актуальным вопросам педагогики и
народного образования в Некрасовском
«Современнике», преподает словесность
и географию в Гатчинском сиротском
институте, работает инспектором Смольного
института.

Прогрессивная
деятельность в Сильном институте вызвала
недовольство реакционеров, по доносу
которых в начале 1862 г. он снова уволен
как опасный для молодежи педагог. В
последующие годы Ушинский всецело
отдался литературно — педагогической
деятельности. «Сделать кaк можно
больше пользы моему отечеству, — писал
он, — вот единственная цель моей жизни,
и к ней-то я должен направлять все свои
способности».

Научно-педагогическая
и литературная деятельность Ушинского
была глубоко чужда и враждебна официальной
России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870
(3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев
подготовил для Ярославских губернских
ведомостей некролог о нем, чем вызвал
недовольство ярославского вице-губернатора.
Наши современники глубоко чтят память
великого русского педагога. Ежегодно
проводятся педагогические чтения,
учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано
Полное собрание его сочинений. В Ярославле
улица названа его именем.

Имя
К. Д. Ушинского носит Ярославский
педагогический университет

Возможно, будет полезно почитать:

  • Памятка для родителей ««Возрастные особенности детей пятого года жизни» ;
  • Речь ребенка в один год Речевые занятия с ребенком от 1 года ;
  • Проблемы современной школы в России ;
  • Что делать, если ребенок упорно называет слоги побуквенно? ;
  • Захватывающие домашние эксперименты по биологии Интересные опыты с растениями для начинающих ;
  • Картотека опытов и экспериментов к проекту «Мир растений» ;
  • Как нарисовать снеговика карандашом поэтапно ;
  • Конспекты занятий по подготовке детей к школе Подготовка к школе как проходят занятия ;

Основные биографические события

  1. В 1840-ом году Ушинский поступает в Москве на юридический факультет университета. Будучи студентом, он испытывал крайнюю материальную нужду. Подрабатывал частными уроками. Таким образом, он получил первый опыт преподавания.
  2. Константин всей душой полюбил театр. Молодой человек чудом выкраивал средства, чтобы сходить на представление. Будущий общественный деятель серьезно увлекался философией, литературой.
  3. После окончания университета и получения профессорского звания с 1846 года, около 3-х лет, Ушинский К.Д. читал лекции на кафедре законоведения в ярославском Демидовском лицее. Проживал он на улице Стрелецкой, ныне носящей имя великого гражданина.
  4. Педагог понимал нужды учащихся, отстаивал их права, пользовался большим авторитетом в молодежной среде. Со стороны же руководящих органов и власти, за ним был установлен негласный надзор, в связи с неблагонадежностью, вольнодумием.
  5. В этот «ярославский период» профессор Ушинский редактировал местные «Губернские новости», точнее, ее неофициальную часть. Занимался переводами иностранных статей, писал рецензии, обзоры в журналах. После увольнения из лицея пытался найти работу, но безуспешно. Он был вынужден переехать в Санкт-Петербург.
  6. Знакомый Константина Дмитриевича помог устроиться ему в сиротский институт. Образовательное учреждение в Гатчине находилось под патронажем царских особ. Главным событием его жизни в те годы стало обнаружение в архивах института ценнейшего материала. Его собрал инспектор классов Егор Осипович Гугель.
  7. Обнародовав и значительно дополнив идеи своего предшественника, Константин Дмитриевич написал передовую статью. Его публикации в известных журналах того времени на тему российского образования и воспитания пользовались большим успехом.
  8. Трудясь уже в Смольном институте благородных девиц, ему удалось применить на практике свои теории по демократизации образования. Так, из числа бывших учениц был создан класс для подготовки воспитательниц. Они получили право проводить каникулы у себя дома.
  9. В стенах института ликвидировалось унизительное разделение воспитанниц на «благородных» и «мещан».
  10. Учителя организовывали семинары по обмену опытом. Преподавание большинства дисциплин велось на русском языке. Растущий авторитет Ушинского пришелся не по нраву начальнице института.
  11. В 1862 году, под благовидной целью укрепления здоровья и изучения организации работы в школах, он был отправлен за границу.
  12. За рубежом Ушинский К.Д. издает несколько книг, учебников, педагогическое руководство для родителей. Вплоть до октябрьской революции в России, оно много раз переиздавалось.
  13. В изгнании Константин Дмитриевич встречался с императрицей Марией Александровной. В приватном разговоре она попросила ученого разработать особую систему воспитания для юных наследников престола.
  14. Главным научным трудом педагога считают 3-х томник под названием «Человек, как предмет воспитания…». Последняя книга оказалась незавершенной.
  15. Он поделился с миром своими взглядами на формирование осознания прекрасного в человеке. Оно начитается с умения ощущать и чувствовать красоту во всем: природе, искусстве, труде. Принципы педагогической деятельности определились у него в стройную систему правил.
  16. Как общественный деятель, он принимал участие в организации воскресных школ. В 1870 году педагог прибыл в Крым на съезд учителей. Поднимал вопрос о создании книг для чтения в классах. В этом же году удалось издать первую «азбуку» Ушинского. На практических занятиях с учениками он широко продвигал метод наглядности.
  17. Простудившись, ученый не смог справиться с болезнью, скончался в Одессе зимой 1871 года. Похоронили светоча педагогической мысли на киевском кладбище.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги – методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Требования

Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным

Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами

Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

«…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…»
«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека»

«Которого остроты попадали очень метко»

Костя Ушинский родился в 1823 году в провинциальной Туле, в семье отставного офицера, участника наполеоновской войны. Но на следующий год семья перебралась в еще большую глушь – в Новгород-Северский Черниговской губернии. Впрочем, Косте этот переезд пошел только на пользу.

Гимназия в Новгороде-Северском была одной из лучших в государстве. Ушинский вспоминал: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях».

Все это благодаря директору гимназии Илье Федоровичу Тимковскому, в прошлом юристу и декану нравственного факультета Харьковского университета.

Влияние любимого директора было настолько сильным, что по окончании гимназии Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского университета. Шел 1840 год, на кафедре блистал Грановский, в университете было время вольнодумцев.

С 1846 года Ушинский исполняет обязанности профессора в легендарном ярославском Демидовском лицее. Для старта – блестяще.

Исследователь В.Щеглов писал о молодом преподавателе: «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

Одна беда, то, на что сквозь пальцы до поры до времени наблюдали в здании на Моховой, в провинциальном Ярославле было в принципе немыслимо. В 1849 году на Ушинского последовал донос в Министерство народного просвещения.

Начальник Ярославской губернии майор Бутурлин докладывал, что молодой профессор и еще один его товарищ «подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Сам Демидов, на деньги которого содержался лицей, вступился за либерального профессора, но, правда, очень осторожно: «Ушинский имеет большое влияние на студентов; он мог бы быть полезным в лицее, но нужно иметь за ним постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства»

Попечитель уверял, что «ему следовало бы сначала несколько лет поработать в гимназии, где он приучился бы к строгому исполнению приказаний начальства».

В результате больших неприятностей удалось избежать. Константину Дмитриевичу позволили подать прошение об увольнении в Москву или Санкт-Петербург для консультации «с тамошними медиками о болезни».

Сработала вечная спасительная технология – «сказаться больным». Впрочем, у Ушинского действительно были проблемы с легкими.

Какое-то время Константин Дмитриевич пытается найти себе работу в ставшем для него привычном Ярославле, но Бутурлин на чеку, молодого учителя везде ждет отказ. Тогда он действительно переезжает в столицу, устраивается столоначальником в департамент духовных дел и иностранных вероисповеданий. Откровенно филонит. Педагог Юлий Рехневский писал: «К департаментской службе Ушинский, как сам часто говорил, был совершенно неспособен, и, по-видимому, он не принимал никакого участия в производстве текущих дел департамента и даже редко туда являлся, занимаясь на дому составлением исторических записок и исполнением других подобного рода поручаемых ему работ».

Между тем, Константин Дмитриевич всерьез пробует себя в писательстве. Начинает вплотную сотрудничать с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». Первый был либерален и близок по духу, во втором просто неплохо платили.

Биография

Детство и юность

Город рождения — Тула. Отец — офицер в отставке, мелкопоместный дворянин. До 12 лет воспитывался дома. Большой вклад в его начальное образование внесла мать. Эти первые 11 лет были счастливыми. Семья была весьма обеспеченная. Жили в красивейшей местности с древней историей. Мать воспитывала сына с любовью и терпением, привила ему любовь к чтению.

Образование

В 12 лет лишился матери, но благодаря ее подготовке поступил в Новгород-Северскую гимназию сразу в третий класс.

Примечание

Дети в классе были намного старше его и не дворянского происхождения, относились недружелюбно. Социально положение «барчука» здесь было скорее невыгодным. Но он смог сдружиться со всеми, часто бывал в гостях у бедных семей своих одноклассников. Впоследствии это повлияло на формирование его педагогических взглядов.

Ушинский очень уважал директора этого учреждения за любовь к науке. Впоследствии он отмечал, что полученное им в гимназии небольшого уездного городка образование было не только не хуже, но даже во многом лучше того, что давали более крупные и уважаемые в то время учреждения.

В 1840 году поступил в Московский университет, учился на юриста. Окончил в 1844 году блестяще в статусе кандидата юридических наук.

Начало научной деятельности

Ушинский остался при университете готовиться к получению звания профессора в своей области. 

В 1846 получил назначение профессором в Демидовский лицей на кафедру законоведения, государственного права и науки финансов. Стал преподавать, также работал редактором «Ярославских губернских ведомостей».

Семейная жизнь Ушинского и его дети

В 1851 году молодой Константин знакомится с казачкой Надеждой. Через год у них рождается старший сын Павел. В возрасте 18 лет, за несколько месяцев до ухода отца из жизни, юноша трагически погиб на охоте в Черниговской губернии. Всего у семейной четы Ушинских было 6 детей: 3 сына и 3 дочери.

Семья Константина Ушинского

Ученый любил крымские места. Имеются сведения, как пребывая в районе Бахчисарая, он лечился кумысом. После смерти старшего сына глава семейства решается на переезд. Сначала он купил дом в Киеве. Затем Ушинский с младшими детьми Владимиром и Константином снова отправился в Крым. Там и случилась с ним трагическая болезнь.

Сыновья Константин и Владимир по возрасту ненамного пережили своего отца, сразу после революции 1917 года они ушли из жизни. Дочери Ушинского занимались благотворительностью, строительством сельских школ, продолжали внедрять педагогические идеи в народные массы. Ольга Константиновна – известная художница, прожила 93 года.

Константин Ушинский / Биография

Константин Ушинский родился 2 марта 1823 года (по новому стилю), а по некоторым данным в 1824 году) в Туле, в небогатой дворянской семье. Отец, Дмитрий Григорьевич Ушинский, участник Отечественной войны 1812 года, отличился в Бородинском сражении. После выхода в отставку служил чиновником в различных ведомствах. Мать, Любовь Петровна, занималась воспитанием сына, благодаря ей мальчик был сразу принят в III класс гимназии.

После окончания гимназии в 1840 году Константин Ушинский был принят на юридический факультет Московского государственного университета. После окончания курса в 1844 году был оставлен на кафедре для подготовки и получения профессорского звания.

Во время обучения в университете Ушинский подрабатывал частными уроками. Его первый педагогический опыт свидетельствовал: обучение — дело не настолько простое, как об этом принято думать. Передавать знания ребенку, подростку без специальной подготовки практически невозможно.

В 1846 году Константин Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор.

Свободолюбивые взгляды не разделяло учебное начальство и Константин Ушинский был вынужден оставить лицей. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров. Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1855 году он получает должность сначала преподавателя словесности и законоведения, а затем и инспектора Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.

В 1856 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования».

Периодом его наибольших научных и творческих свершений были шестидесятые годы. Выдающимся событием в истории отечественной педагогики стала книга «Детский мир», опубликованная в 1861 году. Небывалый успех потребовал печати еще двух дополнительных тиражей в том же году. Хрестоматия «Детский мир» предназначалась для чтения на уроках русского языка в начальной школе. По замыслу автора она могла так же использоваться и для семейного чтения.

В 1864 году было напечатано «Родное слово», успех которого превзошел все ожидания. Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе. В основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка.

Успех этих трудов Константина Ушинского объяснялся в первую очередь тем, что основывался на личном опыте — преподавательском, и самое главное — на опыте воспитания в собственной семье.

В западноевропейских странах Константин Ушинский изучал системы образования и не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Он публиковал статьи в научных журналах, главной жизненной задачей стало научное обоснование педагогики, которое было дано в его главном научном труде — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.

После возвращения в Россию в конце 60-х годов занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».

Умер в 1871 году в Одессе, похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Именем Константина Дмитриевича Ушинского названа Научная педагогическая библиотека, основанная в 1925 году. В настоящее время это Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО.

https://youtube.com/watch?v=LE8Sx2_Ys2g%3F

Константин Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

Константин Ушинский

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий