Писатель михаил веллер: биография, личная жизнь, семья и интересные факты

Первый стихотворный опыт

Маленькому Мише было всего лишь два года, когда отец был переведен в Забайкальский край. Конечно же, семья уехала вместе за ним. По большому счету, Михаил сменил не одну школу из-за службы папы. Он кочевал с родителями по гарнизонам Сибири и Дальнего Востока.

Он рос нормальным советским мальчиком. Первым произведением, который он самостоятельно прочел, был гайдаровский «Мальчиш-Кибальчиш». Затем пришел черед Жюля Верна и Герберта Уэллса. А чуть позже он начал зачитываться и книгами Джека Лондона.

Когда Миша учился в пятом классе, он понял, что хочет писать. На зимних каникулах учитель литературы задал задание – сочинить стихотворение о зиме. По воспоминаниям Веллера, он написал крайне плохой стихотворный опус. Но, как выяснилось, творения одноклассников оказались еще хуже. Как итог, работа юного Миши была признана лучшей. По его словам, это событие вдохновило его на новые творческие опыты.

В старших классах семейство Веллеров перебралось в Могилев, что в Белоруссии. Именно тогда он осознанно понял, что очень хочет творить.

Он окончил школу с золотой медалью в 1964 и поступил на филфак университета в Ленинграде.

Карьера и литература

После выпуска из вуза Михаила призвали в армию. Его определили в артиллерийскую часть, где он прослужил около полугода в качестве офицера. После этого парня комиссовали.

Вернувшись домой Веллер недолго работал учителем русского языка и литературы в сельской школе. Затем он устроился работать бетонщиком в цех, в котором производили разборные конструкции ЖБК-4. Вскоре он освоил профессии вальщика леса и землекопа, трудясь на Кольском полуострове.

В 1974 г. Михаил возвратился в Ленинград, где трудился в «Государственном музее истории религии и атеизма». В следующем году он начал сотрудничать с заводской газетой «Скороходовский рабочий», в которой публиковал свои статьи и очерки.

В 1976 г. писатель несколько месяцев перегонял домашних животных из Монголии в Алтайский край. По словам Веллера, это был один из самых счастливых периодов в его биографии.

Вскоре многие события и впечатления, которые мужчина пережил в то время, найдут свое отражение в его произведениях. И хотя он написал уже немало рассказов, ни одна из редакций не соглашалась сотрудничать с молодым литератором.

Михаил решил повысить квалификацию, записавшись на семинары известного писателя Бориса Стругацкого. Это принесло свои плоды и уже спустя год короткие сатирические рассказы Веллера начинают печататься в городских изданиях.

Во второй половине 1976 г. Михаил Иосифович проживал и трудился в Таллине. Он получил эстонский паспорт, а также вошел в состав «Союза писателей Эстонии». Его работы начали издаваться в нескольких местных газетах и журналах.

В последующие годы биографии Веллер успел поработать вальщиком леса в республике Коми, а затем и охотником в госпромхозе «Таймырский», расположенном в Красноярском крае. При этом он не прекращал заниматься писательской деятельностью.

В 1981 г. Михаил Веллер впервые представил свои философские идеи в рассказе «Линия отчета», который получил довольно хорошие отзывы. Спустя пару лет он издал очередную заметную работу «Хочу быть дворником», которая стала популярной не только в СССР, но и в Европе.

Благодаря протекциям Булата Окуджавы и Бориса Стругацкого молодого литератора приняли в Союз писателей СССР. В 1988 г. он издал новое произведение «Испытатели счастья», где были изложены его философские рассуждения. Тогда же был опубликован сборник рассказов «Разбиватель сердец».

В 1990 г. из-под пера Веллера вышла книга «Рандеву со знаменитостью», а также ряд небольших произведений. Интересен факт, что по мотивам его рассказа «А вот те шиш» был экранизирован фильм на киностудии «Дебют».

В скором времени Михаил Веллер основал первый в Советском Союзе еврейский культурный журнал «Иерихон». Мужчина стал настолько популярен, что его удостоили чести выступить с лекциями в Милане и Турине.

В 1991 г. прозаик опубликовал знаменитый роман «Приключения майора Звягина». Позже на прилавках книжных магазинов появились его новые труды, включая «Легенды Невского проспекта» и «Самовар».

В 1998 г. Веллер представил 800-страничную философскую работу «Все о жизни», в которой описал теорию энергоэволюционизма. В следующем году он оправился в США, где выступил перед поклонниками своего творчества.

В период творческой биографии 1999-2016 г. Михаил Веллер написал десятки произведений, среди которых «Памятник Дантесу», «Гонец из Пизы», «Б. Вавилонская», «Легенды Арбата», «Бомж» и многие другие. Интересен факт, что согласно одной версии именно он является автором известного выражения «лихие 90-е», которое впервые встречается в его книге «Кассандра».

Триумф

В 1988-м Веллер опубликовал повесть «Испытатели счастья», затем — «Разбиватель сердец». К этому времени писатель руководил отделом русской литературы русскоязычного издания «Радуга» в Таллине.

Через два года вышло произведение «Рандеву со знаменитостью». А по произведению «А вот те шиш» была даже снята художественная кинокартина. В этот период он основал и первый в Советском Союзе еврейский культурный журнал «Иерихон». Разумеется, он стал главным редактором.

Немногим позднее он начал читать лекции по русской прозе в высших учебных заведениях Турина и Милана.

После этого был опубликован и роман о приключениях майора Звягина, который стал очень популярным.

Спустя два года появилась книга новелл. Она называлась «Легенды Невского проспекта». Книга и поныне пользуется небывалым спросом.

В середине 90-х появилось и новое произведение. Речь идет о романе «Самовар». Через пару лет писатель предпринял поездку по Соединенным Штатам. Он выступал перед читателями Нью-Йорка, Бостона, Кливленда и Чикаго.

А в 1998-м вышла большая работа «Все о жизни». Именно там Веллер рассуждал о своей теории «энергоэволюционизма».

Личная жизнь

В 1986 г. писатель женился на выпускнице факультета журналистики Московского университета Анне Агриомати, через год у супругов родилась дочь.

С начала 90-х годов занимается литературной и издательской деятельностью – работал заведующим отделом русской литературы таллиннского русскоязычного журнала «Радуга», в дальнейшем был главным редактором и основателем первого в СССР еврейского культурного журнала «Иерихон», читал лекции по русской прозе в различных зарубежных университетах.

В 1988 году выходит восьмисотстраничная философская книга Михаила Веллера – «Все о жизни», которая содержит основы его философской системы и становится началом цикла философских работ. В 2003 году писатель называет свою систему взглядов на Вселенную и человека «энергоэволюционизм». Согласно этой теории, «вся субъективная и объективная деятельность человека совершенно соответствует и лежит в русле общей эволюции Космоса, которая сводится к усложнению материально-энергетических структур, повышению энергетического уровня материальных систем, и от начала Вселенной развивается с положительным балансом, в увеличивающейся прогрессии».

В настоящее время писатель проживает в Москве и Таллине, продолжает работать над своими публицистическими и философскими книгами, ведет авторскую программу «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы» и ток-шоу «Поговорим» на Радио России.

Как изменилась литература за последнее десятилетие

Сегодня писатель не может себе вообразить, что произойдет буквально завтра. В Советском Союзе люди читали книги, и это было главное занятие. В Советском Союзе писатель действительно был властителем дум. Сейчас все по-другому. Во-первых, жизнь ускорилась, социальные сети сделали восприятие информации совершенно иным.

Вообще, новая эпоха наступила году в 1989 примерно, когда стали издавать абсолютно все. И тогда каждый мог выбрать книгу себе по нутру и по вкусу. И тогда наибольшим спросом пользовались американские детективы. Они были на первом месте, а на втором месте — американская фантастика. Прошло 20 лет, и больше они никому не нужны.

Но вот когда появилось все для всех, а потом появились социальные сети, обнаружились чудовищные вещи. А именно: когда тебе со школы твердят, что вот это — хорошо, это русская классика, культурный человек ее должен знать… Но он эту русскую классику глотать не может, ему это скучно, муторно, но он ее уважает, просто потому что надо.

И вот, проходит время, появляется «Дом 2». Где быдло на языке быдла беседует о своих случках. И аудитория огромная! Они не желают читать ни Пушкина, да что там — они даже Чака Паланика не знают, они вообще ничего не знают…

Сейчас людей перестает интересовать придуманная действительность. Потому что слишком крута реальная действительность. Людям сейчас в общем и целом не до литературы. И недаром во всем мире страшно подпрыгнул спрос на книги научно популярные. Это не беллетристика, но она людям гораздо интереснее.

Когда классиком был сделан Чарльз Буковски — можно закуривать и уходить. Чарльз Буковски — вялый графоман, которому не хватало таланта. И всю эту собачью хрень незачем и читать. Каждый второй десятиклассник может так же. Нашелся Бальзак. И вот когда это объявляется классикой, мы видим саморазрушение литературы.

Я самым лучшим образом отношусь к авторам российских романов. Но это все музейная беллетристика. Такое ощущение, что это написано в конце XIX века. В крайнем случае — в 20-х годах XX века. Все это к живой литературе не имеет никакого отношения. А другой практически нет. Потому что когда схлопывается цивилизация, разумеется, дегенерирует и ее культура. Это то, что с нами сейчас происходит.

Полную версию интервью смотрите ниже.

Студенческие годы

Студенческие годы будущего писателя не обошлись без приключений:
— за месяц без денег, «зайцем» добрался из Ленинграда до Камчатки, используя все виды транспорта,
— для получения академического отпуска симулировал психическую болезнь,
— получив этот отпуск полгода вел бродяжническую жизнь в Средней Азии, а затем работал матросом на траулере рыболовецкого флота в Калининграде.

В 1971 г. Михаил Веллер восстанавливается в университете, и через год заканчивает его. Диплом по теме «Типы композиции современного русского советского рассказа» будущему писателю удалось защитить только со второго раза (в первый раз работа была отклонена за «формалистский уклон»).
После окончания института какое-то время работает в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. В дальнейшем перепробовал множество профессий: рабочий-бетонщик цеха сборных конструкций, вальщик леса, землекоп, младший научный сотрудник Государственного музея истории религии и атеизма (Казанский собор), экскурсовод, заместитель директора по административно-хозяйственной части, корреспондент заводской газеты обувного объединения «Скороход», перегонщик скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам.
Осенью 1976 года, вернувшись в Ленинград, Михаил Веллер всецело переключается на литературную работу, но первые рассказы отклоняются всеми редакциями. Вступает в семинар молодых ленинградских фантастов под руководством Бориса Стругацкого. За рассказ «Кнопка» получает первую премию на конкурсе фантастов Северо-запада. Тем не менее, Веллера по-прежнему не печатают, и для писателя наступает период «полного нищенства». Только в 1978 г. появляются первые публикации в городских ленинградских газетах — короткие юмористические рассказы. Недостаток средств к существованию вновь побуждает Михаила заняться различными способами заработка, он даже короткое время служит в армии офицером батареи наземной артиллерии, подрабатывает литобработкой военных мемуаров, пишет рецензии для журнала «Нева».

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по темеМихаил Веллер

Интервью

  • Михаил Веллер в гостях у Романа Трахтенберга «Радио Маяк»
  • «Политкорректность — это фашизм в шоколаде!» — интервью газете «Русская мысль»
  • «За гуманизм придется платить исчезновением цивилизации» — интервью журналу «Чайка», 2001 г.
  • «Быть милосердным к жертве, а не к убийце». Автор Михаил Бузукашвили. Журнал «Чайка», 2002 г.
  • Михаил Веллер: «Поскольку народишко обнищал и озверел, он и не захотел голосовать за демократов» (к итогам парламентских выборов в России 2003 года). Интервью взял Роман Манекин. http://km.ru — 08.12.2003
  • «Деньги — хороший слуга, но плохой хозяин» Интервью с писателем, философом, мыслителем Михаилом Веллером Нью-Йорк, 2003 г.
  • 1 сентября 2004 года Журнал ВЕСТНИК Online Михаил Веллер: «Предвижу конец нашей цивилизации»
  • 14 мая 2005 года Компьютерра «Михаил Веллер: Помойные ямы тоже нужны…»
  • 12 октября 2005 Комсомольская правда — «Михаил Веллер: А не махнуть ли Курилы на Крым и не ввести ли христианскую диктатуру?»
  • 12 октября 2005 Аргументы и факты — «Михаил Веллер: Если не украл, то — дурак?»
  • 29 ноября 2005 Правда. Ру — «Михаил Веллер: Гордиевы узлы не развязываются, они рубятся»
  • 5 мая 2006 Росбалт — «Михаил Веллер: Если Ле Пен — фашист, то я — ацтек»
  • 10 сентября 2006 Эхо Москвы — Программа «Контрудар»
  • 8 ноября 2006 РИА Новости — «Юмор и скандал. Михаил Веллер о собственной прозе»
  • 8 ноября 2006 on-line конференция писателя Михаила Веллера на тему «Традиции советской и российской журналистики»
  • 15 января 2007 Российская Федерация СЕГОДНЯ — Михаил Веллер: Чтобы пользоваться демократией, её сначала нужно построить
  • 20 мая 2008 Русский писатель еврейского происхождения Jewish.ru

Критика

  • «Невозможный Веллер», «Российская газета», федеральный выпуск № 3915, 02.11.2005.
  • Александр Тарасов. Похабный анекдот. Скепсис. Архивировано из первоисточника 30 августа 2011. Проверено 20 ноября 2010.

be:Міхаіл Іосіфавіч Велерet:Mihhail Veller fi:Mihail Veller hi:मिख़ईल इयोसिफ़ोविच वेलेरУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Предок писателя служил Фридриху Великому

Биография Михаила Веллера (кто по национальности — обсудим позже) началась в конце весны 1948-го в г. Каменец-Подольском, что в Западной Украине. Он рос в еврейском семействе медиков. Изначально отец писателя жил в Петербурге и знал, что один из его предков сражался под знаменами Фридриха Великого. После школы отец поступил в военно-медицинскую академию и, получив диплом, стал военным врачом. В результате, ему приходилось переезжать с места на место и менять гарнизоны.

Мама будущего прозаика родилась в Западной Украине, где ее семейство обитало в те времена. Ее дед был также врачом. Мать пошла по стопам своего дедушки, и она окончила медицинский институт, что в Черновцах.

Такие факты предоставляет биография Веллера Михаила. Национальность этого человека провоцирует множество споров. Многие уверены, что он еврей. Но кто более детально изучал биографию Веллера Михаила, национальность ему приписывает совсем другую — русский. Однозначно ответить на этот вопрос довольно сложно.

Произведения Михаила Веллера (2000-е годы)

Если речь идет о книге, рассказывающей о реально существующих личностях, факты, даже малоприятные, утаивать не следует. Так утверждает Веллер Михаил Иосифович. «Как писать мемуары» — небольшое произведение, в которой автор дает рекомендации относительно написания биографического произведения. При этом, что касается сборника «Легенды Арбата», писатель признался в одном из интервью в том, что большей частью оно все же основано на вымысле (например, новелла о З. Церетели).

К последним произведениям Михаила Веллера относятся книги «Не ножик не Серёжи не Довлатова», «Бомж», «Наш князь и хан», «Мое дело», «Махно», «О любви». Читательские отзывы о книге Веллера тоже довольно неоднозначные. Сборник «О любви» поклонники творчества писателя называют необыкновенным сочетанием публицистики, сатиры. Книга состоит из нескольких небольших произведений, в каждом из которых есть и горечь, и презрение, и отчаяние. Но именно эти особенности вызвали негодование и других читателей, преимущественно представительниц прекрасного пола, которые не в восторге от чрезмерного использования автором жаргонизмов, неуместной сатиры и цинизма.

Поиски себя

После вуза Веллеру пришлось пойти в армию. Правда, он отслужил всего лишь шесть месяцев. Потом его комиссовали.

На «гражданке» он начал работать в одной из сельских школ. Он преподавал ученикам литературу и русский язык. Кроме того, он был воспитателем группы продлённого дня. В деревне он трудился один год, после чего решил уволиться.

В целом, за всю его жизнь он сменил порядка 30 профессий. Так, он был рабочим-бетонщиком в северной столице. В летнюю пору он приезжал на Терский берег Белого моря и Кольский полуостров, где работал в качестве вальщика леса и землекопа. В Монголии он перегонял скот. Кстати, по его воспоминаниям, это был лучший период в его жизни.

Философские взгляды. Энергоэволюционизм

Философские взгляды Михаила Веллера излагались им в разных произведениях, начиная с 1988 года, пока не были обобщены автором в единую теорию, названную в итоге энергоэволюционизмом. Основы энергоэволюционизма заключаются в том, что существование Вселенной рассматривается как эволюция первичной энергии Большого Взрыва, и эта энергия связывается в материальные структуры, все более сложные, которые, в свою очередь, распадаются с выделением энергии, и эти циклы идут с ускорением. Существование же человека рассматривается Веллером субъективно как сумма ощущений и стремление к получению максимально сильных ощущений, а объективно — как стремление к совершению максимальных действий по изменению окружающей среды, поскольку человек получает ощущения через действия. Таким образом, человечество, наращивая прогресс цивилизации, захватывает свободную энергию и, преобразуя, выделяет энергию наружу в увеличивающихся масштабах и с увеличивающейся скоростью, преобразуя окружающую материю и тем самым находясь на острие эволюции Вселенной. Категории морали, справедливости, счастья и любви рассматриваются как психологическое и социальное обеспечение для стремления биосистемы к совершению максимальных действий по преобразованию достижимой части Вселенной. Конец истории экстраполируется как действие постчеловечества по выделению всей энергии вещества Вселенной, то есть, фактически, Нового Большого Взрыва, который уничтожит нашу Вселенную и явится зарождением Новой.

В качестве своих предшественников в статье «Информационно-теоретическое предшествие энергоэволюционизма» («Вестник российского философского общества» № 2, 2012) и других работах сам Веллер называет многих философов, прежде всего:

  • Артура Шопенгауэра,
  • Герберта Спенсера,
  • Вильгельма Оствальда и
  • Лесли Уайта.
  • В 2010 году на Международном философском форуме в Афинах выступает с докладом по своей теории, удостоенным медали форума.
  • В 2011 году на Лондонской международной книжной ярмарке проходит презентация четырёхтомника М. Веллера:
    • «Энергоэволюционизм»,
    • «Социология энергоэволюционизма»,
    • «Психология энергоэволюционизма»,
    • «Эстетика энергоэволюционизма».
  • В рамках Дней философии-2011 в Санкт-Петербурге выступает:
    • на пленарном симпозиуме «Власть и ценности» с докладом:
    • и на международной конференции «Смысл жизни: обретение и утрата» с докладом:
  • «Российская философская газета» (2011, № 9) публикует эссе Веллера «Схлопывание цивилизации».
  • Журнал «Философские науки» (2012, № 1) открывается статьёй Веллера «Власть: синергетическая сущность и социальная психология».
  • В феврале 2012 году на открытии Международного конгресса «Global Future 2045» выступает с пленарным докладом о сущности энергоэволюционизма и роли человека во Вселенной.
  • В апреле 2012 году выступает с докладом «Энергоэволюционизм» в Институте философии РАН.
  • В июне 2012 года на 4-м Всероссийском философском конгрессе выступает с докладом «Историко-социологические аспекты энергоэволюционизма».
  • В августе 2012 года принимает участие в работе Учредительной конференции Международной ассоциации Большой Истории (International Big History Association) в Гранд-Рэпидсе (США).
  • В августе 2014 года на конференции Международной ассоциации Большой Истории в Сан-Рафаэле (США) выступает с докладом «Роль человека в истории Космоса».
  • В августе 2018 года  на XXIV Всемирном философском форуме в Пекине выступает с докладом «Развитие и столкновения глобализации».
  • В разные годы читал лекции по философии с изложением своей теории на факультете социологии МГУ, кафедре философии МГИМО, факультете журналистики Иерусалимского университета.

Первый успех

В 1983-м началась творческая биография писателя Михаила Веллера. Книга «Хочу быть дворником» была его первой из многочисленной коллекции, имеющейся на сегодняшний день. Это был сборник рассказов. Издание стало популярным. Права на эту книгу были даже проданы западному издательству. В результате, через год сборник Веллера был переведен на несколько языков. Кроме того, ряд отдельных рассказов писателя были изданы в таких странах, как Франция, Польша, Болгария, Италия и Голландия.

К этому времени Б. Стругацкий и Б. Окуджава дали ему свои рекомендации, чтобы он смог вступить в Союз писателей Советского Союза. Несмотря на лестные оценки творчества Веллера, он был не принят в организацию. Он стал членом Союза через пять лет. Непосредственным поводом стал выход в тираж второй книги писателя. Она называлась «Все о жизни».

После этого карьера прозаика Веллера с завидной активностью начала набирать обороты.

О приходе на Youtube и хейтерах

Зачем пришел на Youtube? Точно то же самое, что ты говорил в любой телестудии, сейчас делаешь, глядя в камеру у себя дома. Количество просмотров бывает разное, у меня личный топ — это 860 тысяч. Речь в этом видео шла о политических, внутрироссийских вещах. То, что все это какому-то количеству людей интересно — ну слава богу. Если бы я был никому не интересен, то сидел бы и занимался чем-то другим.

Что касается хейтеров. Я думаю, это прекрасно. Как выразился когда-то мой старый друг Игорь Губерман, обращаясь к молодым журналистам, которые собирались брать у него интервью, «ну давайте, молодежь, подергайте перышки из старикашки». То есть, когда молодежь начинает обкусывать тебе тапочки, так и должно быть. Это значит, что тебя видно! Ведь когда тебе плюют в спину, это знак твоей победы. И еще одна вещь. Все это замыкается на вечный конфликт умных и дураков.

[править] Источники

  1. В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза — Эксмо, 2005.
  2. Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД 1934-1941, Москва, 1999

Михаил Иосифович Диментман относится к Расстрелянным евреям из руководства РККА

Высшие военачальники Вайнер • Магер • Лашевич • Сангурский • Сокольников • Смушкевич • Троцкий • Туровский • Тухачевский • Урицкий • Фельдман • Халепский • Штерн • Якир 
Комдивы Бакши • Белицкий • Белый • Вольпе • Давидовский • Кранц • Лазаревич • Медников • Рубинов • Сахновская • Хайт • Шмидт 
Полковники комбриги Блюм • Вайнерх-Вайнярх • Драгилев • Зюк • Иссерсон • Каган • Ковалев • Козеровский • Лахинский • Лабас • Лившиц • Машенджинов • Полунов • Пугачевский • Островский • Россман • Сокольский • Тантлевский • Тарновский-Терлецкий • Ткачев • Шмай-Крейцберг • Хвесин • Юнгмейстер 
Политуправление Авиновицкий • Аронштам • Гамарник • Гринберг • Грубер • Дракохруст • Иппо • Захаров-Мейер • Ланда • Левензон • Рабинович • Разгон • И. Славин • М. Славин • Смоленский • Троянкер • Фельдман • Хорош • Шифрес • Якубовский 
Военная разведка спецслужбы Агранов • Бак • Беленький • Бельский • Берман Б. • Берман М. • Блюмкин • Борщев • Вуль • Гай • Голубчик • Дагин • Дейч • Залин • Западный • Каруцкий • Кацнельсон • Коган • Корнев • Курский • Ливент-Левит • Леплевский • Литвин • Мессинг • Мильштейн • Минаев-Цикановский • Миронов Л. • Миронов С. • Пассов • Паукер • Плинер • Райский • Рапопорт • Рейсс • Родос • Розовский • Рудь • Слуцкий • Трилиссер • Уншлихт • Ушаков • Феррари • Фирин • Хазан • Шварцман • Шпигельглас • Штерн • Ягода 
Дополнительные материалы Троцкий во главе Красной Армии • Евреи в Красной Армии во время Гражданской войны • Дело «антисоветской троцкистской военной организации» • Репрессии в РККА в 1941 году • История военной службы евреев в России
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий