Victor hugo kimdir? hayatı ve eserleri

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Интересные факты из жизни Виктора Гюго

Вспоминая литературу эпохи романтизма, нельзя не упомянуть Виктора Гюго, знаменитого французского писателя и драматурга, являющегося, наверное, одним из самых известных уроженцев этой страны. Будучи невероятно одарённым человеком, всю жизнь Виктор Гюго посвятил писательскому ремеслу, создав в том числе и ряд настоящих шедевров, которые по праву считаются достоянием мировой литературы. Его творчество оставило неизгладимый след в истории, и книги его переведены на десятки различных языков.

Факты из биографии Виктора Гюго

  • Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго.
  • Родился будущий писатель на парижской улице, где проживали местные стеклодувы. До наших дней дом, где появился на свет Гюго, увы, не сохранился.
  • Отец Виктора Гюго был генералом наполеоновской армии.
  • Писательский талант у него проявился очень рано. Так, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет, он уже написал две трагедии, которые, к сожалению, затем были утеряны.
  • Помимо драм, трагедий и другой художественной литературы, Виктор Гюго также сочинял и стихи.
  • На протяжении всей жизни Гюго старался не отставать от новомодных веяний, посещая различные молодёжные мероприятия тех лет, даже будучи уже в весьма преклонном возрасте.
  • Первый успех к нему пришёл именно на ниве поэзии, когда он в 16 лет выиграл несколько поэтических конкурсов. Французский король Людовик XVIII высоко оценил творчество юного поэта, и пожаловал Гюго солидную денежную награду.
  • Малоизвестный факт: Виктор Гюго был ещё и весьма талантливым художником, хоть и не развивал это своё умение. Однако, впервые он начал рисовать, когда ему было всего восемь лет.
  • Писатель был младшим из троих детей своих родителей, у него было двое старших братьев.
  • Когда Виктора Гюго охватывал очередной кризис, он запирался в пустой комнате с пером и бумагой, и творил полностью обнажённым, чтобы даже одежда его не отвлекала.
  • Первые отзывы об «Отверженных», самом знаменитом романе Виктора Гюго, были негативными. Сейчас же существует 16 его адаптаций, а также несколько экранизаций.
  • Работа над «Отверженными» заняла у него около 20 лет.
  • Женой Виктора Гюго была его подруга детства.
  • На протяжении 16 лет писатель проживал в одном из парижских отелей. Позднее он приобрёл себе дом.
  • В юности кумиром Виктора Гюго был знаменитый французский писатель Шатобриан. Он заявлял даже, что он будет «Шатобрианом или никем».
  • В браке у него родилось пятеро детей, но один из них скончался ещё в младенческом возрасте.
  • Знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал, когда ему было 29 лет.
  • На протяжении 50 лет писателя связывали любовные отношения с другой женщиной, Жюльеттой Друэ, которую он называл своей «истинной женой».
  • Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке, — один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии, и его могли снести.
  • Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям. Старшая из оставшихся в живых дочерей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель, глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя: и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.
  • Скромностью Виктор Гюго не отличался, заявляя о себе, как о «единственном классике своего столетия» и утверждая, что он знает французский язык лучше всех.
  • После смерти Виктора Гюго гроб с его телом на 10 дней поместили под Триумфальной аркой в Париже. Проститься с ним пришло около миллиона человек.
  • В честь великого писателя была названа одна из станций парижского метрополитена.
  • Причиной смерти Виктора Гюго стала пневмония. Будучи уже стариком, в возрасте 84 лет, он принял участие в параде в свою честь, на котором простудился, и эта болезнь позднее и развилась в пневмонию.
  • Один из кратеров на планете Меркурий был назван «Гюго».

Первые драматические произведения Гюго

Романтики в конце 1820-х годов начали уделять большое внимание театру, остававшемуся в то время под властью господствовавшего классицизма. Виктор Гюго с этой целью написал в 1827 году свою первую драму «Кромвель»

В этом романтико-историческом произведении говорится о буржуазной революции в Англии в 17 веке. Кромвель, ее вождь, показан сильной личностью. Однако ему свойственны моральные противоречия, в отличие от цельных персонажей, созданных в рамках классицизма. Кромвель, свергнув короля, хочет изменить революции и сделаться монархом. Не только само произведение, но и предисловие к этой драме приобрело большую известность. Виктор Гюго в нем попытался связать с ходом истории развитие мировой литературы, чтобы показать, что торжество романтизма обусловлено исторически. Он представил целую программу нового направления.

Слава

Жульетта Друэ. Фото: wikipedia.org

Всю жизнь Гюго старался быть в центре внимания. Даже когда писателю было под 80 лет, он продолжал посещать многочисленные мероприятия, предназначенные для молодых людей.

Последние годы жизни Гюго провел в Париже. Забавно, но ещё до смерти писателя улица, на которой он жил, была переименована в его честь. Поэтому, когда знаменитый литератор оставлял кому-либо свой почтовый адрес, всегда писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже». Но и этого «солнцу французской поэзии» было мало: говорят, он хотел, чтобы после его смерти Париж переименовали в Гюго.

Тщеславие и погубило писателя. Он умер в возрасте 83 лет, но если бы не воспаление лёгких, полученное по глупости, мог бы прожить ещё дольше.

Заболевание развилось у француза после парада, который устраивали в его честь. В тот день врачи рекомендовали Гюго соблюдать постельный режим, но он, конечно же, не хотел пропускать масштабное действо в свою честь и приветствовал поклонников из распахнутого окна. На следующий день прославленный автор слёг с простудой, которая переросла в пневмонию.

«Оставляю пятьдесят тысяч франков бедным. Хочу, чтобы меня отвезли на кладбище в катафалке для бедняков. Отказываюсь от погребальной службы любых церквей. Прошу все души помолиться за меня. Верю в Бога. Виктор Гюго», — написал знаменитый француз в своём завещании. Однако гроб с его прахом провожали в последний путь около миллиона человек, а церемония похорон проходила в течение 10 дней — никто из его современников не удостаивался такой же чести.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Теоретизация романтизма

В кратком содержании биографии Виктора Гюго обязательно следует выделить в отдельный пункт его вклад в развитие теории романтизма. Он на протяжении всей своей жизни стремился его осмыслить. Гюго призывал отказаться от высокопарных, строгих форм классицизма, пропагандировал творческую свободу.

Вершиной эпохи французского романтизма стало его «Предисловие к «Кромвелю». Шекспировская драма «Кромвель» в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но «Предисловие» переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период — это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра — драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма — это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Musical

The Gargoyles, renamed Charles, Antoine, and Loni, are featured in the German musical adaptation, in which they are explicitly depicted as Quasimodo’s imaginary friends. They try to encourage Quasimodo to leave Notre Dame and rescue Esmeralda. They also try to comfort him after Esmeralda dies. They don’t have the over the top personalities that their Disney counterparts have nor are they as silly. Their levity is light-hearted and subtle. The Gargoyles also had a darker nature in the musical, as they are the ones who told Quasimodo to kill Frollo near the musical’s end.

The Gargoyles don’t appear in the North American version, in which they are replaced with a choir of saint statues, who also act as the musical’s «Greek chorus», both narrating the story and acting as Quasimodo’s friends.

Социальная проблематика творчества 1830‒1840-х[править]

Поэт всё время живёт в Гюго рядом с прозаиком. Эти крупнейшие произведения Гюго-романиста и поэта поставили его в первые ряды французских писателей и создали ему европейскую славу.

В он переиздаёт «Le dernier jour d’un condamné» и в отступление от своего принципа абсолютного отказа от смертной казни высмеивает тех, кто требовал отмены смертной казни в отношении министров Карла X.

Метафизический гуманист Гюго отступился от своего принципа отмены смертной казни, ибо, как указывал К. Маркс, Июльская революция была наиболее близкой сердцу радикальных демократов из всех революций во Франции в XIX веке.

Сделав поэтому исключение для министров Карла X, Гюго в следующем произведении «Клод Ге» (), посвящённом тому же вопросу, продолжает свою борьбу против смертной казни.

В Гюго ставит «Анджелло, тиран Падуи». Гюго казалось, что он в этой драме «пригвоздит все человеческие страдания к распятию». Критики справедливо видели в ней лишь мелодраму. Этот переход от драмы к мелодраме был далеко не случайный. Он определялся тем гиперболизмом страстей и переживаний, которым проникнуто всё творчество Гюго.

В Гюго создаёт «третий литературный кружок романтиков». В кружках и Гюго — первый среди равных, борющихся за создание новой школы. Сейчас он — учитель и вождь господствующей школы. Знаменитые соратники , в том числе критик Сент-Бёв, от него отошли.

По поводу поставленного в «Рюи Блаза» Сент-Бёв писал, что это — начало заката романтизма. И он был прав. В дальнейшем Гюго — великий демократ и гуманист, который ратует за свои идеи не только речами и статьями, но и романами, легендами, драмами. Но в центре литературных боёв он больше не стоит. Бои парнасцев и реалистов идут через голову Гюго.

В Гюго публикует сборник стихов «Les rayons et les ombres» (Лучи и тени). Помимо автобиографических стихотворений, здесь собраны все его поэмы, посвящённые Наполеону, — дань наполеоновскому культу.

В Гюго избирается во Французскую академию, после того как она неоднократно (—, ) отвергала его, предпочитая великому поэту автора опереточных либретто и других столь же «достойных» кандидатов. Вместо ожидавшейся от него литературной программы, Гюго при приёме в Академию произнёс политическую речь, где высказался за короля против республики.

Свою приверженность королевской власти Гюго демонстрировал в следующем году в своей работе «Рейн» (). В Гюго был королевским декретом возведён в графское достоинство и назначен пэром Франции.

Краткая биография

Гюго Виктор Мари
— французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления — родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» — относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового — романтического — направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность

1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение — драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго — «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки и Вольтера .

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 — 2011, Partie 2 — 2012. Éditions Soleil).

Затворничество

В 1843 в жизни Виктора Гюго произошла трагедия: во время кораблекрушения погибла его дочь Леопольдина с мужем. После этого он на какое-то время полностью перестал поддерживать связь с обществом. Находясь в таком затворничестве, Виктор Гюго начал работать над объемным романом.

Но закончить работу он не успел: в 1848 году произошла революция и писатель стал принимать активное участие в общественно-политической жизни. Но в 1851 году Гюго покинул Францию и отправился в Брюссель, затем на островок Джерси и остров Генри. В этот непростой период им была написана книга «Наполеон Малый», в которой он разоблачал диктаторство нового правителя, Луи Бонапарта, и сатира в стихах — «Возмездие», которая стала популярна у противников Наполеона Третьего. В начале 60-х годов 19 века Гюго вернулся к написанию своего объемного романа, который стал известен в мире как «Отверженные».

От стихов к прозе

Один из первых романов молодого писателя – «Ган Исландец» – был опубликован в 1823 году. Критика встретила роман более чем сдержанно. Пьеса «Кромвель», опубликованная в 1827 году, наоборот вызвала бурные споры. Произведение было написано специально для одного из величайших французских актёров XIX века Франсуа-Жозефа Тальма. В 1830-х и в начале 1840-х годов Гюго писал практически только для театра. В это же время вышло несколько поэтических сборников: «Лучи и тени», «Песня сумерек» и другие.

Несмотря на то, что некоторые произведения Виктора Гюго вызывали споры или даже скандалы, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. В 1841 году Гюго был выбран во Французскую академию. Через 4 года ему присвоили звание пэра. А ещё через 3 года писателя избрали в Национальное собрание. В начале 1850-х годов Гюго неожиданно впал в немилость властей. Писатель выступил против государственного переворота, произошедшего в 1851 году, и вынужден был покинуть Францию. Гюго смог вернуться на родину только в 1870 году. Через несколько лет после возвращения писателя выбрали сенатором.

В стиле Шатобриана

Огромное влияние на многих молодых писателей первой половины XIX века оказал Франсуа Шатобриан, одна из самых известных фигур литературного романтизма. В молодости Гюго поставил перед собой цель: стать «Шатобрианом или никем». Молодому писателю было недостаточно подражать своему великому предшественнику только на литературном поприще. Гюго мечтал, чтобы вся его жизнь была похожа на жизнь Шатобриана. Цель была достигнута. Биографии двух великих деятелей литературы во многом перекликаются.

Незрелости творчества Гюго способствовало его активное стремление к романтизму. Одной из первых «взрослых» работ молодого автора стало произведение «Последний день приговорённого к смерти», которое было опубликовано в конце 1820-х годов. Произведение смогло отразить социальное сознание Гюго и впоследствии оказало влияние на таких известных литературных деятелей, как Ф. Достоевский, А. Камю и Ч. Диккенз. Не менее зрелой оказалась документальная история под названием «Клод Гё». История рассказывает о жизни реально существовавшего убийцы, который был схвачен и казнён. Сам Гюго признавался в том, что биография Клода подтолкнула его к написанию более масштабного произведения – романа «Отверженные».

Последние годы жизни

Виктор Гюго прожил длинную, интересную и насыщенную событиями жизнь, дожив до глубокой старости. Однако последние годы писателя не были счастливыми. Гюго пережил почти всех членов своей семьи: жену и четырёх детей. Младшая дочь Адель с 26-летнего возраста страдала психическим расстройством. Много лет она прожила за границей, уехав вслед за любимым человеком, который на ней так и не женился, а затем вернулась во Францию. Адель не могла быть надёжной опорой для своего престарелого отца. К старости ей становилось только хуже. Адель помести в лечебницу. Отец до конца своих дней навещал дочь. Проблемы с психическим здоровьем, вероятнее всего, были наследственными. Один из братьев писателя, Евгений, также был психически нездоров.

Писатель скончался в мае 1885 года от пневмонии. Гюго было 83 года. Похоронная церемония продолжалась больше недели. В похоронах приняло участие около миллиона человек. Гюго похоронили как национального героя. Прах великого французского писателя покоится в Пантеоне.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем — Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении «Вилькье»:

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении «Завтра, на рассвете» он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Затворничество

В 1843 году Гюго пережил страшную потерю:  во время кораблекрушения на Сене погибла его совсем юная дочь Леопольдина с мужем. Это стало для него настоящим ударом, а потому на некоторое время писатель решил отстраниться от общества. Уединение подвигло его приступить к объемной и сложной работе – роману социального характера, который сам автор нарек изначально «Невзгоды». Однако закончить начатое у него не получилась – революция 1848 года подтолкнула его к началу активной социально-политической деятельности, он стал членом Национальной Ассамблеи.

Возвращение писателя было недолгим – в 1851 году, после переворота, Гюго вновь удалился из Франции – сначала в Брюссель, а позже на небольшой островок Джерси, а оттуда на остров Гернси. В период затворничества он написал книгу «Наполеон Малый», разоблачавшую всю диктаторскую сущность Луи Бонапарта, а после и «Возмездия» — тонкую сатиру в стихах, в которой так же шла речь о Наполеоне III , его последователях и поклонниках режима. В начале 60-х годов XIX столетия Виктор снова возвратился к работе над романом «Невзгоды». Сегодня читателю это творение знакомо под названием «Отверженные».

Пребывая на острове Гренси, писатель издал еще ряд книг, которые сегодня по праву считаются классикой мировой литературы: «Уильям Шекспир», «Труженики моря», «Человек, который смеется», а также сборник стихотворений «Песни улиц и лесов».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий