Эндрю ллойд уэббер

История жизни Карла Мария фон Вебера

После новых приступов болезни Вебер уезжает на курортное лечение и из Бад-Либвердна часто пишет Каролине Брандт, ставшей его ангелом-хранителем. После многочисленных ссор влюбленные, наконец, обрели взаимное согласие. 

Освобождение Берлина после лейпцигского поражения Наполеона неожиданно пробудило в композиторе патриотические чувства. Он сочиняет музыку к «Дикой охоте Лютцова» и «Песне меча» из сборника стихов Теодора Кернера «Лира и меч». 

Однако вскоре он впал в депрессию, вызванную не только новыми приступами болезни, но и серьезными разногласиями с Брандт. Вебер склоняется к тому, чтобы покинуть Прагу, и лишь тяжелая болезнь директора театра Либиха задержала его в Чехии. 

19 ноября 1816 года в жизни композитора произошло большое событие — он объявил о своей помолвке с Каролиной Брандт. Воодушевленный, он за короткий срок пишет две сонаты для фортепьяно, большой концертный дуэт для кларнета и фортепьяно и несколько песен. 

В конце 1817 года Вебер вступает в должность музыкального директора немецкой оперы в Дрездене. Наконец-то он остепенился и не только стал вести оседлый образ жизни, но и навсегда покончил со своими все более изнурительными любовными связями. 4 ноября 1817 года он женился на Каролине Брандт. 

В Дрездене Вебер написал свое лучшее произведение — оперу «Вольный стрелок». Впервые он упомянул об этой опере в письме тогда еще невесте Каролине «Сюжет подходящий, жуткий и интересный». Однако 1818 год уже заканчивался, а работа над «Вольным стрелком» почти не начиналась, что и неудивительно, ведь он имел 19 заказов от своего работодателя — короля. 

Каролина ждала ребенка и была на последнем месяце беременности не совсем здорова. После долгих мучений она родила девочку, а Карл едва успевал выполнять заказы. Едва он закончил мессу ко дню чествования королевской четы, как поступил новый заказ — оперу на тему сказок «Тысячи и одной ночи». 

В середине марта Вебер слег, а через месяц умерла его дочь. Каролина пыталась скрыть от мужа несчастье. 

Вскоре она и сама тяжело заболела. Тем не менее, Каролина поправилась гораздо быстрее мужа, который впал в настолько глубокую депрессию, что не мог писать музыку. Удивительно, но лето получилось продуктивным. В июле и августе Вебер много сочинял. Только вот работа над «Вольным стрелком» никак не продвигалась вперед. Новый, 1820 год снова начался несчастьем — у Каролины случился выкидыш. Благодаря друзьям композитор сумел преодолеть кризис и с 22 февраля приступил к завершению «Вольного стрелка». 3 мая Вебер смог гордо заявить «Увертюра «Невесты охотника» завершена, а вместе с ней и вся опера. Честь и хвала Господу». 

Премьера оперы состоялась 18 июня 1821 года в Берлине. Ее ждал триумфальный успех. Бетховен с восхищением сказал о композиторе «В общем мягкий человек, я от него этого никак не ожидал! Теперь Вебер должен писать оперы, только оперы, одну за другой». 

Между тем здоровье Вебера ухудшалось. Впервые у него пошла кровь горлом. 

В 1823 году композитор завершил работу над новой оперой «Эврианта». Его беспокоил невысокий уровень либретто. Премьера оперы, тем не менее, в целом прошла успешно. Зал восторженно принял новую работу Вебера. Но успех «Вольного стрелка» повторить не удалось. 

Дрезден. Могила Карла Марии фон Вебера и его семьи

Болезнь стремительно прогрессирует. Композитора преследует непрекращающийся изнурительный кашель. В невыносимых условиях он находит силы для работы над оперой «Оберон». 

1 апреля в лондонском «Ковент-Гардене» состоялась премьера «Оберона». Это был беспримерный триумф Карла Марии фон Вебера. Публика даже вынудила его выйти на сцену — событие, которое до тех пор не случалось в английской столице. 

Личная жизнь

Эндрю Ллойд Уэббер плодовит не только в творчестве, но и в личной жизни. У знаменитости пятеро наследников, а в законный брак он вступал трижды. В молодости Эндрю женился на Саре Хьюджил, недавней выпускнице школы. Хотя отношения, зарегистрированные в мэрии, не были освящены церковью, у супругов родились сын и дочка.

Следующей избранницей композитора стала другая Сара – молодая певица по фамилии Брайтман, пришедшая на кастинг мюзикла «Кошки». Она уже состояла в браке (первого мужа вокалистки тоже звали Эндрю), но наличие супругов не остановило влюбленных. Любовь к Брайтман не подарила Уэбберу детей, зато вдохновила музыканта на написание «Призрака оперы». Венчание с певицей состоялось в день 36-летия композитора.

Постепенно открытая Уэббером звезда Сара Брайтман стала более знаменитой, чем сам Эндрю Ллойд, и мужчина стал мечтать о счастье с женщиной, не гастролирующей по миру, а хранящей тепло домашнего очага. Третьей женой Уэббера стала Мадлен Гердон. Брак, заключенный в первый февральский день 1991 года, оказался удачным и принес композитору сыновей Уильяма и Элистара, а также дочь Изабель Аврору.

Эндрю Ллойд Уэббер и его супруга Мадлен Гердон

Автор знаменитых «Кошек» всегда любил лошадей больше, чем представителей семейства кошачьих, однако у музыканта одно время жили коты, клички которых совпадали с именами русских композиторов Шостаковича и Прокофьева.

Эндрю удалось преодолеть алкогольную зависимость (фото свидетельствуют – Уэббер избавился от мешков под глазами), и сейчас композитор считает спиртное ядом. Победил мужчина и онкологическое заболевание простаты, обнаруженное осенью 2009 года.

Другие произведения

Вебер оставил после себя богатое творческое наследие, перечислить которое в полном объеме практически невозможно. Но давайте отметим самые значимые его произведения:

  • 9 опер, включая «Три Пинто», «Рюбецаль», «Сильвана», «Эврианта».
  • Музыкальное сопровождение к семи драматическим пьесам.
  • Сольные и хоровые вокальные произведения включают 5 месс, более 90 песен, более 30 ансамблей, 9 кантат, около 10 обработок народных песен.
  • Фортепианные сочинения: 4 сонаты, 5 пьес, 40 дуэтов и танцев, 8 вариационных циклов.
  • Около 16 концертов для фортепиано, кларнета, валторны и фагота.
  • 10 произведений для оркестра и 12 для камерного ансамбля.

О композиторе

Каролина Бордуа. Портрет К.М. фон ВебераКарл Мария фон Вебер родился в 1786 г. в Голштинской Швейцарии в семье музыканта – оперного капельмейстера, владевшего многими инструментами. Будущего музыканта воспитывали известные педагоги того времени и формировала музыкальная среда, в которой он жил. В возрасте 18 лет Вебер начал работать капельмейстером в оперном театре города Бреслау, и это время было началом его самостоятельной жизни в искусстве. Он познакомился со многими выдающимися деятелями искусства того времени: И.В. Гёте, Т.А. Гофманом, Л. Тиком, К. Брентано и др. Он становится известен как пианист, дирижёр, умелый организатор, смелый реформатор музыкального театра. Он утверждает новые принципы размещения музыкантов в оперном оркестре по группам инструментов, вводит новую систему репетиций в театре. В руководимом им театре он предпочитает ставить немецкие и французские оперы, тогда как в Европе отдавали предпочтение итальянским. И в то же время он сам сочиняет оперы и другие произведения. К ранним его сочинениям относятся романтическая опера «Сильвана» (1810), зингшпиль «Абу Гасан» (1811), 9 кантат, 2 симфонии, увертюры, 4 фортепианные сонаты и концерты, «Приглашение к танцу», многочисленные камерные инструментальные и вокальные ансамбли, свыше 90 песен.

Краткая биография

  1. Конец 2003 года – Вебер с успехом поборола своих соперников и прошла отборочный тур в шоу «Фабрика Звезд», которое было тогда на пике популярности.
  2. 2004-2006 года – девушка вошла в состав группы «Тутси», где стала солисткой. Решение создать женскую группу было принято Виктором Дробышевом, который в последствии стал продюсером девушек. Группа обрела успех, регулярно записывала клипы и выпустила несколько альбомов. Для певицы участие в группе послужило первым шагом к обширной популярности.
  3. 2006 год – Мария временно покидает состав группы в связи с рождением сына.
  4. 2006 год – артистка выходит замуж за Павриза Ясиного.
  5. 2007 год – девушка вновь возвращается в группу, где и остается до самого ее распада.
  6. 2012 год – группа «Тутси» распалась, ее участницы начали заниматься сольными карьерами, а Мария решила уделить время семье.
  7. 2012 год – солистка поступает в ГИТИС на режиссуру, следуя за своими интересами. В тот период девушка увлеклась киноиндустрией. Впоследствии она успешно оканчивает университет.
  8. 2016 год – певица выпускает новый сингл «Ты лучше», а также начинает работу над новым альбомом.
  9. Сентябрь 2016 года – Мария Вебер выходит замуж за Сергея Бунина.
  10. 2017 год – девушка записывает еще один сингл «Он».
  11. 2018 год – Мария и Сергей разводятся. О причинах развода молодые люди не распространялись.
  12. 2019 год – дебют в качестве актрисы. Девушка снялась в комедии «Я не такой. Я не такая».
  13. Май 2019 года – певица выступает на вручении премии RU.TV с песней «Люблю как умею».
  14. Лето 2019 года – девушка появляется на различных фестивалях, таких как «Жара» и «Крымская волна», в нескольких городах страны.
  15. Сентябрь 2019 – съемка нескольких клипов на песни совместно с другими артистами, например в Денисом Клявером.
  16. 2019 год – группа «Тутси» объявила о воссоединении. Участницы записывают совместный сингл «Самый лучший мужчина».
  17. 2020 год – группа «Тутси» продолжает появляться в радиоэфирах и на концертах, работает над новыми песнями.

Наука и социология

Помимо юриспруденции Макса Вебера интересовала и социология, а точнее, социальная политика. Ученый даже присоединился к «Союзу социальной политики», где с единомышленниками изучал интересующие его моменты.

Основные идеи членов общества базировались на главном принципе: по их мнению, экономическую науку нужно рассматривать как инструмент, который позволяет решать социальные проблемы в обществе текущей эпохи. В то же время Вебер вплотную занялся и политикой, присоединившись к левоцентристской партии.

Портрет Макса Вебера

В 1984-м Макс Вебер перебрался во Фрайбург, где стал преподавать экономику в университете. Параллельно ученый собрал вокруг себя интеллектуалов того времени, образовав так называемый «круг Вебера», куда вошли, пожалуй, самые интересные персоны того времени: Марк Блок, Роберт Михельс, Вернер Зомбарт и другие.

Также Макс Вебер продолжил изучать экономику и историю права в разрезе социологии и социальных теорий. Примерно в то время и появилось понятие понимающей социологии, предложенное Вебером.

Социолог Макс Вебер

В 1897-м Макс Вебер серьезно поссорился с отцом, а спустя два месяца тот умер, так и не помирившись с сыном. Это горе серьезно повлияло на психику Макса Вебера, ученый впал в депрессию, стал страдать из-за бессонницы и постоянного нервного напряжения. Вебер перестал преподавать и несколько месяцев провел в санатории, а затем на два года отправился в Италию, откуда возвратился только весной 1902 года.

Примечательно, что ученый подробно описал свои страхи, расстройства и начавшиеся отклонения в психическом состоянии, однако его супруга уничтожила эти записи, побоявшись, что они могут стать причиной запрета остальных трудов мужа.

Книги Макса Вебера

В 1903 году Макс Вебер оправился от потрясения, вызванного смертью отца, и вернулся к научной работе, однако преподаванию предпочел пост помощника редактора в научном журнале. Годом позднее в том же издании Вебер опубликовал свой ключевой труд, получивший название «Протестантская этика и дух капитализма», посвященный взаимодействию культуры и религии, а также их влиянию на становление экономической системы.

Деятельность Союза социальной политики разочаровывала ученого, и в 1909 году Макс Вебер вышел из состава этой организации и вместе с Георгом Зиммелем, Вернером Зомбартом, Рудольфом Голдшидом основал собственную «Немецкую социологическую ассоциацию», став ее первым казначеем и идейным вдохновителем.

Макс Вебер

Тремя годами позднее Вебер покинул и эту организацию, попытавшись организовать собственную политическую партию. Идеей Макса Вебера стало объединение либералов и социал-демократов, однако это начинание обернулось провалом.

В самом начале Первой мировой Макс Вебер отправился на фронт добровольцем, где организовывал полевые госпитали и армейские больницы. Фронтовые дни изменили взгляды ученого на экспансию Германии. Если изначально Вебер поддерживал политику кайзера, то некоторое время спустя стал одним из ее ярых критиков.

Последнее фото Макса Вебера

Также Макс Вебер выступал за демократизацию политической системы в Германии, введение всеобщего избирательного права и конституционные реформы, в частности, введение института президентства в противовес существующей бюрократии. Также Вебер выдвигал собственную кандидатуру на парламентских выборах, однако не набрал необходимого количества голосов в поддержку.

В 1919 году Макс Вебер, разочаровавшись в политике, возвратился к преподаванию. Последние лекции ученого позднее были собраны под обложками книг «Наука как призвание и профессия» и «Политика как призвание и профессия». Однако далеко не все взгляды Вебера были встречены с одобрением: некоторые его воззрения на текущую политику, легитимность власти, а также на события Ноябрьской революции собрали под окнами ученого демонстрацию правых.

Создатель бессмертного образа Франсуа Пиньона

В 1972 году на экраны вышел комедийный фильм «Высокий блондин в черном ботинке», где роль чудака Франсуа Пиньона (Перрена) блестяще сыграл Пьер Ришар, сценаристом был Франсис Вебер, а режиссером — Ив Робер.

Позже Вебер признался журналистам, что этот образ доброго и смешного Перрена он срисовал с самого себя. Оказывается, Вебер всегда был очень неуклюж, что постоянно смешило окружающих. Многие черты своего характера он передал персонажу — Пиньону.

В 1976 году вышел фильм «Игрушка», который по своему сценарию снял уже сам Вебер. Ну а далее были «Невезучие», «Беглецы», «Папаши», и во всех этих фильмах главным действующим лицом был чудак Перрен в исполнении Пьера Ришара.

Макс Вебер: социология власти

Первое, на чем следует остановиться, – это определение государственной власти, предложенное Вебером. По Веберу, это институт, обладающий монополией на применение силы. В своем научном труде «Политика как призвание и профессия» он уточнял, что насилие не  единственное, но специфическое  средство государства и что в наступившую эпоху отношение государства к насилию «особенно интимно». Если в древние и менее цивилизованные периоды истории физическое насилие было обычным делом, то сейчас право на физическое насилие выдается различным структурам или отдельным лицам в той мере, в какой государство допускает такое насилие .

Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.

Типы политической власти:

  1. Харизматический.
  2. Традиционный.
  3. Рационально-легальный.

По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.

В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства . Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

  • Увеличение подведомственной территории и численности подконтрольного населения.
  • Увеличение сложности управленческих задач.
  • Формирование монетарной экономики.

В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.

В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.

При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия .

К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место .

Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера , а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества .

Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.

Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!

Эндрю Ллойд Уэббер сейчас

В середине 10-х годов 21-го века Эндрю перенес более десятка хирургических вмешательств на спине и нижних конечностях. Постоянные боли привели композитора к решению о необходимости эвтаназии, и Уэббер даже обратился в швейцарскую клинику для осуществления задуманного. Однако когда остеопат помог мужчине избавиться от мучительных симптомов, знаменитость стал противником медицинского прерывания жизни.

В 2018 году Уэббер отметил 27-летие свадьбы с женой Мадлен, оставшейся верной композитору после того, как постельные радости ушли из жизни супругов, и выпустил автобиографию «Без маски».

На странице в «Фейсбуке» Эндрю анонсировал долгожданное возвращение на мировую сцену бродвейской постановки «Призрак Оперы» весной 2019 года.

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).

Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Фортепианные произведения

Вариации «Шьоне Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon), 1826

Странствующее музыкальное детство Вебера

Карл Мария Фридрих фон Вебер родился в небольшом городе Эйтине в Голштинии, на севере Германии, 18 декабря 1786 года в семье страстного любителя музыки, антрепренера странствующих драматических трупп Франца Антона Вебера.

Детские годы будущего композитора были тесно связаны с обстановкой и атмосферой кочующего провинциального немецкого театра, что в дальнейшем определило, с одной стороны, интерес композитора к музыкально-драматическим жанрам, а с другой — профессиональное знание законов сцены и тонкое ощущение специфики музыкально-драматического искусства.
В детстве Вебер проявлял равный интерес и к музыке и к живописи

Первое знакомство Вебера с музыкой осуществлялось под руководством отца и старшего брата Эдмунда. В раннем детстве будущий композитор проявлял равный интерес и к музыке, и к живописи. Несмотря на трудности, возникавшие в связи с частыми переездами семьи из одного города в другой, Франц Антон Вебер стремился дать сыну профессиональное музыкальное образование.

В 1796 году в Хильдбургхаузене Карл Мария брал уроки игры на фортепиано у И. П. Гейшкеля, в 1797 и в 1801 году в Зальцбурге изучал основы контрапункта под руководством Михаила Гайдна, в 1798—1800 годы в Мюнхене занимался композицией с придворным органистом И. Н. Кальхером и пением у И. Е. Валези (Валлисхаузера).

В 1798 году под руководством Михаила Гайдна Вебер написал шесть фугетт для клавира — первый самостоятельный опус композитора. Вслед за этим последовал большой ряд новых сочинений в разных жанрах:

  • шесть вариаций на оригинальную тему
  • двенадцать аллеманд и шесть экосезов для клавира
  • большая юношеская месса Es-dur
  • несколько песен для голоса с фортепиано
  • шуточные каноны для трех голосов
  • опера «Сила любви и вина» (1798)
  • незавершенная опера «Немая лесная девушка» (1800)
  • зингшпиль «Петер Шмолль и его соседи» (1801), получивший одобрение Михаила Гайдна

Большой сдвиг в творческом развитии композитора наступил в 1803 году, когда после скитаний по многим городам Германии Вебер приехал в Вену, где встретился с известным музыкальным педагогом аббатом Фоглером. Последний, заметив пробелы в музыкально-теоретическом образовании Вебера, потребовал от юноши большого кропотливого труда. В 1804 году, по рекомендации Фоглера, семнадцатилетний Вебер получил место директора музыки (капельмейстера) в бреславльском оперном театре. С этого момента наступил новый период (1804—1816) в жизни и творчестве композитора.

Личная жизнь

В 1893 году Макс Вебер сочетается браком со своей дальней родственницей по линии матери — Марианной Шнитгер. Их знакомство состоялось ещё в раннем детстве. Следует сказать, что между супругами были теплые и доверительные отношения. Марианна, как и её муж, занимаясь научной деятельностью, с легкостью вступала в дискуссии мужчин, ей были не чужды такие науки как:

  • Социология.
  • Юриспруденция.
  • Философия.
  • История.
  • Социология.
  • Право.

Она была для Вебера скорее идеологическим соратником и другом, нежели музой. Их брак был бездетным, но этот факт не мог отрицательно сказываться на их совместной жизни. Марианна всегда была рядом с Максом, знала все его работы и во многих из них принимала участие в качестве слушателя и критика. До последнего дня Марианна была со своим мужем вместе, а после его смерти издала книгу о жизни Макса. Эта книга содержала описание жизни её супруга и становления как учёного и политика. Главным достоинством этой семьи являлось духовная близость, исключительное взаимопонимание, уважение и обоюдное взаимопонимание.

С женой Марианной

Сочинения

  • «Hinterlassene Schriften», изд. Геллем (Дрезден, 1828);
  • «Karl Maria von Weber Ein Lebensbild», Макса Марии фон В. (1864);
  • «Webergedenkbuch» Кохута (1887);
  • «Reisebriefe von Karl Maria von Weber an seine Gattin» (Лейпциг, 1886);
  • «Chronol. thematischer Katalog der Werke von Karl Maria von Weber» (Берлин, 1871).

Концерты для фортепиано и оркестра, op. 11, op. 32; «Concert-stück», op. 79; струнный квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10; большой концертный дуэт для кларнета и ф-но, ор. 48; сонаты ор. 24, 49, 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, 2 концерта для кларнета с оркестром, Вариации для кларнета и фортепиано, Концертино для кларнета с оркестром; andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, «Aufforderung zum Tanz» («Invitation à la danse») и др.

Фортепианные произведения

Вариации «Шьоне Mинка»(нем. Schöne Minka), op. 40 J. 179 (1815) на тему украинской народной песни «Їхав козак за Дунай»

Оперы

  • «Лесная девушка» (нем. Das Waldmädchen), 1800 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Петер Шмоль и его соседи» (нем. Peter Schmoll und seine Nachbarn), 1802
  • «Рюбецаль» (нем. Rübezahl), 1805 — сохранились отдельные фрагменты
  • «Сильвана» (нем. Silvana), 1810
  • «Абу Гасан» (нем. Abu Hassan), 1811
  • «Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz), 1821
  • «Три Пинто» (нем. Die drei Pintos) — не закончена; завершена Густавом Малером в 1888 году.
  • «Эврианта» (нем. Euryanthe), 1823
  • «Оберон» (нем. Oberon), 1826

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Спектакль «Ужин с придурком»

Многие фильмы Франсиса Вебера высмеивают нравы сильных мира сего – богатых и чванливых. Им он противопоставляет пускай немного глуповатых и неуклюжих, но честных, добрых и самодостаточных героев.

Именно таков Франсуа Пиньон – герой сценария к фильму «Ужин с придурком», по которому недавно в Москве, в театре им. Чехова был поставлен спектакль «Ужин с дураком», в котором главные роли блестяще играют Геннадий Хазанов и Олег Басилашвили.

Простак Пиньон получает приглашение на ужин от состоятельного господина – любителя посмеяться над другими в компании своих друзей, таких же самоуверенных насмешников.

Вот такой сюжет когда-то придумал Франсис Вебер. Ужин с дураком оборачивается вовсе не так, как планировал хозяин. Простофиля Пиньон, как всегда, оказывается на коне, а хозяин превращается в посмешище. Этот спектакль стал настоящим событием для театральной Москвы и получил очень высокую оценку самого Вебера.

Дрезденский период

В самом начале 1817 Карл Мария фон Вебер стал капельмейстером дрезденской «Немецкой оперы». В этом же году он взял в жены Кэролайн Брандт, оперную певицу.

С этого момента начинается важнейший и последний период творчества композитора, который окончится в 1826 году его смертью. В это время очень интенсивный характер принимает дирижерская и организаторская деятельность Вебера. В то же время ему пришлось столькнуться с трудностями как дирижер и руководитель. Нововведениям Карла Марии активно противостояли театральные традиции, властвующие почти полтора века, а также Ф. Морлакки, дирижер итальянской оперной труппы в Дрездене. Несмотря на все это, Вебер сумел собрать новую немецкую оперную трупу. Более того, ему удалось поставить несколько прекрасных спектаклей, невзирая на недостаточно подготовленный коллектив.

Однако не стоит думать, что Вебер-композитор уступил место Веберу-капельмейстеру. Ему удалось совместить обе этих роли и блестяще с ними справиться. Именно в это время появляются на свет лучшие творения мастера, в том числе и его самая знаменитая опера.

Опера Вебера «Волшебный стрелок» (1821)

Опера Вебера «Вольный стрелок». VI Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем»Кульминацией творчества Вебера стала его опера «Вольный стрелок», в русском переводе более известная как «Волшебный стрелок», написанная в 1821 г. в Берлине. Эта романтическая опера Вебера создана на либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. В основу оперы положена история о романтической любви простых людей, о потусторонних силах зла, о дьяволе, представшем в образе одного из персонажей, и о событиях, происшедших в таинственной Волчьей долине.Опера отличается не только блистательной музыкой. Она была уже новым шагом в немецком оперном искусстве и основой для последующего развития этого жанра. Именно эта опера Вебера положила конец господству итальянской оперы.На берлинской премьере оперы дирижировал автор, в зале присутствовали Гейне, Гофман и Мендельсон. Премьера прошла с триумфальным успехом. Бетховен также высоко оценил новую оперу Вебера. Затем «Вольный стрелок», переведенный на двадцать языков, обошел весь мир.«Вольный стрелок» опирается на старую модель зингшпиля с разговорными диалогами, которые иногда заменялись речитативами. Но сущность музыкального языка оперы выходит далеко за пределы зингшпиля и проявляется уже в увертюре.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий