Что это — частушка? определение и виды частушек

Символизм цвета в частушке[ | код]

В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвет горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности.

Примеры частушек на различные темы (илл. — графика А. Г. Вороны)

Про Семёновну:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася.

Страдания:

Была девка — все любили,
Стала баба — все забыли.

Заунывные, женские:

Рожку жала, убежала
Из поля в поляночку,
Хороша милай играет
Новую тальяночку.

Про тёщу

Мимо тёщиного домику
Пройду и пропою:
Что гулять не отпускает
Сударушку мою.

Тема про войну:

Мы с миленочком поедем
Воевать напарочку:
Он пойдет за командира,
Я — за санитарочку.

Армейская частушка:

Нас забреют, мы не тужим,
По три годика отслужим.
На Елец дорожка пряма,
Призываться будем тама.

Про гармониста:

Гармонист устал,
Запинаться стал,
А я ему стулицу
Вынесу на улицу.

На свадьбу:

Посмотрите на невесту:
Она просто идеал!
От неё жених ни с места,
Чтобы кто, вдруг, не украл!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:

Знаем Ленина заветы.
Кулаки, попы — наш враг
Призовет их всех к ответу
Большевицкий красный флаг.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи —девушка и парень, а самая популярная тема —любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание

Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность — в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

История возникновения частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций, не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками её были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню.
Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. В своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной…».

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре

Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка», которые иноязычные словари не переводят.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические
    . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые
    . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие
    . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня
    . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Литература[править | править код]

  • Частушка // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1193—1195 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Частушка // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 456—457. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Частушки / Земцовский И. И. // Хейнце — Яшугин. Дополнения А — Я. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1982. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 6).

Частушки о профессиях для детей

Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.

Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!

Если, Петя, ты потом
Будешь депутатом,
То дневник твой может стать
Жутким компроматом!

— Пожалей меня, мамуля,
Дай мне школу пропустить!
— Ты ж, сыночек, там директор,
Должен ты на месте быть!

Я решил, что ни к чему
Боксом заниматься –
Стану я зубным врачом,
Все его боятся.

Вовка хвалится ребятам,
Что он станет адвокатом.
А пока не адвокат,
Он колотит всех подряд.

Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел!

Наконец до десяти-то
Научился я считать.
И теперь судьёй по боксу
Я могу уж точно стать.

Стану мастером по стрижке
И Лариске отомщу –
Обстригу аж под мальчишку,
А потом тогда прощу.

На гимнастику хожу,
Ем лишь раз в неделю.
По секрету вам скажу:
Стать хочу моделью.

С трактористом я дружу,
Помогать ему хожу.
Тракторист ведет машину,
А я рядышком сижу!

Определение

Согласно энциклопедии, частушка – это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Частушки для детей про школу

В этом разделе собраны частушки, посвященные школьной тематике. Воспользовавшись собранным здесь материалом, учителя смогут пополнить программу любого детского мероприятия, конкурса самодеятельных исполнителей.

Фольклорные музыкальные куплеты подобраны в соответствии со школьными праздниками. Так что усовершенствуйте школьный музыкальный репертуар фольклорными песенками, и пусть праздник приносит ребятам больше шуток и смеха!

Школьные частушки про учителей

За науки вам спасибо,
Мудрые учителя.
Потому, что, понимаем,
Вы гоняли нас не зря.

Наш учитель очень строг
Не пошли мы на урок!
Уж как радовался он,
Что от нас освобожден!

Пришли в школу воробьями,
Теперь ласточкой парим.
Учителей мы очень любим,
Всем спасибо говорим.

Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание.

А Ирина Николавна
Очень любит тишину.
Почему шуметь не любит,
Ну никак я не пойму.

Для учительницы первой
Слов хороших мне не жаль,
Ведь она понять сумела,
Как нас в школе удержать.

В школу утром я иду,
Ждут меня учителя.
Будут мучить на уроках —
Буду мучить их и я.

Быть учителем не просто,
Только свой предмет.
Научить учитель должен,
Как нам в жизни поступать.

С днем Учителя поздравить
Мы пришли сегодня Вас.
Пожелать больших успехов,
Чтоб учили лучше нас.

На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Мне учитель нравится,
Когда он не ругается.

Школа наша дорогая
Выпускает с своих парт
Менделеевых, Кулонов…
Очень будет мир им рад!

Мимо школы номер десять
Ну никак я не пройду:
Или окна я помою,
Или дворик подмету.

Мы конечно любим школу ,
Нашу школу милую!
Хотя тащут в эту школу
Некоторых силою.

Очень дружно мы живём,
Песни весело поём.
Лучше доброй школы нашей
Во всём мире не найдём!

Наша школа лучше всех,
И в столовой кормят всех,
И спортзал у нас здесь есть,
И ребят у нас не счесть.

Русские народные частушки для детей

Такой уникальный фольклорный жанр как частушки исполняется без музыкального сопровождения. Иногда исполнителю четверостиший подыгрывает балалайка или гармонь.

В возрасте 2-5 лет малыши с удовольствием слушают веселую музыку и короткие смешные рифмованные напевы, и меньше интересуются прозой. В этот период ребенок проявляет интерес к частушкам, в которых находит ответы на возникающие вопросы.

Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Несушки, несушки,
Курицы-подружки.

Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Я гусыня бедная,
Как копейка медная.
По селу хожу босая,
Пух на зиму запасаю.

— Га-га-га, — распелся гусь.
Я лисичек не боюсь.
Всех лисичек на весу
Я в корзинке унесу!

Я корова хоть куда!
Как венец мои рога.
Кто меня проведает,
Молочка отведает!

У дверей на сундуке
Сидит Попка в колпаке.
Как напялили колпак –
Сам себя назвал «дурак»!

Ай да серенький коток
Пошел к речке под мосток,
В воду хвостик опустил,
Кошкам рыбы наловил!

Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.

У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!

У моей у бабушки
Новый фартук яркий.
Принимай, бабулечка,
К празднику подарки!

Я весь день страдать готов
Без твоих без пирогов.
До того я настрадался,
Один нос большой остался.

Я к бабулечке пришла,
И родную обняла!
Живи много-много лет
И храни Господь от бед!

А родители вручили
Внуков бабушке родной.
И к себе лишь забирают
Только их на выходной.

Положительные моменты при прослушивании частушек малышами:

  • дети начинают пританцовывать, развивая координацию движений
  • частые повторения простых песенок положительно сказываются на развитии речевого аппарата
  • малыши привыкают к звучанию родной речи
  • ребенок ощущает радость
  • формируются эстетические чувства

Частушки уместны и в играх с малышом. А сопровождая пение движениями руками, мама способствует тому, что чадо станет повторять за ней, а значит, будет расти активным. Устный фольклор для детей – это важный фундамент при формировании личности.

Определение слова «Частушка» по БСЭ:

Частушка — жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.. генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 в. Ч. создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Ч. общественного содержания (чаще с сатирической окраской). в советское время их доля в общей массе Ч. значительно возрастает, тематический диапазон расширяется.Будучи откликом на события дня, Ч. обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих Ч. — хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой Ч. являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность народного творчества в жанре Ч. несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных Ч. возникла литературная Ч. (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.). многочисленные Ч. создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, Ч. появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках СССР.Изд.: Симаков В. И., Сборник деревенских частушек, Ярославль, 1913. Елеонская Е. Н., Сборник великорусских частушек, М., 1914. Частушка. Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, М.-Л., 1966. Власова З. И. и Горелов А. А., Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965.Лит.: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, №4-5, М.-Л., 1936. Колпакова Н., Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, №4. Лазутин С. Г., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960. Власова З. И., Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, Л., 1971. Буртин Ю., О частушках,«Новый мир», 1968, № 1. Зырянов И. В., Поэтика русской частушки, Пермь, 1974.С. Г. Лазутин.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму — когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

Частушки русские народные (тексты без мата)

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

Лавка, лавочка поката,
Не садись со мной богатый.
Лучше бедный, да милой,
Сядет рядышком со мной.

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Не смотрите на меня,
Что я худоватая.
Мамка салом не кормила,Я не виноватая.

Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая —
Приходила поздно.

В небе месяц молодой,
Спрятался за тучею.
Приходи ко мне скорее,
Ласками замучаю!

Я, бывало, всем давала
Повороты от ворот.
А теперь одна осталась –
Никто замуж не берет!

Перхоть мужу извести
Ныне дело плевое.
А вот как бы нарастить
Что-нибудь толковое.

На дворе стоит туман,
Сушится пеленка.
Вся любовь твоя обман,
Окромя ребенка.

За деревней на пруду
Квакают лягушки.
А я милёночку лапшу-
Вешаю на ушки.

День весенний наступил,
Кот на крыше завопил.
Скоро тоже завоплю,
Замуж очень я хочу!

Русские народные частушки (тексты для застолья)

Ох, ты, яма, яма, яма…
Я не знаю, кто копал.
Шел милёнок на свиданье,
Невзначай в неё упал.

Привели меня на суд,
А я вся трясуся:
Присудили сто яиц,
А я ведь не несуся!

Это что же за гулянье:
Ты – домой и я – домой.
А, по-моему, гулянье:
Ты домой и я с тобой!

Неужели веток мало:
Вы березу рубите?
Неужели девок мало:
Вы замужних любите?

Вот пойду я в огород,
Накопаю хрену.
Затолкаю Сашке в рот
За его измену.

Мне не нужен пуд гороха,
А нужна горошина.
Мне не надо много девок,
Нужна одна – хорошая!

Три недели не купался,
И поймал не пузе вошь.
Она толстая, большая,
Из винтовки не убьешь.

В магазине продавщица
Назвала меня «свиньёй».
Бабки думали свинина,
Стали в очередь за мной.

Известно, что нежданные гости доставляют некоторые хлопоты хозяевам застолья. Что именно могут принести с собой такие визитёры, поведают тексты частушек на приложенном видео.

Частушки русские народные смешные и прикольные

Печку письмами топила,
Не подкладывала дров.
Всё смотрела, как горела
Моя первая любовь.

На дворе туман стоит —
Нулевая видимость.
Под горой мужик лежит —
Русская недвижимость.

Меня мама била-била,
Что я поздно приходила.
Чтобы маму не будить,
Стану утром приходить!

А я с этим кавалером
Познакомиться хочу.
Красоты моей не хватит,
Самогоном доплачу.

Эх, мать, моя мать,
Не пускает ночию.
А я днем гулять пойду,
Больше наворочую!

Было время я плясала
На высоких каблуках,
А теперь сижу на печке —
Два ребёнка на руках.

Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.

У частушек есть начало,
У частушек есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем — молодец!

Типы частушек

  • Лирические частушки (припевки) — четырехстрочная частушка на разные темы.
  • Плясовые — четырехстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917—1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину — «Семеновна». Это двухстрочные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. В частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30—40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня — со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом слово так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Размер — четырёхстопный хорей. Строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Частушки для детей с именами

Детям очень понравится праздник, на котором прозвучат частушки с их именами.

Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.

Прогулял Сережа в парке
И не выучил урок.
Взял и спрятался под парту,
Чтоб никто найти не смог.

На уроке наш Сережа
Ничего сказать не может.
Как урок кончается –
Рот не закрывается.

Сережку вызвали к доске,
Но молчит Сережка,
Потому, что весь урок
Он смотрел в окошко.

Дима слух развил хороший.
Может без опаски
Слушать стоя у доски,
С дальних парт подсказки.

Кто толкается в буфете?
Пробивается вперед? —
Пожалейте Иру, дети,
Дайте Ире бутерброд!

От Марины ждал ответа
Наш учитель долго —
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка!

Ох, не любим, когда Паша
Отвечает у доски.
От его мычаний сонных
Умираем мы с тоски.

Рисовали наши предки
Динозавров на скале,
21-ый век. — Виньетки
Толя чертит на столе.

Динозавров наши предки
Выбивали на скале,
А теперь Грачёв Артём
Их рисует на столе.

Наша Танечка – болтушка,
Ну а слушает в пол-ушка.
Ей учитель говорит –
А она в окно глядит.

Коля вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Павловна, звонок».

Я сижу за партой с Ромой.
Рома – парень хоть куда.
Он гляди, какой бедовый –
Защитит меня всегда.

Все программы без разбора
Дочка смотрит «до упора»,
Отдыхает только в школе —
Телеманка наша Оля.

В нашем классе никогда
Не бывает жарко,
Вентилятор заменяет
Нам вертушка Ларка!

Гоша мается, вздыхает
И бормочет у доски…
Засыпают, засыхают
Даже мухи от тоски!

Разновидности

Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:

  • лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
  • плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
  • страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
  • «Семеновна» — двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
  • «Матаня» — в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем. Однако не только о любви пели простые люди.

По тематике следует выделить следующие варианты:

  • любовно-бытовые;
  • деревенско-колхозные;
  • общественно-политические.

С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако сексуальная направленность сохранялась все время. Нередко в произведениях можно встретить ненормативную лексику.

Со временем возникли частушки для детей. Стоит понимать, что писали их взрослые, но по своему содержанию они рассчитаны на детей.

Сказал интеллигент

На лесосеке.

Или:

Родился в селенье Гори

Мне, тебе и всем на горе

У сапожника Васо

Трижды сукин сын Сосо.

(ВасоиСосо—грузинскиеуменьшительныеименаотВиссариони Иосиф.)

А еще:

Ах огурчики мои,

Помидорчики:

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

ПрезидентаЮгославииТитов последниегодыжизниСталинав СССРназывалинеиначекак«кроваваясобака» (нежелалТито, хоть ибылкоммунистом, ползатьперед Сталинымнабрюхе!). Новотумер Сталин, иотношениясЮгославиейначалиналаживаться. Люди старшегопоколениянемогутне помнить:

Дорогой
товарищ
Тито
,
Ты
теперь
наш
друг
и
брат
!
Как
сказал
нам
сам
Никита
,
Ты
ни
в
чем
не
виноват
.

Акогданачаласьперестройка, заговорилиохозрасчетеи… ничего не делали. Опустелимагазины.

Перестройка
мать
родная,Хозрасчет
отец
родной
.
Чем
родители
такие
,
Лучше
буду
сиротой
!

Коммунистическоеруководство провалилось, компартиябылараспущена. Ипосыпалисьчастушкио партии:

Мимо
нашего
райкома
Я
без
шуток
не
хожу

То
им
серп
в
окошко
суну
,
То
им
молот
покажу
.

Некоторыеинтеллигентскиестишкиикуплетыпосвоейформеблизкик настоящейчастушке («Мимотещиногодомаябезшуток нехожу…»и«Мимонашегорайкома…»), некоторыесовсемдалекиот нее. Нонетсомнения, чтовсеэто индивидуальныесочинения. Все здесь: иритм, ирифма, исловесная ткань—отлитературы. Возможно, иавторыэтихкуплетовкому-тоиизвестны. Однаковотличиеотобычноголитературногопроизведения текствсе-такистремитсяканонимности, распространяетсяустно подобнотекстаманекдотов.

Впоследниедесятилетиягородскоебезымянноетворчествопроникаетивдеревню. Авотдеревенская посвоемупроисхождениючастушка, наоборот пришла в город.

6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ

В начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая –

Замужем век мучиться;

А теперь мои три дочки

В институтах учатся.

«Замужем век мучиться» — как и первую строчку, просто не спеть. Частушка песенка молодежная. А тут героиня — пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!). Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого народа. Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек.

7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня…». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел:

Ох, ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.

А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же добавляет:

Ох, ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Руки в дёгте, сам в вару, Лезет целоваться.

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

Или:

У милёночка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбиралаВся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки — напевом,особым построением, зачинами.

И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Список литературы:

Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века»

Словарь юного литературоведа

Был и танец такой матросский «Яблочко».

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Как лавровская деревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою, А я тоже не гуляю, На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура, Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушкисоздавалисьивсредеинтеллигенции. Интеллигентскиечастушки, стишки, пародии, ксожалению, никогданикемнесобирались. Однакоонисуществуютиздавнаи сопровождаютвсюроссийскуюисторию 20-ого столетия. Анесобирали ихпотому, чтоэтонебезобидные песенки, аостраяполитическаясатира.

Вскорепослереволюциибыла созданазнаменитаяВЧК—Всероссийскаячрезвычайнаякомиссия (будущийНКВД, аещепозднее —КГБ). Этакомиссиянаводилаужасналюдей. Ноонивсе-такинемолчали:

Эх, раз
,
еще
раз
,
Спела
бы
,
да
что

то,
На
Гороховую
, 2,
Ехать
неохота
.

(НаГороховой, 2, помешаласьпетроградскаяВЧК.)

17 январяголодного 1920 г. КорнейИвановичЧуковскийзаписалвсвойдневникчастушку, которуюсообщилемудевятилетнийсын:

Нету
хлеба
,
нет
муки
,
Не
дают
большевики
.
Нету
хлеба
,
нету
масла
,
Электричество
погасло
.

Немалоозорных, вызывающихчастушек, куплетовскладывалосьив годысталинскоготеррора:

«Идут года,

Частушки для детей русские народные

Русские народные частушки для детей приурочены к разным поводам: 1-ое сентября, праздник урожая, Новый год, смена сезонов. Также есть адресные и тематические припевки: для бабушки, для школьника, про родителей, для брата или сестры.

В частушках, даже детских, присутствует сатира, ирония. Маленькие песенки высмеивают пороки, недостатки, восхваляют достоинства.

В детских частушках критике подвергаются плохие оценки, грубость, лень, неподобающие увлечения. А поощряют в куплетах трудолюбие, хорошую успеваемость, вежливость, дружелюбность и помощь по хозяйству.

***

Кабы, кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися Да и в рот катилися.

***

Утром маме наша Мила Две конфетки подарила. Подарить едва успела, Тут же их сама и съела.

***

Пошла курица в аптеку И сказала «Кукареку! Дайте мыло и духи Чтоб любили петухи!»

***

На горе стоит Большое здание. Мне в любови счастья нет — Одно страдание.

***

У меня на сарафане Косолапы петухи; Я сама не косолапа — Косолапы женихи.

***

Ходи, хата, ходи, хата, Ходи, курица, хохлата, Ходи, сени и порог, И сметана, и творог.

***

Выйду, выйду я плясать В новеньких ботинках, Все ребята говорят, Что я как картинка!

***

Заиграй-ка, балалайка, Балалайка — три струны! Подпевайте, не зевайте, Выходите, плясуны.

***

Чай пила, Самоварничала. Всю посуду перебила — Накухарничала.

***

Мы с милёночком гуляли Возле нашего пруда; Нас лягушки напугали — Не пойдем больше туда.

***

Посылала меня мать Загонять гусака, А я вышла за ворота И — давай плясака!

***

Письму мышонка дед учил, А вышли-то каракули. Мышонок двойку получил. И оба горько плакали.

***

Две лопатки у Егора, А у Нины — формочки. Я за это им язык Высуну из форточки.

***

Я сидела на окошке, Ехал милый мой на кошке, Стал к окошку подъезжать Не мог кошку удержать.

***

На дворе да по лужку Бегают утята. А я с печки босиком Думала: ребята!

***

Я не тятькина Я не мамкина — Я на улице росла, Меня курица снесла.

***

Если б девочки Были рыбами, За ними б мальчики В воду прыгали.

***

Трень брень дребедень! Выступал бы целый день! Мне учиться неохота, А частушки петь не лень!

***

Раз пошёл Алёша сам За крупой в универсам. «Мама, а крупы там нет, Мне пришлось купить конфет!»

***

Сидит Лешка за столом Ковыряется в носу, А козявка отвечает: Все равно не вылезу!

***

С горки ехала Иришка — Самой быстрою была; Ира даже свои лыжи По пути обогнала!

***

Я куличик испекла, Угостила Ваню. Он за это показал Мне жука в стакане.

***

Поленился утром Вова Причесаться гребешком, Подошла к нему корова, Причесала языком!

***

Говорит лентяйке мать: «Убери свою кровать!», А лентяйка: «Маменька, Я же еще маленька».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий