Интересные факты о лицее в котором учился пушкин. лицейские годы пушкина

Бреду своим путем

Характерные черты лицейского периода Пушкина явно видны и в стихотворении «Лициния», где критично отображена жизнь России во главе с деспотом Аракчеевым. Поэт пишет рассказ «Бова», поэзия представлена произведениями «Безверие», «Наполеон на Эльбе» — под впечатлением бегства императора с острова. А еще эпиграммы. Например, «Двум Александрам Павловичам». Здесь он сравнивает царя Александра I c его тезкой, гувернером из Лицея — «подлым и гнусным глупцом».

Если резюмировать лицейский период Пушкина кратко, то все меньше в его стихах подражательности, все больше пробивается смелый, свежий и сильный голос.

Еще впереди те шедевры, которые позволят назвать Александра Сергеевича «солнцем нашей поэзии». Тем не менее, именно молодые годы поэта были той базой, благодаря которой он получил свои представления о подлинной литературе.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

Первое большое признание

Первое большое признание Пушкин получил от знаменитого литератора того времени — Державина.

Все ученики лицея должны были выступить со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором шла речь о войне с Наполеоном и о самом господине Державине.

Выступление так впечатлило почетного гостя, что он разволновался, расплакался и даже привстал со своего места, чтобы поближе рассмотреть юного поэта. Он даже хотел обнять его, но Пушкин так испугался реакции Державина, что убежал из зала.

Учителя сначала не поняли реакции Державина и попытались извиниться за выступление молодого поэта. Но тот ответил: «Оставьте его поэтом.»

Это был истинный успех и признание.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

«Старик Державин нас заметил»

Лирика его еще не полностью самостоятельна, все больше подражательная. В ней немало штампов, клише. Но, не оставляя поэзию камерную, Пушкин уже обращается к темам гражданского звучания. Это, прежде всего, широко известные «Воспоминания в Царском Селе». Произведение посвящено Отечественной войне 1812 года.

Стихотворение юный Пушкин прочитал в необычных условиях. В январе 1815 года в Лицее устроили открытый экзамен по русской словесности для учащихся, которые переходили с первого курса на второй. Обязательным было чтение их собственных произведений.

Слушая Пушкина, патриарх был восхищен. «Да это истинная поэзия!», — воскликнул он и со слезами на глазах хотел обнять автора как своего достойнейшего преемника. Но Саша очень смутился и убежал.

Первые преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина

  • А. П. Куницын (1783-1840) — профессор права и политических наук, преподавал с 1811 по 1821 годы
  • Н. Ф. Кошанский (1781-1831) — профессор, русская и латинская литература, 1811-1828
  • А. И. Галич (1783-1848) — профессор, русская и латинская литература, 1814-1815
  • Я. И. Карцов (1784-1836) — профессор, физика и математика, 1811-1836
  • И. К. Кайданов (1782-1843) — профессор, история
  • Д. И. де Будри (1756—1821) — французская литература
  • Ф. П. Калинич (1788-1851) — каллиграфия, (1811-1851)
  • Ф. М. Гауеншильд (1780—1830) — профессор, немецкий язык и литература
  • С. Г. Чириков (1776-1853), учитель рисования

Традиции образования в лицее

Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 — 13 лет.

У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы»

. При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями.Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию. Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

В состав программы обучения входили:

  • русская словесность;
  • гимнастика;
  • иностранные языки;
  • исторические дисциплины;
  • математика;
  • изящные искусства;
  • нравственные дисциплины.

Образование воспитанникам давалось разностороннее. Это было одной из основных идей, применяемых в воспитании лицеистов.

После окончания учебного заведения выпускник мог работать и в гражданской и в военной сферах.

В этом образовательном учреждении неукоснительно соблюдался распорядок дня. Согласно ему, уроки длились в течение семи часов. После их окончания были игровые занятия, прогулки, гимнастика.

Несмотря на строгий распорядок дня, лицеисты не ощущали давления. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма, которые они посылали родным.

Обязательными занятиями были:

  • музыка;
  • иностранные языки;
  • рисование.

В лицее действовали строгие правила. На протяжении учебного года выезжать из него было запрещено.

В лицее была собрана библиотека, в которой имелось более 800 томов, относящихся к философии, литературе, политической экономии, собрано множество стихов.

Это было значительным богатством, так как в это время в России ещё не было общественных библиотек. Первая из них (Императорская Публичная библиотека) была учреждена только через три года после открытия лицея.

Одной из особенностей этой школы было то, что для физических упражнений, игр и прогулок им отводилось гораздо больше времени по сравнению с остальными учебными заведениями.

Бабушка Александра Сергеевича

Первые годы Саша рос угрюмым замкнутым ребенком, эдаким увальнем, который больше сидел где-то в уголке, мало разговаривал и был довольно замкнут. Практически сразу после его рождения к ним в дом переехала его бабушка по материнской линии Мария Алексеевна Ганнибал.

Она продала свою квартиру в Петербурге и перебралась в Москву, чтобы помогать дочери и растить внуков

И, надо сказать, этим поступком она сделала щедрый подарок своим внучатам, так как именно она дала Пушкиным-младшим нежную материнскую любовь, внимание и заботу, которым им так не хватало от родной матери

Надежда Осиповна по каким-то причинам всегда была достаточно холодна с детьми (особенно с Александром, ее любимцем был Лев), уделяла им мало внимания, чаще бывая на балах и светских вечерах, чем в детской игровой. 

Марии Алексеевне совершенно не по нраву были порядки в доме Пушкиных – сменяющие друг друга гувернеры-иностранцы, отсутствие родной речи, занятость родителей. Но она понимала, что не может менять заведенные устои в доме дочери и зятя. Поэтому через несколько лет она купила имение в подмосковном селе Захарово (недалеко от Звенигорода) и перебралась туда, забирая к себе внуков на каждое лето. Здесь Саша Пушкин, наконец, смог почувствовать себя счастливым! 

Мария Алексеевна Ганнибал, бабушка Пушкина. Конец 1770-х – 1780-е.

В Захарово Мария Алексеевна завела свои порядки! Были устранены все иностранные гувернеры, а для присмотра за детьми бабушка оставила лишь нянюшку Арину Родионовну и слугу Никиту Козлова, который служил Александру Пушкину до самой его смерти. В доме Марии Алексеевны разговаривали только на русском языке, дети много двигались, играли в игры, купались, загорали и резвились.

Саша из увальня вдруг превратился в озорного бойкого мальчугана, первого выдумщика игр и проказ. Бабушка сама много занималась с внуками, учила их русскому языку, рассказывала семейные и исторические предания и, конечно же, сказки. Свою лепту в развитии и становлении Саши сыграла и Арина Родионовна, которая нежно любила мальчика и тоже поведала ему много народных сказок, которых она знала несметное количество и рассказывать которые была большой мастерицей. 

Так прошло детство Александра Сергеевича. А в 1811 году на семейном совете было решено отдать старшего сына для дальнейшего обучения в Царскосельский лицей – самое престижное мужское учебное заведение того времени. 

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский Александровский лицей, в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом – «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры – сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

Лицей в Царском Селе

Здание

Лицей на рисунке XIX века

Царскосельский лицей, современная фотография

Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен в 1790-х годах архитектором Ильёй Нееловым (или Джакомо Кваренги) для великих княжон, дочерей императора Павла I. В 1811 году здание было значительно перестроено архитектором В. П. Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения. Состоит из четырёх этажей. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

Лицейские директора и педагоги

Первым директором Лицея стал В. Ф. Малиновский (1811—1814). После его смерти директором был назначен Ф. М. Гауеншилд, бывший в лицее профессором немецкого языка и словесности (1814—1816). Следующим директором назначили Е. А. Энгельгардта (1816—1823). Затем директором был Ф. Г. Гольтгоер (1824—1840). При следующем директоре Д. Б. Броневском (1840—1853) лицей был переведён из Царского Села в Санкт-Петербург.

Среди первых профессоров и преподавателей Лицея были:

  • А. П. Куницын, 1782—1840 (нравственные и политические науки);
  • Н. Ф. Кошанский, 1781—1831 (эстетика, российская и латинская словесность);
  • Я. И. Карцов, 1785—1836 (физические и математические науки);
  • Л.-В. Теппер де Фергюсон, 1768 — после 1824 (музыка и хоровое пение)
  • А. И. Галич, 1783—1848 (русская словесность);
  • Ф. Б. Эльснер, 1771—1832 (военные науки);
  • Д. И. де Будри, 1756—1821 (французская словесность);
  • С. Г. Чириков, 1776—1853 (изящные искусства).

Первые воспитанники

Основная статья: Список выпускников Царскосельского лицея

И. Е. Репин. «Лицейский экзамен». 1911

Комната № 14, где жил Пушкин

В 1811 году первыми воспитанниками Лицея стали:

  • Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
  • Броглио, Сильверий Францевич (1799—1829)
  • Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
  • Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
  • Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
  • Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833), исключён из Лицея в 1813 году
  • Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
  • Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
  • Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
  • Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
  • Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
  • Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
  • Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
  • Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
  • Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
  • Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
  • Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
  • Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
  • Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
  • Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
  • Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
  • Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
  • Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
  • Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
  • Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
  • Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
  • Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
  • Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
  • Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
  • Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)

Из этих 30 человек 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Другие известные выпускники:

  • Ахшарумов, Владимир Дмитриевич (1824—1911) — русский поэт.
  • Замятнин, Дмитрий Николаевич (1805—1881) — министр юстиции России (1862—1867)
  • Кайданов, Николай Иванович (ум. 1894) — начальник архива департамента таможенных сборов, известный архивист.
  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович (1826—1889) — писатель

Иван Васильевич Малиновский

Прозвище: Казак.

Малиновский был сыном директора лицея.

Свое прозвище он получил после того, как похвастался перед друзьями, что вырос недалеко от казачьего полка. Сокурсники сразу признали, что в нем есть что-то от казаков: вольнолюбие, хитрость, удальство, вспыльчивость и лукавство.

Во время учебы у Малиновского умерла мать, а через два года — отец (директор лицея). Все это стало большим ударом для сына.

Пушкин посвятил другу следующие стихи:

«Что ж я тебя не встретил тут же с ним,Ты, наш казак и пылкий и незлобный,Зачем и ты моей сени надгробнойНе озарил присутствием своим?Мы вспомнили б, как Вакху приносилиБезмолвную мы жертву в первый раз,Как мы впервой все трое полюбили,Наперсники, товарищи проказ… «

«А ты повеса из повес,На шалости рожденный,Удалый хват, головорезПриятель задушевный…»

После лицея Малиновский поступил на военную службу, которой посвятил всю жизнь.

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.

Лицеисты

19 октября 1811 года первый курс Царскосельского лицея садится за парты. Ребятам предстоит быть одновременно и школьниками (по возрасту), и студентами (полученное образование приравнивается к высшему). Любопытно, что одноклассники не были ровесниками. Так, например, Данзасу, будущему офицеру и секунданту Пушкина, на момент поступления было около 11 лет, самому Пушкину – 12, а сыну первого директора Лицея Ивану Малиновскому — 15.

Слух о Лицее, в котором, как предполагалось, будут обучаться и великие князья, братья императора Александра I, взволновал аристократические круги. На места для 30 воспитанников быстро образовался конкурс. Экзаменовали поступающих влиятельные люди: министр просвещения Разумовский, директор департамента Министерства народного просвещения Мартынов и директор Лицея Малиновский.

Что представляли из себя лицеисты? Об этом можно судить по сохранившимся рукописям Кюхельбекера: объемная тетрадь вмещает в себя 254 страницы с философскими, моральными, литературными и политическими вопросами, волновавшими мальчиков. Здесь и «Образ правления», и «Обязанности гражданина-писателя», и «Естественная религия», и «Рабство». Суждения на такие сложные темы сочетаются у воспитанников с юношеской горячностью: тот же Кюхля вызовет Пушкина на дуэль, соберется топиться в пруду, первым из воспитанников опубликует свои произведения.

Родители

Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.

Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.

Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.

Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.

Родители Пушкина

Солнце русской поэзии взошло в Москве – будущий поэт появился на свет 6 июня 1799 года в родительском доме в Немецкой слободе. Кроме него в семье была дочь Ольга, старше его на два года и брат Лев, родившийся в 1805 году. И с братом, и с сестрой поэт был очень дружен. Всего у Пушкиных родилось восемь детей, но пятеро умерли в раннем детстве.

Надежда Осипована Ганнибал

Родители – Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины – были красивой четой, их союз был заключен по любви. Однако их отношения в паре были лучше, чем отношения с детьми. Ни мать, ни отец не уделяли должного внимания отпрыскам, перепоручив их многочисленным гувернерам, в основном иностранцам. В доме Пушкиных, как и во многих дворянских домах того времени, чаще разговаривали на французском языке, чем на русском. 

Майор Сергей Львович Пушкин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«Сумрачный лицеист» — эти слова точно отражают состояние души Салтыкова в годы учения в Царском Селе. Мемуаристка и жена Некрасова Авдотья Панаева вспоминала: «Я видела его еще в мундире лицеиста в начале сороковых годов. Юный Салтыков и тогда не отличался веселым выражением лица. Его большие серые глаза сурово смотрели на всех, и он всегда молчал. Помню только раз на лице молчаливого и сумрачного лицеиста улыбку».

И если для Пушкина воспоминания о Лицее — это прежде всего теплые воспоминания о друзьях и преподавателях («…И вижу вновь семью друзей»), то в памяти Салтыкова Лицей остался казенным учебным заведением, в котором он не нашел ни одного близкого друга, где «педагогика была во всех смыслах мрачная: и в смысле физическом, и в смысле умственном», где он терпел «всевозможные преследования» и проходил испытания карцером. По воспоминаниям писателя, он не был прилежным учеником, но хорошо знал языки, имел глубокие познания в политической экономии, русской истории и юридических науках. В Лицее он начал свой путь в литературе, здесь развилось его увлечение поэтическим творчеством.

«Друзья, прекрасен наш союз!»

Впервые в жизни его окружали люди, которые испытывали к нему уважение и восхищение. «Друзья, прекрасен наш союз!» — писал он в адрес одногрупников. Именно в лицейский период Пушкина произошла столь важная перемена в его жизни: была обретена «роскошь человеческого общения».

Его товарищи вместе с профессором Александром Куницыным, который читал сразу 12 предметов, и Александром Галичем, преподавателем латинской и российской словесности, горячо обсуждали события Отечественной войны 1812 года. Она началась через год после их поступления в Лицей. Все вместе они искали смысл жизни, каждый свое собственное предназначение, служение высоким целям.

В истории мировой литературы еще не было такого, чтобы кто-то из поэтов или писателей в своих произведениях так много места уделял альма матер, как Пушкин своему Лицею. Спустя годы он даже на рукописи «Евгения Онегина» нарисовал Лицей.

Это учебное заведение отображено в его стихах, ранних и поздних, посланиях друзьям, на страницах нетленных романов, в посвящениях годовщинам школы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий