Устное народное творчество стр. 12 — 17

Устно и письменно

Письменные литературные произведения появились значительно позже, чем те устные самоцветы, наполнившие драгоценную шкатулку фольклора со времён язычества. Те самые пословицы, поговорки, загадки, песни и хороводы, заклинания и заговоры, былины и сказки, которые огранило до бриллиантового блеска народное творчество России. Древний русский эпос отразил духовность нашего народа, традиции, реальные события, особенности быта, раскрыл и сохранил подвиги исторических персонажей. Так, например, Владимиру Красное Солнышко, всеми любимому князю, служил прототипом реальный князь — Владимир Святославович, богатырю Добрыне Никитичу — дядя Владимира Первого боярин Добрыня. Виды устного народного творчества исключительно многообразны.

С приходом христианства в десятом веке начинается великая русская литература, её история. Постепенно с её помощью складывался древнерусский язык, ставший единым. Первые книги — рукописные, украшались золотом и другими драгоценными металлами, самоцветами, финифтью. Стоили они очень дорого, потому народ их долго не знал. Однако с укреплением религии книги проникали в самые отдалённые уголки русской земли, поскольку творения Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста и другую религиозную переводную литературу народу знать было необходимо. Оригинальная же именно русская литература древности сейчас представлена летописями, жизнеописаниями святых (жития), риторическими поучениями («Слова», одно из них — «Слово о полку Игореве»), хождениями (или хожения, записки о путешествиях) и множеством других жанров, не столь известных. Четырнадцатый век дал целый ряд исключительных по значимости памятников фольклора. Некоторые виды устного народного творчества, такие как былина, переходили в разряд письменных. Так появились «Садко» и «Василий Буслаев», записанные за сказителями.

Слайды презентации

Слайд 1

Народный фольклор

Составитель: Каман Лариса Николаевна Технический оформитель: Ольховская Мария Валерьевна

Школа-интернат (I вида) № 31 Невского района Санкт-Петербурга

2009-2010 учебный год

Слайд 2

Термин «Фольклор» в переводе с английского языка означает «народная мудрость».

Слайд 3

Фольклор — это народное творчество. Музыкальный фольклор Танцевальный фольклор Словесный фольклор — это устное народное творчество. Фольклор — это обычаи, обряды, песни, другие явления в жизни народа.

Слайд 4

Жанры устного народного творчества.

Обрядовые песни; Пословицы; Поговорки; Загадки; Былички; Легенды;

Сказки; Предания Былины; Частушки; Считалки; Анекдоты.

Слайд 5

Произведения устного народного творчества создаются народом

Слайд 6

Литературное лото.

Слайд 7

Во поле берёзонька стояла, Во поле кудрявая стояла, Ах, люли, люли, стояла, Ах, люли, люли стояла.

Слайд 8

Летела стрела и попала в болото…

Слайд 9

Коляда, коляда! Подавай пирога,..

Выезжал ли Вольга — Свет с дружиною По селам, по городам за получкою.

Слайд 10

Ягодка, малинка, Медок, сахарок Поди, вон, королёк. Там тебе место — В кислое тесто.

Слайд 11

Пословица — краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение с поучением!

Слайд 12

Вспомните и назовите пословицы по двум данным словам.

Дело — смело. Время — потеха. Труд — рыбка. Ум, а два —

Кончил дело — гуляй смело! Делу время, а потехе час. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Ум хорошо, а два — лучше.

Слайд 13

Поговорка — образное выражение, не составляющее, в отличие от пословицы, целого предложения.

Слайд 14

Как характеризует человека следующие поговорки? Подбери имена прилагательные.

Слайд 15

«В рубашке родился» — счастливый человек «Сями пядей во лбу» — умный человек «Семь пятниц на неделе» — рассеянный человек

Слайд 16

Зимой и летом одним цветом.

Это загадка.

Слайд 17

Загадка — это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.

Загадка

Слайд 18

Отгадайте загадки.

Слайд 19

Сам алый, сахарный кафтан зелёный, бархатный

Арбуз

Слайд 20

Стоят в лесу сестрицы – платьица белы, шапочки зелены.

Берёза

Слайд 21

Разноцветное коромысло над рекою повисло.

Радуга

Слайд 22

По сказочным дорогам

(Угадайте героя)

Слайд 23

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца.

Слайд 24

Баба-Яга

На лесной опушке Сидит она в избушке. Ступа с метлой ей дорога, Это зловредная….

Слайд 25

Лягушка

Летела стрела и попала в болото. И в этом болоте поймал её кто-то.

Слайд 26

Волк

Шла морозная зима. В проруби у озера. Серый хвост лиса-кума Кому отморозила?

Слайд 27

Емеля

При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит?

Слайд 28

Вспомните, что использовали в качестве транспорта сказочные герои?

Слайд 29

Изобразите сказочных персонажей

Музыка

Древние виды народного музыкального творчества России базируются прежде всего на песенном жанре. Песня — это жанр музыкальный и словесный одновременно, либо лирическое, либо повествовательное произведение, которое предназначено сугубо для пения. песни могут быть лирические, плясовые, обрядовые, исторические, и все они выражают как чаяния отдельного человека, так и чувства многих людей, они всегда созвучны общественному внутреннему состоянию.

Любовные ли там переживания, размышления ли о судьбе, описание ли общественной или семейной жизни — это всегда должно быть интересно слушателям, а без внесения в песню душевного состояния как можно большего количества людей певца слушать не станут. Очень любят в народе приём параллелизма, когда настроение лирического героя перенесено на природу. «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Нет у ноченьки светлого месяца», например. И практически редко попадается народная песня, в которой этот параллелизм отсутствует. Даже в песнях исторических — «Ермак», «Степан Разин» и других — он постоянно встречается. От этого эмоциональное звучание песни становится значительно сильнее, и сама песня воспринимается гораздо ярче.

Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

Есть несколько причин того, что берёза – символ нашей любимой России.

Многие считают, что символом это дерево сделали именно поэты и живописцы, в особенности Сергей Есенин, который очень любил и воспевал берёзу.

Но есть и опровержения этого мнения.

Несомненно, культурные деятели сделали немало для прославления прекрасной берёзы, но символом она стала гораздо раньше.

Берёза является одним из самых распространённых деревьев в России.

Насчитывается более сотни видов этого дерева.

Славянские народы веками использовали дерево для строительства различных зданий и изготовления бытовых предметов.

Востребованными были как древесина, так и берест, кора, берёзовый сок.

Последний используется в медицине и имеет невероятный вкус.

Наши предки активно использовали лучину берёзы, ведь прекрасно знали, что она создаёт больше всего света и тепла.

К тому же, горит намного дольше других, не создавая копоти.

Берёзовые дрова лидеры по силе своего жара и дают ровное пламя.

Даже если берёза сыровата, пламя ничуть не «стреляет».

Ещё одно применение берёзы – веник для бани.

Слово «берёза» походит от «обережа», а уже оно от «оберег».

Поэтому берёза считалась берегиней человеческого духа.

Она всегда была символом юности, чистоты, красоты и возрождения.

В образ берёз славяне закладывали то, к чему стремились.

Поэтому она и мила всем поистине русским сердцам.

___

Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?

Небылица – это один из жанров устного народного творчества.

Может быть, как в прозаическом, так и стихотворном виде.

Как правило, имеет небольшой объём.

В её основе — события, которых на самом деле не было и даже не может быть.

Поэтому и название этого жанра походит от слова «небыль».

Написана в шуточной форме и направлена развивать логику и фантазию ребёнка.

На различных интернет-ресурсах я нашёл интересную мне информацию о небылицах, которую раньше не знал.

Один из исследователей выделил интересный факт о небылицах – чтоб достичь юмористического эффекта, авторы могли просто менять порядок слов.

Например, вместо «мальчик смотрит телевизор», говорится: «телевизор смотрит мальчика».

А также есть мнения, что небылицы являются своеобразными пародирующими произведениями на волшебные сказки.

Но в этом жанре сказочные события характеризуются абсурдом и бессмыслицей.

Ещё я узнал, что каждые 2 года одна из международных организаций проводит конкурс по ораторскому искусству.

Одним из этапов является рассказ небылицы.

На это участникам выделяется 2–3 минуты, затем жюри оценивают их.

В XX веке стало популярно изображать небылицы на почтовых открытках.

Многие известные писатели также включают небылицы в свои произведения.

Презентация на тему: » «Устное народное творчество» «Малые жанры устного народного творчества»» — Транскрипт:

1

«Устное народное творчество» «Малые жанры устного народного творчества»

2

Фольклор Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки,частушки,загадки,потешки,небылицы,поговорки,прибаутки,пестушки.

3

Колыбельные песенки Баю-бай, котенок мой Спи, усни, ребенок мой… Вот тебе под спинку — Мягкую перинку Сверху на перинку — чистую простынку. Вот тебе под ушки — белые подушки, Одеяльце на пуху и платочек наверху… Баю-бай, котенок мой, Спи-усни, ребенок мой!

4

Потешки Идет коза рогатая, Идет коза богатая, Ножками — топ-топ, Глазками — хлоп, хлоп. — Кто каши не ест, молока не пьет — Забодаю, забодаю, забодаю. Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — мама Этот пальчик — папа Этот пальчик — я Вот и вся семья!

5

Прибаутки А лады, лады, лады, Поехали на зады. Продали морковку, Купили коровку. А коровка с кошку Доят понемножку! Во саду ли, в огороде Там бежит собачка. Ножки тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой, Зовут ее Жучкой.

6

Пестушки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Деткам спать не даешь? — Ножки вы, ножки! Куда вы бежите? — Побегу по бору Тебе ягод наберу: Черну черничку, Алу земляничку.

7

Заклички Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной. Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек.

8

Небылицы На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. У козла в бороде Живут две лягушки, На спине сидит медведь, Держится за ушки.

9

Приговорки Мотылек-фитилек, Принеси нам ветерок: От ворот в поворот Гнать кораблик в ручеек. Солнце обогрело, Лето повелело: Трижды окунуться, Нырком пройти, Из-под воды вон уйти.

10

Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка, поводи! Ехала белка на тележке, Раздавала всем орешки: Кому два, кому три — Выходи из круга ты!

11

Жеребьевка Роза или мимоза Орел или решка

12

Загадки Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый Год я главная. (Елка)

13

Описательные загадки Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверёк такой? Ответ:Котик По полю скачет — ушки прячет, Встанет столбом — ушки торчком. Ответ: Заяц.

14

Пословицы Для дружбы нет расстояния. Азбука — к мудрости ступенька. На деньги ума не купишь. Сильный победит одного, знающий тысячу.

15

Поговорки Слово не воробей: вылетит, не поймаешь. Для матери ребенок до ста лет детенок. Счастье и труд рядом живут. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

16

Русская народная сказка Сказка-жанр устного народного творчества имеющие фантастическое содержание и опирающийся на прочную реалистическую основу. Виды сказок: о животных, волшебные, бытовые.

17

Сказки о животных «Лиса и журавль» «Зимовье зверей» » Кот,петух и лиса» и д.р.

18

Сказки волшебные «Летучий корабль» «Гуси лебеди» «Сивка Бурка»

19

Сказки бытовые «Каша из топора» «Муж и жена» «Как мужик у барина обедал»

20

Былины Былины русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие,либо примечательный эпизод русской истории. Русские народные былины: «Добрыня и Алёша» «Добрыня и Змей» «Илья-Муромец и Калин-царь» «Илья-Муромец и Соловей-Разбойник» и д.р.

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.

1

2

3

4

5

6

7

1

А

О

Е

У

Т

С

В

2

Н

Ч

И

Р

Л

Д

1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.

2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.

3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.

(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)

— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?

— Чему мы научимся?

IV. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

V. Работа по теме урока

— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.

(Дети читают текст на с. 14.)

— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)

— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».

— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)

— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.

— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)

— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».

(Ученики работают самостоятельно.)

— Расскажите, что у вас получилось.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

Домашнее задание

Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Рис. 1. Список жанры фольклора.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Фольклор -это:

    • Устное народное творчество
    • Письменное народное творчество
    • Письменное и устное народное творчество
    • Нет ни одного правильного ответа

Начать тест(новая вкладка)

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка «Царевна-лягушка» имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно

Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий