Ван гог — стиль и техника

РАННИЕ СТРАНСТВИЯ

Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.

Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.

Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.

Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.

Рисунки

Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.

Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.

По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.

Влияние японского искусства

Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».

Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.

Биография

Как и старший брат Винсент, Теодорус ван Гог, более известный, как Тео, родился в Грот-Зюндерте, в провинции Брабант в Нидерландах. Родители Тео: приходской священник Теодорус ван Гог и Анна Корнелия Карбентус.

Работа

Благодаря родственным связям и Винсент, и Тео работали на парижскую арт-дилерскую компанию «Гупиль и Си» (англ. Goupil & Cie). Первым начал работать Винсент, проведя несколько лет в офисе в Гааге. Тео приступил к работе в Брюсселе 1 января 1873 года и был самым младшим сотрудником фирмы. После того, как Винсента перевели в Лондон, Тео перешёл на его место в Гаагу, где быстро развился и стал преуспевающим арт-дилером. К 1884 году его перевели в Париж, в головной офис. Начиная с зимы 1880—1881 года, Тео посылал своему брату принадлежности для рисования и деньги.

Личная жизнь

В Париже Тео познакомился с Анри Бонгером и его сестрой Йоханной, на которой женился в Амстердаме 17 апреля 1889 года. Они жили в Париже, когда 31 января 1890 года родился их сын Винсент Виллем. 8 июня семья навестила Винсента, который жил в городке Овер-сюр-Уаз неподалёку от Парижа.

Болезнь и смерть

27 июля 1890 года Винсент застрелился в Овер-сюр-Уаз. Возможно, это произошло из-за того, что Винсент не хотел больше висеть на шее своего младшего брата, содержавшего не только его, но и жену с ребёнком и престарелую мать. Отказываясь от какой-либо медицинской помощи, Винсент умер через два дня после того, как выстрелил себе в живот. Тео был с ним. На следующий день он написал об этом матери и семье и уехал в Голландию.

30 июля 1890 года Тео впал в глубокую депрессию, появились признаки серьёзного душевного расстройства. В сентябре того же года Тео пытался уговорить галерею Дюран-Рюэль сделать мемориальную ретроспективу работ Винсента, но безуспешно. В Париже, при помощи Эмиля Бернарда, Тео сделал в своей бывшей квартире (сам он переехал в соседнюю) посмертную выставку.

Могилы Винсента и Тео ван Гога на кладбище Овер-сюр-Уаз

В октябре, по просьбе Анри Бонгера, Тео согласился лечь в сумасшедший дом Этуаля, где ему поставили диагноз «острая маниакальная возбудимость с манией величия и прогрессирующий общий паралич». По запросу жены, в ноябре 1890 года он был переведён в «Медицинский институт душевнобольных» в Утрехте, Нидерланды. Здесь он умер через два месяца в возрасте 33 лет от осложнений последней стадии сифилиса, и был похоронен в Eerste Algemene Begraafplaats Soestbergen.

Двадцать пять лет спустя останки Тео ван Гога были перевезены во Францию, и 8 апреля 1914 года оба брата были перезахоронены рядом друг с другом на кладбище Овер-сюр-Уаз.

Юность

Издавна так повелось, что мужчины в семье Ван Гогов занимались только двумя видами деятельности: торговля художественными полотнами и церковно-приходская деятельность. Юный Винсент не мог не попробовать себя и в том и другом. Он добился определенных успехов и в качестве пастора, и в роли торговца картинами, но страсть к рисованию взяла своё.

В 15 лет семья Винсента помогла ему устроиться в гаагский филиал художественной компании «Гупиль и Ко». Его карьерный рост не заставил себя ждать: за прилежание и успехи в работе его перевели в британское отделение. В Лондоне он из простого деревенского парня, любителя живописи превратился в успешного коммерсанта, профессионала, разбирающегося в гравюрах английских мастеров. В нем появился столичный лоск. Не за горами и переезд в Париж, и работа в центральном отделении компании «Гупиль».

Расцвет и поиск своего стиля

В 1888 году Ван Гог, переживая по поводу непонимания зрителей, уезжает в южный французский город Арль (Arles). Арль стал городом, в котором Винсент понял цель своего творчества: не стремиться отразить реальный зримый мир, а с помощью цвета и несложных технических приемов выразить свое внутреннее «Я».

Он принимает решение порвать с импрессионистами, но особенности их стилистики долгие годы проявляются в его произведениях, в способах изображения света и воздуха, в манере расстановки цветовых акцентов. Типичными для импрессионистических работ являются серии полотен, на которых один и тот же пейзаж, но в разное время дня и при разном освещении.

Притягательность стиля работ Ван Гога времени расцвета – в противоречии между стремлением к гармоническому мироощущению и осознанием собственной беспомощности перед дисгармоничным миром. Полные света и праздничной природы работы 1888 года соседствуют с мрачными фантасмагорическими образами:

  • «Жёлтый дом» (Gele huis);
  • «Кресло Гогена» (De stoel van Gauguin);
  • «Терраса кафе ночью» (Cafe terras bij nacht).

Динамичность, движение цвета, энергия кисти мастера является отображением души художника, его трагических исканий, порывов понять окружающий мир живого и неживого:

  • «Красные виноградники в Арле»;
  • «Сеятель» (Zaaier);
  • «Ночное кафе» (Nachtkoffie).

Художник задумывает учредить общество, объединяющее начинающих гениев, которые будут отображать будущее человечества. Чтобы открыть общество, Винсенту помогает средствами Тео. Ведущую роль Ван Гог отводил Полю Гогену. Когда Гоген приехал, они поссорились до того, что Ван Гог 23 декабря 1888 года чуть не перерезал ему горло. Гоген сумел спастись, а Ван Гог, раскаявшись, отсек часть мочки собственного уха.

Биографы по-разному оценивают данный эпизод, многие считают, что поступок этот был признаком сумасшествия, спровоцированного чрезмерным потреблением алкогольных напитков. Ван Гог отправлен в психбольницу, где его содержат в строгих условиях в отделении для буйнопомешанных. Гоген уезжает, заботу о Винсенте берет на себя Тео. После курса лечения Винсент мечтает вернуться в Арль. Но жители города выразили протест, и художнику предложили поселиться рядом с больницей Сен-Поль (Saint-Paul) в Сен-Реми-де-Прованс (Saint-Rémy-de-Provence), под Арлем.

С мая 1889 года Ван Гог живет в Сен-Реми, за год пишет более 150 крупных вещей и порядка 100 рисунков и акварельных произведений, демонстрирующих мастерское владение полутонами и приемом контраста. Среди них преобладает пейзажный жанр, натюрморты, передающие настроение, противоречия в душе автора:

  • «Звёздная ночь» (Nightlights);
  • «Пейзаж с оливковыми деревьями» (Landschap met olijfbomen) и др.

В 1889 году плоды творчества Ван Гога выставляются в Брюсселе, встречены восторженными отзывами коллег и критиков. Но Ван Гог не испытывает радости от наступившего наконец признания, переезжает в Овер-сюр-Уаз (Auvers-sur-Oise), где живет его брат с семейством. Там он постоянно творит, но угнетенное настроение и нервическое возбуждение автора передаются полотнам 1890 года, они отличаются ломаными линиями, искаженными силуэтами предметов и лиц:

  • «Деревенская дорога с кипарисовыми деревьями» (Landelijke weg met cipressen);
  • «Пейзаж в Овере после дождя» (Landschap in Auvers na de regen);
  • «Пшеничное поле с воронами» (Korenveld met kraaien) и др.

27 июля 1890 года Ван Гог получил смертельное ранение из пистолета. Неизвестно, был ли выстрел спланированным или случайным, но через сутки художник умер. В этом же городке он похоронен, а через 6 месяцев от нервного истощения умер и его брат Тео, могила которого находится рядом с Винсентом.

За 10 лет творчества появилось свыше 2100 работ, среди которых порядка 860 выполнено маслом. Ван Гог стал родоначальником экспрессионизма, постимпрессионизма, его принципы легли в основу фовизма и модернизма.

Посмертно прошла череда триумфальных выставочных мероприятий в Париже, Брюсселе, Гааге, Антверпене. В начале XX века проходит еще одна волна показов произведений знаменитого голландца в Париже, Кельне (Keulen), Нью-Йорке (New York), Берлине (Berlijn).

«Прозрения юродивого»

Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.

После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.

Парижский период

Художественная жизнь французской столицы процветает: именно туда стекались великие художники того времени. Знаковым событием стала выставка импрессионистов на улице Лафит: впервые показывают работы Синьяка и Сера, которые провозгласили начало движения постимпрессионизма. Именно импрессионизм произвел революцию в искусстве, сменив подход к живописи. Это течение представило конфронтацию академизму и устаревшим сюжетам: во главе творчества встают чистые цвета и само впечатление от увиденного, которые переносятся в дальнейшем на полотно. Постимпрессионизм стал заключительным этапом импрессионизма.

Парижский период, длящийся с 1986 по 1988 год, стал самым плодотворным в жизни художника, его собрание картин пополнилась более чем 230 рисунков и полотен. Винсент Ван Гог формирует собственный взгляд на искусство: реалистический подход уходит в прошлое, сменяясь стремлением к постимпрессионизму.

Со знакомством с Камилем Писсарро, Пьером-Огюстом Ренуаром и Клодом Моне цвета на его картинах начинают светлеть и становиться все ярче и ярче, став, в конце концов, настоящим буйством красок, характерной для его последних работ.

Знаковым местом стала лавка папаши Танги, где продавались художественные материалы. Здесь многие художники встречались и выставляли свои работы. Но нрав Ван Гога по-прежнему был непримирим: дух соперничества и напряжение в обществе нередко выводило импульсивного художника из себя, так что вскоре Винсент ссорится с друзьями и принимает решение покинуть французскую столицу.

Среди знаменитых работ парижского периода следующие картины:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»»;
  • «Папаша Танги»;
  • «Натюрморт с абсентом»;
  • «Мост через Сену»;
  • «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик».

Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)

родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.

Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «‎‎священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его ‎‎славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.

Отец Теодорус Ван Гог Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог Брат Тео Ван Гог

Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.

Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.

Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».

Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет

Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».

Расцвет творчества

В периоды ремиссии он просился обратно в мастерскую, но жители Арля подписали заявление мэру с просьбой изолировать душевнобольного художника от мирных жителей. Но в больнице ему не запретили творить: до 1889 года Винсент работал над новыми картинами прямо там. За это время он создал более 100 рисунков карандашом и акварелью. Полотна этого периода отличаются напряжением, яркой динамикой и противопоставлением контрастных цветов:

  • «Звездная ночь»;
  • «Пейзаж с оливами»;
  • «Пшеничное поле с кипарисами».

В конце того же года Винсента пригласили поучаствовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали бурный интерес у ценителей живописи, но это уже не могло обрадовать художника, и даже хвалебная статья о «Красных виноградниках в Арле» никак не осчастливило измученного Ван Гога.

В 1890 году он перебрался в Опер-сюр-Урз, что под Парижем, где впервые за долгое время повидался с семьей. Он продолжил писать, но стиль его становился все более мрачным и гнетущим. Отличительной чертой того периода стал искривленный и надрывный контур, который прослеживается в следующих работах:

  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Пейзаж в Овере после дождя».

Наиболее известные картины Ван Гога

Картины, написанные художником, через некоторое время после его смерти были признаны поистине гениальными и бесценными. Среди множества написанных им полотен есть самые известные, названия которых знакомы даже тем, кто вообще далек от искусства. Для его картин характерны некоторые особенности, а именно:

  • динамичные густые мазки;
  • яркие, в некоторых случаях почти «открытые» цвета;
  • смелые, экспериментальные сочетания красок.

«Едоки картофеля»

Свою первую серьезную картину Винсент Ван Гог написал еще в 1885 году. Она не была создана «на одном дыхании», этому предшествовала тяжелая предварительная работа. Художник выполнил к полотну 12 этюдов, которые впоследствии уничтожил.

На картине изображена крестьянская семья де Гроотов, которые после тяжелого трудового дня собрались за столом, чтобы поужинать при свете керосиновой лампы. На столе лишь одно блюдо — печеный картофель, да чашки с ячменным кофе. Утомленные лица крестьян, их крупные, огрубевшие руки. Цветовая палитра этого произведения очень скупа, но необычайно точно передает атмосферу крестьянского быта.

Некоторые исследователи творчества художника утверждали, что эта картина является неприкрытой сатирой на людей, которые даже не подозревают о своей невежественности. Но в своих письмах Ван Гог с большим уважением отзывался об этой семье, их честности и простых моральных принципах. Ему хотелось показать на картине пар от горячего картофеля и уставших крестьян, занятых едой, а также вызвать у зрителя чувство сострадания.

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»

В январе 1889 года художник создал эту картину с очень странной предысторией. До сих пор нельзя с точностью утверждать, сам ли Ван Гог отрезал себе мочку уха или это несчастный случай, который произошел во время его ссоры с другим известным художником — Полем Гогеном. Уставший и задумчивый, с трубкой во рту, Винсент написал свое произведение, ставшее поистине его визитной карточкой.

«Звездная ночь»

Эту картину художник написал в 1889 году, находясь на лечении в психиатрической лечебнице в маленьком городке Сен-Реми, во французском Провансе, что на Лазурном Берегу. На картине изображено звездное небо, которое и является самым главным в замысле художника. Он показывает возможности мыслительной деятельности человека, которые способствуют глубокому пониманию природы вещей, переплетению космических тайн и земных кипарисов, растущих на холме. Живописец ярко демонстрирует на первом плане непостижимую гармонию Вселенной, ее загадки и тайны. А где-то в тени полумрака расположил городские дома и горы. Он впоследствии признавался брату, что звезды очень близки ему, он может очень долго смотреть на них и предаваться мечтаниям.

«Ирисы»

Картина считается одной из самых последних полотен великого художника. Несмотря на то, что болезнь продолжала развиваться, он все еще работал. В этой картине он отходит от своей обычной техники и наполняет ее необычайной легкостью и невесомостью. Подобранная им цветовая гамма позволяет абсолютно без напряжения, с чувством расслабленности и даже покоя, до бесконечности рассматривать изображения ирисов, растущих в поле. Здесь очевидно влияние японского искусства, которое так нравилось художнику, и французского импрессионизма. Такое непростое сочетание двух различных направлений в искусстве обеспечило живописцу полный успех этой картины.

«Подсолнухи»

Картины с самыми разными подсолнухами очень известны среди любителей творчества Ван Гога и ценителей искусства. Вначале, в Париже, художник начинает работать над изображениями срезанных цветов, а позднее, в Арле, пишет букеты в вазах. Как стало известно, он просто хотел украсить стены дома к приезду своего друга, Поля Гогена. Картины настолько понравились Гогену, что две из них он даже приобрел для себя.

Даже небольшое знакомство с творчеством этого гениального художника, который создал не один шедевр за очень короткое время, может послужить весомым стимулом для того, чтобы картины Ван Гога с названиями стали намного понятней. А такая короткая жизнь трудолюбивого мастера была оценена по достоинству поклонниками его творчества.

Был влюблен в кузину

Ван Гог был влюблен в свою кузину Кэй Фос. Девушка ему давно нравилась, но, когда они встретились в родительском доме Ван Гога, его чувства вспыхнули с новой силой. Кэй Фос на тот момент было 25 лет. Она потеряла мужа, осталась одна с ребенком. Винсент увидел в ее глазах «величайшую скорбь», которая потрясла его до глубины души.

Он не побоялся признаться в любви, но кузина испугалась его откровений и поспешила уехать. Художник уже тогда был довольно странным, поэтому девушка была сильно напугана. Винсент не принял отказа, он начал преследовать ее, писать письма.

Кэй была вынуждена рассказать об увлечении Ван Гога его родителям. Разразился крупный скандал, но он не прекратил преследования. В ситуацию вмешались родители Кэй, Винсент отступил от своих планов.

История развития и основные направления постимпрессионизма

Постимпрессионизм появился во Франции в середине 1880-х годов в результате кризиса импрессионизма и попыток мастеров кисти найти созвучные новому веку изобразительные средства. Постимрессионисты отказывались изображать на холсте мимолетное впечатление действительности, стремились раскрыть суть предметов и запечатлеть длительное состояние окружающего мира.

Постимпрессионизм и импрессионизм, несмотря на некоторую абсурдность звучания этого выражения, длительное время существовали параллельно. У художников-новаторов не было единой программы, методов и выразительных средств для преодоления устоявшихся догм в живописи. Многие постимпрессионисты изначально тяготели к импрессионизму, но постепенно отказались от его эстетики в пользу декоративной стилизации своих произведений.

Первое знакомство широкой публики с картинами постимпрессионистов состоялось в Париже в 1886 году. По иронии судьбы это случилось на последней, 8-й по счету, выставке импрессионистов. В ее каталоге значились работы двух молодых художников — Поля Синьяка (Paul Signac) и Жоржа Сёра (Georges Seurat). Произведения этих участников-неоимпрессионистов отличались от остальных картин по технике исполнения и композиции. Впоследствии новый стиль получил название пуантилизм или дивизионизм.

Постимпрессионизму характерно бурное одновременное развитие большого количества новых разнородных направлений. Помимо неоимпрессионизма, свой след в истории искусства оставили и другие течения:

  • интимизм;
  • клуазонизм;
  • синтетизм;
  • примитивизм.

Под влиянием Поля Гогена на севере Франции в исторической области Бретани работали художники Понт-авенской школы: Эмиль Бернар (Émile Bernard), Поль Серюзье (Paul Sérusier), Шарль Лаваль (Charles Laval).

В 1890 году в Париже была основана художественная группа «Наби́» (фр. Nabis). В ее состав вошли Пьер Боннар (Pierre Bonnard), Эдуар Вюйар (Édouard Vuillard), Морис Дени (Maurice Denis), Феликс Валлоттон (Félix Vallotton). Группа просуществовала до 1905 года, ее участники признавали одной из главных целей своего творчества уничтожение различий между классической станковой живописью и прикладным декоративным искусством. Художники не только писали картины, но и создавали фрески, гобелены, обои, декор для театров, дизайн для рекламных плакатов.

Отдельные сообщества художников-постимпрессионистов на рубеже XIX-XX веков создавались в других уголках мира: в Англии (Кэмден Таун Групп), Канаде (Группа семи), скандинавских странах (здесь работали норвежские мастера изобразительного искусства Эдвард Мунк (Edvard Munch), Петер Крейер (Peder Krøyer) и датсуий художник Вильгельм Хаммерсхей (Vilhelm Hammershøi).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий