Винсент ван гог gogh, vincent van (1853-1890)

Ранние годы: моя юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной» (1853-1868)

родился в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов 30 марта 1853 года. Для малыша родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Ровно за год до этого в семье произошла трагедия: на свет появился первенец, который почти сразу же умер, — в честь него пара и назвала второго ребёнка. Когда Винсент подрос, он часто ходил к могиле своего умершего брата и любил сидеть там, размышляя о чём-то.

Отец Теодор Ван Гог происходил из когда-то знатного рода и был «‎‎священником по наследству» — большинство мужчин в его семье отдали себя религии. Он обладал мягкими чертами лица, всегда был вежлив и готов помочь прихожанам, которые с теплом относились к пастору и называли его ‎‎славным. Мать Анна Корнелия Карбентус, дочь придворного мастера-переплётчика, отличалась взрывным характером: в одну секунду излучала нежность и ласку, а через минуту её охватывала вспышка гнева. Женщина любила фантазировать и заниматься сочинительством — время от времени писала длинные письма, где рассуждала о жизни и откровенничала, а также покрывала тетрадные листы незамысловатыми фигурками животных и растений.

Отец Теодорус Ван Гог Мать Анна Корнелия Карбентус Ван Гог Брат Тео Ван Гог

Со временем дом священника наполнился детским смехом и щебетанием: в семье появились ещё пятеро малышей. Будучи взрослым, Винсент поддерживал связь лишь с сестрой Вил и братом Теодором. Тео стал настоящим другом для художника и сопровождал его в течение всей жизни — на протяжении многих лет братья вели переписку, из которой сохранились более 600 писем.

Своей противоречивостью Винсент в чём-то повторял характер матери: в один день был молчаливым и задумчивым, но в другой — самым громким среди детей; любил блуждать по окрестностям в одиночестве — но часто организовывал шумные игры с братьями и сёстрами; мог нагрубить и высказать колкости дома — но односельчане помнили его тихим и послушным ребёнком. Такой же двойственной была и его тяга к искусству: иногда Винсент приносил матери свои рисунки и фигурки из глины, но буквально через мгновенье мог с яростью разорвать или разломать их.

Уже будучи взрослым, он писал про себя: «Я — человек страстей, способный и склонный творить глупости, за которые мне бывает стыдно. Я часто говорю или делаю что-то слишком быстро, когда лучше было бы выждать. Мне кажется, многие творят подобное тоже. А раз так, то что поделать? Нужно ли считать себя опасным и ни на что негодным? Я так не думаю».

Рисунок Ван Гога в возрасте 9 лет

Когда Винсенту шёл двенадцатый год, отец отправил его в школу-пансион Зевенберга, небольшого города в двадцати километрах от дома. Мальчик чувствовал себя одиноким и покинутым и упрашивал родителей забрать его обратно. Вместо этого через пару лет отец перевёл его в среднюю школу города Тилбурга. Там Винсент понемногу занимался живописью, но всё равно не чувствовал счастья и через два года в возрасте пятнадцати лет без объяснения причин вернулся домой. Позже в письме к Тео он говорил, что его юность была «аскетичной, холодной и неплодотворной».

Биография

Как и старший брат Винсент, Теодорус ван Гог, более известный, как Тео, родился в Грот-Зюндерте, в провинции Брабант в Нидерландах. Родители Тео: приходской священник Теодорус ван Гог и Анна Корнелия Карбентус.

Работа

Благодаря родственным связям и Винсент, и Тео работали на парижскую арт-дилерскую компанию «Гупиль и Си» (англ. Goupil & Cie). Первым начал работать Винсент, проведя несколько лет в офисе в Гааге. Тео приступил к работе в Брюсселе 1 января 1873 года и был самым младшим сотрудником фирмы. После того, как Винсента перевели в Лондон, Тео перешёл на его место в Гаагу, где быстро развился и стал преуспевающим арт-дилером. К 1884 году его перевели в Париж, в головной офис. Начиная с зимы 1880—1881 года, Тео посылал своему брату принадлежности для рисования и деньги.

Личная жизнь

В Париже Тео познакомился с Анри Бонгером и его сестрой Йоханной, на которой женился в Амстердаме 17 апреля 1889 года. Они жили в Париже, когда 31 января 1890 года родился их сын Винсент Виллем. 8 июня семья навестила Винсента, который жил в городке Овер-сюр-Уаз неподалёку от Парижа.

Болезнь и смерть

27 июля 1890 года Винсент застрелился в Овер-сюр-Уаз. Возможно, это произошло из-за того, что Винсент не хотел больше висеть на шее своего младшего брата, содержавшего не только его, но и жену с ребёнком и престарелую мать. Отказываясь от какой-либо медицинской помощи, Винсент умер через два дня после того, как выстрелил себе в живот. Тео был с ним. На следующий день он написал об этом матери и семье и уехал в Голландию.

30 июля 1890 года Тео впал в глубокую депрессию, появились признаки серьёзного душевного расстройства. В сентябре того же года Тео пытался уговорить галерею Дюран-Рюэль сделать мемориальную ретроспективу работ Винсента, но безуспешно. В Париже, при помощи Эмиля Бернарда, Тео сделал в своей бывшей квартире (сам он переехал в соседнюю) посмертную выставку.

Могилы Винсента и Тео ван Гога на кладбище Овер-сюр-Уаз

В октябре, по просьбе Анри Бонгера, Тео согласился лечь в сумасшедший дом Этуаля, где ему поставили диагноз «острая маниакальная возбудимость с манией величия и прогрессирующий общий паралич». По запросу жены, в ноябре 1890 года он был переведён в «Медицинский институт душевнобольных» в Утрехте, Нидерланды. Здесь он умер через два месяца в возрасте 33 лет от осложнений последней стадии сифилиса, и был похоронен в Eerste Algemene Begraafplaats Soestbergen.

Двадцать пять лет спустя останки Тео ван Гога были перевезены во Францию, и 8 апреля 1914 года оба брата были перезахоронены рядом друг с другом на кладбище Овер-сюр-Уаз.

«Пуритане идут на службу»


Картина Джорджа Боутона, так впечатлившая Ван Гога

Во время своего пребывания в Великобритании, куда он приехал в 1873 году, Винсенту на глаза попалась картина, которая стала не просто его любимой, она наложила отпечаток на всю его оставшуюся жизнь. Это было полотно 1867 года кисти Джорджа Генри Боутона, первоначально носившее название «Ранние пуритане Новой Англии идут в церковь». Для Ван Гога этот опыт был не только художественным, но и религиозным. В этой картине он почувствовал, как искусство переплетает духовность и божественность с обычной процессией. Именно в этот период Ван Гог решил покончить с рисунками и перейти к живописи.

Смерть

Жители Арля начинают опасаться непохожего на них горожанина. В 1889 г. они пишут петицию с требованием избавить их от «рыжего безумца». Винсент осознает опасность своего состояния и добровольно отправляется в лечебницу Святого Павла Мавзолийского в Сен-Реми. Во время лечения ему разрешают писать на улице под присмотром медперсонала. Так появились его работы с характерными волнообразными линиями и завихрениями («Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой» и др.).

Картина “Звездная ночь”

В Сен-Реми периоды бурной активности сменяются длительными перерывами, вызванными депрессией. В момент одного из кризисов он глотает краски. Несмотря на участившиеся обострения болезни, брат Тео способствует его участию в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890-го Винсент выставляет «Красные виноградники в Арле» и продает их за четыреста франков, что составляет довольно приличную сумму. Это была единственная проданная при жизни картина.

Картина «Красные виноградники в Арле»

Его радость была безмерной. Художник не переставал трудиться. Успехом «Виноградников» воодушевлен и его брат Тео. Он снабжает Винсента красками, но тот начинает их есть. В мае 1890 года брат договаривается с терапевтом-гомеопатом доктором Гаше о лечении Винсента в его клинике. Доктор и сам увлекается рисованием, поэтому с радостью принимается за лечение художника. Винсент также расположен к Гаше, видит в нем добросердечного и оптимистичного человека.

Спустя месяц Ван Гогу разрешают поездку в Париж. Брат встречает его не очень ласково. У него проблемы с финансами, сильно болеет дочь. Винсента такой прием вывел из равновесия, он понимает, что становится, возможно, и всегда был для брата обузой. Потрясенный, он возвращается в клинику.

Фрагмент картины «Дорога с кипарисами и звездой»

27 июля как обычно выходит на пленэр, но возвращается не с этюдами, а с пулей в груди. Пуля, выпущенная им из пистолета, попала в ребро и ушла в сторону от сердца. Художник сам вернулся в приют и лег в постель. Лежа в постели, он спокойно курил трубку. Создавалось впечатление, что рана не причиняла ему боли.

Гаше вызвал Тео телеграммой. Он тут же приехал, стал успокаивать брата, что ему помогут, что не нужно предаваться отчаянию. В ответ прозвучала фраза: «Печаль продлится вечно». Скончался художник 29 июля 1890 г. в половине второго ночи. Его похоронили в местечке Мери 30 июля.

Могила Винсента Ван Гога

Проститься с художником приехали многие его друзья-художники. Стены комнаты были увешаны его последними картинами. Доктор Гаше хотел сказать речь, но так сильно плакал, что сумел произнести лишь несколько слов, суть которых сводилась к тому, что Винсент был великим художником и честным человеком, что искусство, которое для него было превыше всего, отплатит ему тем, увековечит его имя.

Брата художника Тео Ван Гога не стало спустя полгода. Он не простил себе ссоры с братом. Его отчаяние, которым он делится с матерью, становится невыносимым, и он заболевает нервным расстройством. Вот что он написал в письме матери после смерти брата:

«Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился… Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты… О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

Тео Ван Гог, брат художника

А это последнее письмо Винсента, написанное им после ссоры:

В 1914 году останки Тео его вдова перезахоронила рядом с могилой Винсента.

Выбор жизненного пути

В жизни Винсента наступила длительная пауза. Дома он провел пятнадцать долгих месяцев, не решаясь выбрать тот или иной жизненный путь. Когда ему исполнилось шестнадцать, он хотел найти свое призвание, чтобы посвятить ему всю свою жизнь. Дни проходили бесполезно, ему нужно было обрести цель. Родители понимали, что-то нужно делать и обратились за помощью к родному брату отца, проживающему в Гааге. Он возглавлял художественную торговую фирму и мог бы устроить Винсента к себе на работу. Эта идея оказалась блестящей.

Если юноша проявит трудолюбие, то станет наследником своего богатого дяди, у которого не было собственных детей. Винсент, уставший от неторопливой жизни родных мест, с радостью отправляется в Гаагу, административный цент Голландии. Летом 1869 года Ван Гог, биография которого теперь будет напрямую связана с искусством, начинает свою карьеру.

Винсент стал служащим в фирме «Гупиль». Его наставник жил во Франции и коллекционировал работы художников барбизонской школы. В то время в этой стране увлекались пейзажами. Дядя Ван Гога мечтал о появлении подобных мастеров в Голландии. Он становится вдохновителем Гаагской школы. Винсенту довелось познакомиться со многими художниками.

Винсент Ван Гог

Начало жизни

Ван Гог родился в деревне Грот-Зюндерт, которая находится в южной части Нидерландов. Его отец был священником, а мать принадлежала к известной семье, занимавшейся изготовлением книг. Винсента назвали в честь его деда. В детстве Винсент был достаточно трудным ребенком, он имел странные манеры, был очень своенравным, его часто ругали и наказывали. Он был не единственным ребенком в семье. Из всех детей гувернантка менее всего выделяла его и считала, что он ничего не добьется в жизни. В семилетнем возрасте он пошел учиться в школу, но проучился там всего год, после чего обучался дома. Через несколько лет его отправили в еще одну школу. Его нахождение вдали от дома явилось для него сильной эмоциональной травмой. В школе ему легко давались иностранные языки, там же он учился рисовать. В 1868 году он внезапно бросает учебу и приезжает домой.

Ван Гог — художник

Увлечение рисованием помогало Винсенту спасаться от частых депрессий. В 1880-х годах Ван Гог влюбился в свою кузину, что принесло много проблем и недовольства со стороны его родственников, которые заставили его уехать. Тогда он уехал в Гаагу, где всерьез занялся живописью. Там он пытался создать семью, пожалев и позвав к себе жить Христин, беременную уличную женщину с детьми. К тому же для него было плюсом появление модели для его картин. Но она обладала сложным характером и их сожительство продлилось недолго. Тогда он переехал в Дренте, где писал очень много пейзажей, но большую часть его картин составляли простые люди, занятые работой. Одной из таких картин является картина «Красные виноградники».

Звездная ночь. Ван Гог.

В 1886 году Ван Гог уехал в Париж, где начался его самый плодотворный период творчества. В этот период его картины стали светлее и добрее. Тогда появились такие картины как «Мост через Сену», «Море в Сент-Марье», «Папаша Танги».

Последние годы

Творчество Ван Гога сильно возвысилось, но его картины по прежнему не хотели покупать, это сильно ранило художника. В 1888 году он переехал в Арль. Там он пытался разработать свою собственную технику рисования. Он хотел открыть мастерскую для обучения будущих художников. Он хотел, чтобы ему помог Поль Гоген, но в дальнейшем имел с ним много конфликтов, однажды даже бросился на него, после чего попал в психиатрическую больницу. После этого он был отправлен в Сен-Реми-де-Прованс, где написал более 150 картин, в числе которых есть такая известная картина как «Звездная ночь».

Автопортрет с отрезанным ухом. Ван Гог

В 1890 году Винсент приехал в Овер-сюр-Уаз. Он продолжал писать картины, но они становились все более угнетающими. В том же году им была написана картина «Пшеничное поле с воронами». Существует легенда, что после создания этой картины художник отправился на пленэр для написания новой картины и выстрелил в себе в сердце из револьвера, которым он отпугивал птиц во время работы. Пуля прошла ниже сердца, но вскоре он умер от кровопотери. Со слов брата Винсента, последними словами Ван Гога было: «Печаль будет длиться вечно».

СМЕНА СТИЛЯ

После переезда в Париж в марте 1886 года стиль Ван Гога начинает стремительно меняться. В это время брат художника, Тео, был увлечен живописью импрессионистов, и после знакомства с их работами Винсент сам начал иначе использовать цвета и свет в своих картинах.

Некоторое время он увлекался также пуантилизмом, стилем, выработанным Жоржем Сёра и его последователями. Суть их творческого метода состояла в нанесении на холст отдельных мелких точек чистого цвета. Если рассматривать такую картину на расстоянии, эти точки смешиваются, при этом цветовое ощущение оказывается совершенно иным, чем если бы краски были смешаны на самом холсте.

Ван Гог быстро овладел импрессионистской техникой письма, но он всё же тяготел к выдавленным на холст непосредственно из тюбика чистым краскам.

Однако, вместо того чтобы использовать точки, Ван Гог вырабатывает свою собственную манеру накладывать краску на холст густыми ритмичными мазками.

Натюрморты

Натюрморты, которые писал Ван Гог, удивительны по тому чувству, которое художник умел передать в самых простых предметах, например изображая обычный стул — «Стул Винсента с трубкой», 1888 года. В символических звучаниях некоторых предметов нет ничего нового: цветы на натюрморте на протяжении столетий должны были олицетворять кратковременность человеческой жизни, поскольку даже самые красивые творения природы неизбежно обречены на умирание. Однако натюрморты Ван Гога отличаются тем, что с помощью цвета и мазка художник оказался способен передать не только внешние формы предметов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом. Некоторые его образы выражают одиночество, однако цветы Ван Гога всегда остаются ярким воплощением жизненной силы и энергии — «Натюрморт с чертополохом», 1980 года и «Четыре увядших подсолнуха», 1887 года. Картина 1888 года, на которой изображена спальня художника, решена им как любовно выписанный натюрморт, и сам Ван Гог писал, что хотел передать на ней «ощущение покоя и отдыха».

Личная жизнь

В 1881 г. художник приезжает в родительское имение и влюбляется в свою двоюродную сестру Корнелию Адриану Стриккер. Он предлагает руку и сердце, но получает решительный отказ. Дальнейшие попытки добиться благосклонности лишь ухудшили ситуацию. Отец назвал сына, считавшего религию страшной вещью, недотёпой и выгнал из дому.

В Гааге происходит знакомство с художником Антуаном Мове, который учит Винсента рисовать и даже помогает открыть небольшую мастерскую, но вскоре друзья ссорятся.

Ван Гог полтора года живёт с проституткой Син и её детьми. Интересным является тот факт, что последний ребёнок родился во время их совместного проживания. Это была жизнь, наполненная отчаянием и бедностью, хотя сам художник считал её идиллией.

А вскоре в личной жизни случается очередная драма. В Винсента влюбляется соседка Марго Бегеман, но родители запрещают ей брак с неудачником. В отчаянии девушка совершает попытку суицида, а отношения безвозвратно портятся. Вскоре от сердечного приступа умирает отец художника Теодор, это трагическое событие произошло 26 марта 1885 г.

ВЕРА И СТАРОСТЬ

За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент начал находить все большее утешение в религии. Им овладело страстное желание помогать всем обездоленным и несчастным, ведь жизнь в больших городах, и прежде всего в Лондоне, открыла ему глаза на ужасное положение бедняков. В 1876 он возвращается в Англию, где преподает в школе сначала в Рамсгейте, на юго-восточном побережье, а затем в Айлуорте, неподалеку от Лондона. В начале 1877 года, вернувшись в Голландию и проработав несколько месяцев клерком в книготорговой компании в Дордрехте, он переезжает в Амстердам и начинает учиться на священника.

Суровая обстановка богословского факультета была не по душе Винсенту, он бросает учёбу и в июле 1878 года ненадолго возвращается в родительский дом. В марте 1886 года Ван Гог приезжает в Париж, чтобы поселиться в квартире своего брата Тео, которую тот снимал на Рю Лепик. Некоторое время он берёт уроки живописи у Фернана Кормона, в мастерской которого встречается с Анри Тулуз-Лотреком. Здесь же он сводит знакомство с несколькими другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген и Писсарро. В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачное настроение и сюжеты своего голландского периода и перейдя к яркой палитре, которой пользовались импрессионисты и постимпрессионисты

Некоторые работы из этой плеяды бунтарей — Моне, Дега, Ренуара и Пикассо — выставлялись в галерее Тео и начинали привлекать внимание публики

Затем, проведя несколько месяцев в евангелической школе в Брюсселе, Винсент становится проповедником в Боринаже, обширном угледобывающем районе в Бельгии, заселенном в основном едва сводящими концы с концами шахтерами. Этому делу Ван Гог отдается со всей своей страстью, раздавая беднякам деньги и одежду и не имея никаких доходов.

Последние годы

Последним светлым воспоминанием в жизни великого художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который также любил писать. Дружба с ним поддерживала Винсента в самые сложные периоды его жизни – кроме брата, почтальона Рулена и доктора Гаше к концу жизни у него не осталось близких друзей.

В 1890 году Винсент пишет полотно «Пшеничное поле с воронами», а уже через неделю происходит трагедия.

Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно. Винсент погиб от выстрела в сердце из собственного револьвера, который он носил с собой, чтобы отпугивать птиц. Умирая, художник признавался, что сам выстрелил себе в грудь, однако промахнулся, попав чуть ниже. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Доктор с сомнением отнесся к версии с попыткой самоубийства – угол вхождения пули был подозрительно низок, и пуля не прошла навылет, что говорит о том, что стреляли словно бы издалека – или, по крайней мере, с расстояния пары метров. Врач немедленно вызвал Тео – тот прибыл на следующий день и был рядом с братом до самой его кончины.

Существует версия о том, что накануне гибели Ван Гога художник серьезно повздорил с доктором Гаше. Тот обвинил его в несостоятельности, в то время как его брат Тео буквально умирает от съедающей его болезни, но все еще присылает ему деньги на жизнь. Эти слова могли сильно задеть Винсента – ведь он и сам чувствовал огромную вину перед братом. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Будучи максимально подавленным, расстроенный ссорой с другом, недавно выйдя из лечебницы, Винсент вполне мог решиться на самоубийство.

Умер Винсент 30 июля 1890 года. Тео бесконечно любил своего брата и с большим трудом переживал эту потерю. Он занялся организацией выставки посмертных работ Винсента, но не прошло и года, как он умер от тяжелого нервного потрясения 25 января 1891 года. Спустя годы вдова Тео перезахоронила его останки рядом с Винсентом: она посчитала, что неразлучные братья должны быть рядом друг с другом хотя бы после смерти.

Влияние

В последнем письме к Тео Винсент писал, что, не имея собственных детей, художник воспринимал картины как свое продолжение. В некоторой степени это было правдой: он действительно имел детей, и первый из них – экспрессионизм, который в дальнейшем стал иметь множество наследников.

Многие художники в дальнейшем адаптировали черты стиля Ван Гога под свое творчество: Говарт Ходжкин, Виллем де Кенинг, Джексон Поллок. Вскоре пришел фовизм, который расширил область применения цвета, получил распространение экспрессионизм.

Биография Ван Гога и его творчество подарило экспрессионистам новый язык, который помог творцам глубже вникнуть в сущность вещей и окружающего мира. Винсент стал в каком-то смысле первопроходцем в искусстве модерна, протоптав новую дорожку в визуальном искусстве.

Кратко биографию Ван Гога рассказать практически невозможно: на его творчество за его, к сожалению, недолгую жизнь, повлияло столько разнообразных событий, что опустить хотя бы одно из них было бы кошмарной несправедливостью. Тяжелый жизненный путь привел Винсента на вершину славы, но славы посмертной. При жизни же великий живописец не знал ни о собственной гениальности, ни об огромном наследии, которое он оставил миру искусства, ни о том, как по нему в дальнейшем тосковали его родные и друзья. Винсент провел одинокую и печальную жизнь, отвергнутый всеми. Он нашел спасение в искусстве, но так и не смог спастись. Но, так или иначе, он подарил миру множество потрясающих работ, которые греют сердце людям до сих пор, столько лет спустя.

Творчество

Несмотря на безвыходное материальное положение и многочисленные проблемы, Винсент Ван Гог не отказывается от мечты. Художник начинает обучение в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, где знакомится с Антоном ван Раппардом, одним из своих немногих друзей.

Молодой человек фанатично занимается рисованием, но результаты довольно плохие. Его творчество по-прежнему находится под сильным влиянием искусства Милле. Постепенно юноша открывает для себя живопись Домье. Ван Гог зарабатывает на жизнь созданием иллюстраций или выполнением работ по заказу. Никто не верит в него, кроме Тео.

Когда Тео встречает брата в Париже в 1886 году, то не может оторвать от него глаз. Винсент Ван Гог выглядит старым, изможденным, лицо испещрено глубокими морщинами, глаза впали. Братья живут вместе на Монмартре в Париже, что стало поворотным моментом в карьере художника. Тео уже достаточно богат, знает искусство, имеет много полезных контактов.

Благодаря многочисленным знакомствам брата Винсенту Ван Гогу удается провести несколько встреч в компании:

  • Клода Моне;
  • Альфреда Сислея;
  • Огюста Ренуара;
  • Камиля Писсарро.

Его в первую очередь увлекает пуантилизм, который творец охотно использует в произведениях. Так создается работа «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик».

В Париже, благодаря стараниям брата, светская жизнь Винсента Ван Гога процветает. Молодой человек находится в компании других создателей. Тем временем сам художник становился все более неприятным соседом по комнате для Тео.

Он не заботился о себе, не мылся, хаотично раскидывал вещи по общей квартире, а его всплески, шаткое настроение приводили брата в отчаяние. Вместе они сошлись во мнении, что им будет намного легче жить отдельно, чем вдвоем, что их братская любовь может выжить только на расстоянии.

Художник переезжает в Арль, где начинает свой «желтый эпизод». Желтый становится самым популярным цветом в его работах. Именно здесь, в Арле, из под его руки выходят знаменитые «Подсолнухи».

Учеба

В возрасте одиннадцати лет взрослеющий мальчик отправляется в школу-интернат в Зевенбергене. Когда Винсенту Ван Гогу исполнилось тринадцать, его перевели в гимназию в Тилбурге. Там в нем раскрылся талант к языкам, и юноша, к радости всей семьи, получил высшие школьные отметки. Однако Винсент быстро ушел из школьной жизни. На втором году обучения в средней школе будущий художник по неизвестным причинам бросил ее.

Шестнадцатилетний Ван Гог не знал, что делать дальше. О мальчике позаботился дядя, который предложил ему продавать произведения искусства в Лондоне. Именно в этот период развиваются его отношения с младшим братом Тео, который тогда работал в Брюсселе. Братья пишут друг другу длинные письма, обмениваются опытом и наблюдениями.

В 1875 Винсент Ван Гог оказывается в Париже. Растущий интерес к искусству и религии все больше отнимает у него время, которого становится все меньше для выполнения профессиональных обязанностей. В 1876 году молодой человек возвращается в родной город на Рождество.

Семья снова позаботилась о безработном и фактически бездомном Ван Гоге. Ему помог дядя, который нашел для молодого человека работу в книжном магазине в Дордрехте, недалеко от Роттердама. Религиозность Винсента, даже подпитываемая доступностью книг, снова выросла, что начало беспокоить его семью.

Увлечение теологией

Когда мальчик решает изучать теологию, родители дают свое благословение (и, возможно, деньги) с некоторым облегчением и беспокойством. Несмотря на то, что Винсент не завершил образование, ему нужно было только сдать вступительные экзамены, чтобы поступить в университеты.

Молодого человека забирают под крышу одного из его дядей в Амстердаме, а другой, служитель, помогает подготовить экзаменационный материал. Вся семья скрещивает пальцы за будущего священника. Однако молитвы, моральная и финансовая поддержка и долгие часы совместной работы – все напрасно.

Несмотря на отказ от своих образовательных планов, Винсент все еще был одержим религией. Поэтому покинул Амстердам в 1877 году, чтобы начать службу в Бельгии. Новая миссия Ван Гога – служить Богу через искусство. Молодой человек решает стать художником для Его славы. Тео, полный сочувствия к потерянному брату, время от времени присылает ему деньги, потому что с этого момента Винсент больше не имел постоянной работы.

Поездка в Лондон. Важный этап жизни

Винсент провел в Гааге четыре года. Настало время идти дальше. Попрощавшись с друзьями и коллегами, он приготовился к отъезду в Лондон. Этот этап жизни станет для него очень важным. Вскоре Винсент обосновался в английской столице. Отделение фирмы «Гупиль» располагалось в самом центре делового района. На улицах росли каштаны с раскидистыми ветвями. Ван Гог любил эти деревья и часто упоминал об этом в своих письмах к родным.

Через месяц его познания в английском расширились. Мастера искусства заинтриговали его, ему нравились Гейнсборо и Тернер, но он оставался верен искусству, которое полюбил в Гааге. Чтобы сэкономить, Винсент съезжает с квартиры, снятой для него фирмой «Гупиль» в районе рынка, и снимает комнату в новом викторианском доме.

Ему нравилось жить у миссис Урсулы. Хозяйка дома была вдовой. Она и ее девятнадцатилетняя дочь Евгения сдавали комнаты и вели преподавательскую деятельность, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Со временем Винсент начал испытывать очень глубокие чувства к Евгении, но ничем не выдавал их. Об этом он мог написать только своим родным.

Увольнение с поста проповедника за «излишнее усердие»


Готическая церковь в Овере, работа 1890 года

В последней попытке устроиться на работу, которая могла бы его увековечить, Ван Гог отправился в Бельгийский городок Боринаж, где стал читать проповеди шахтёрам. Миссионерской деятельностью Винсент заинтересовался только будучи в Англии, хотя вырос художник в семье протестантского пастора. Насколько известно, его первую дошедшую до нас проповедь Ван Гог начал фразой: «Наша жизнь — Путешествие Пилигрима». Интересно, что несмотря на нищенское существование, Ван Гог проявлял крайнее усердие в своём деле, вёл неутомимую деятельность и был самоотвержен, но, как оказалось, недостаточно красноречив. Спустя восемнадцать месяцев его отстранили от должности за чрезвычайное усердие, не продлив контракта.

Картины

Сколько картин написал Ван Гог точно не известно, но искусствоведы и исследователи его творчества склоняются к цифре порядка 800. Только за последние 70 дней жизни он написал 70 картин – по одной  в день! Давайте вспомним самые известные картины с названиями и описанием:

Едоки картофеля

«Едоки картофеля» появились в 1885 году в Нюэнене. Задачу автор описал в послании к Тео: он стремился показать людей тяжелого труда, получивших за свою работу малое вознаграждение. Руки, обрабатывающие поле, принимают его дары.

Красные виноградники в Арле

Знаменитое полотно датируется 1888 годом. Сюжет картины не выдуманный, о нем Винсент рассказывает в одном из посланий к Тео. На полотне художник передает поразившие его насыщенные цвета: густо-красные виноградные листья, пронзительно-зеленое небо, ярко-фиолетовая умытая дожем дорога с золотыми бликами от лучей заходящего солнца. Краски как будто перетекают одна в другую, передают тревожное настроение автора, его напряженность, глубину философские раздумий о мире. Такой сюжет будет повторяться в творчестве Ван Гога, символизируя вечно обновляющуюся в труде жизнь.

Ночное кафе

«Ночное кафе» появилось в Арле и представило раздумья автора о человеке, который самостоятельно разрушает собственную жизнь. Идею саморазрушения и неуклонного движения к безумию выражает контраст кроваво-бордового и зеленого цветов. Чтобы попытаться проникнуть в тайны сумеречной жизни, автор работал над картиной по ночам. Экспрессионистическая манера письма передает наполненность страстями, тревожность, болезненность жизни.

Подсолнухи

В наследии Ван Гога есть две серии работ, изображающих подсолнухи. В первом цикле – разложенные на столе цветы, они написаны в парижский период в 1887 году и вскоре приобретены Гогеном. Вторая серия появилась в 1888/89 годы в Арле, на каждом холсте – цветы подсолнечника в вазе.

Этот цветок символизирует любовь и верность, дружбу и тепло человеческих взаимоотношений, благодеяние и благодарность. Художник выражает в подсолнухах глубины своего миропонимания, ассоциируя себя с этим солнечным цветком.

Звездная ночь

«Звездная ночь» создается в 1889 году в Сен-Реми, она изображает звезды и луну в динамике в обрамлении безграничного неба, вечно существующей и несущейся в бесконечности Вселенной. Расположенные на переднем плане кипарисы стремятся достигнуть звезд, а поселок в долине статичен, неподвижен и лишен стремлений к новому и бесконечному. Экспрессия цветовых подходов и использование разных типов мазков передает многомерность пространства, его изменчивость и глубину.

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Этот знаменитый автопортрет создан в Арле в январе 1889 года. Интересная особенность – диалог красно-оранжевого и сине-фиолетового цветов, на фоне которого происходит погружение в пучину искаженного сознания человека

Внимание приковывает лицо и глаза, как будто смотрящие вглубь личности. Автопортреты – это беседа живописца с собой и с мирозданием

Цветущие ветки миндаля

«Цветущие ветки миндаля» (Amandelbloesem) создаются в Сен-Реми в 1890 году. Весеннее цветение миндальных деревьев – символ обновления, зародившейся и крепнущей жизни. Необычность холста – в том, что ветки парят, не имея под собой основания, они самодостаточны и прекрасны.

Портрет доктора Гаше

Этот портрет написан в 1890 году. Яркие краски передают значимость каждого мгновения, работа кистью создает динамичный образ человека и природы, которые связаны между собой неразрывно. Образ героя картины болезненный и нервный: мы всматриваемся в образ печального старика, погруженного в свои мысли, как будто впитавшего тягостный опыт лет.

Пшеничное поле с воронами

«Пшеничное поле с воронами» создано в июле 1890 года и выражает ощущение приближения гибели, безысходную трагичность бытия. Картина наполнена символикой: небо перед грозой, приближающиеся черные птицы, дороги, ведущие в неведомое, но недоступные.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий