Влияние монгольского нашествия на историю россии

Монголо-татарское иго кратко

Монголо-татарское иго – период захвата Руси монголо-татарами в 13-15 веках. Монголо-татарское иго длилось в течение 243 лет.

Правда о монголо-татарском иге

Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства.

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

  • 1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;
  • 31 мая 1223 года. Первое сражение;
  • Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;
  • 1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;
  • 4 марта 1238 года. Убит великий князь Юрий Всеволодович. Захвачен город Владимир;
  • Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;
  • 1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;
  • 1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;
  • 1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

  • отсутствие единой организации в строю русских воинов;
  • численный перевес противника;
  • слабость командования русской армии;
  • плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;
  • недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

  • Многие города и села были разрушены, люди убиты;
  • Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;
  • Значительно усилилась феодальная раздробленность;
  • Значительно сократилась численность населения;
  • Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иван III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

Страницы 10 и 11. Борьба Руси с завоевателями в XIII веке

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ (1 часть)

1. Обведите границу Руси в 1236 г.

Граница Руси в 1236 г. — зелёный цвет

2. Подпишите названия княжеств и их центров, выделенных на карте цветом.

Новгородская земля — г. Новгород

Владимиро-Суздальское княжество — г. Владимир

Муромское княжество — г. Муром

Рязанское княжество — г. Рязань

Смоленское княжество — г. Смоленск

Черниговское княжество — г. Чернигов

Новгород — Северское княжество — г. Новгород — Северский

Переяславльское княжество — г. Переяславль

Киевское княжество — г. Киев

Волынское княжество — г. Холм (обозначить на карте самостоятельно)

Галицкое княжество — г. Галич

3. Стрелками обозначьте поход русских князей и половцев против монголов. Обозначьте место и дату сражения, о котором сказано в летописи: «Русские князья… сражались с татарами, и были побеждены ими, и немногие только избегли смерти; кому выпал жребий остаться в живых, те убежали, а прочие перебиты были. Тут убит был старый добрый князь Мстислав, и другой Мстислав, и ещё семь князей погибло, а бояр и простых воинов многое множество».

Поход русских князей и половцев против монголов — оранжевая стрелка

Место и дата сражения, о котором сказано в летописи — 1223 г, битва на реке Калке (оранжевый крестик недалеко от побережья Азовского моря)

4. Покажите походы хана Батыя в 1236—1238 и 1239— 1242 гг. Подчеркните красным цветом названия городов, сожжённых монголами в ходе походов хана Батыя.

Походы хана Батыя в 1236—1238 гг. — синие стрелки

Походы хана Батыя в 1239— 1242 гг. — фиолетовые стрелки

Города, сожжённые монголами в ходе походов хана Батыя:

  • На Руси: Галич, Кострома, Юрьевец, Городец, Гороховец, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Торжок, Тверь, Волок-Ламский, Москва, Коломна, Переяславль-Рязанский, Пронск, Козельск, Муром, Рязань, Новгород-Северский, Путивль, Глухов, Чернигов, Переяславль, Киев, Колодяжен, Каменец, Галич, Владимир-Волынский, Берестье.
  • В Волжской Булгарии: Биляр, Джукетау, Булгар, Сувар.

5. Отметьте на карте места и даты сражений, о которых повествуют летописи:

1. «И взяли город… в декабре месяце в 21 день. И весь город сожгли… И храмы Божии разорили, и в святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого… ни стонущего, ни плачущего»

Летопись повествует о взятии ханом Батыем Рязани в декабре 1237 г. — место обозначено цифрой 1.

2. «Князь же Юрий с братом своим Святославом и племянниками своими… и воинами своими пошёл на поганых. Сошлись оба войска, и была страшная сеча, и побежали наши перед иноплеменниками, и тут был убит князь Юрий»

Летопись повествует о сражении на реке Сити 4 марта 1238 г. — место обозначено цифрой 2.

3. «Татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых».

Летопись повествует об осаде и взятии города Козельска, происходившей с марта по май 1238 г. — место обозначено цифрой 3.

ЗАДАНИЯ (2 часть)

1. Закрасьте территорию Ливонского ордена в 1236 г. и подпишите его название.

Территория Ливонского ордена закрашена жёлтым цветом.

2. Зелёными стрелками покажите направление похода шведов на Новгородскую землю и укажите год, когда он состоялся.

Поход шведов на Новгородскую землю состоялся в 1240 году (зелёные стрелки)

3. Чёрными стрелками обозначьте походы немецких рыцарей на Новгородскую землю.

Походы немецких рыцарей на Новгородскую землю обозначены черными стрелками.

4. Красными стрелками отметьте направление движения войска князя Александра Ярославича и новгородского ополчения против шведов и немецких рыцарей.

Направления движения войска князя Александра Ярославича и новгородского ополчения против шведов и немецких рыцарей обозначены красными стрелками.

5. Определите и подпишите в легенде, какие сражения показаны на карте.

Невская битва — 15 июля 1240 года на реке Неве состоялось знаменитое сражение между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославовича и шведскими завоевателями. Победителями в этой битве стали русские войны. Битва стала известна под именем «Невская битва», а князь Александр Ярославович получил почетное прозвище «Невский».

Ледовое побоище — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озеро произошло сражение между русским войском под предводительством Александра Невского и рыцарями Ливонского ордена. Александр Невский одержал в ней сокрушительную победу, войска Ливонского ордена были разгромлены. Битва с тех пор стала именоваться «Ледовое побоище».

«Монгольское присутствие, по крайней мере, по отношению к церкви, привело не к усилению тягот населения, а к изменению экономической модели»

Однако вернемся в первые десятилетия монгольского господства, в середину и конец XIII в. Действительно в этот период монгольское вторжение принесло большой урон. Но, было бы большим преувеличением говорить о полной материальной истощенности русских земель. Например, средневековый путешественник Плано Карпини, в своих записках о путешествии в Монгольскую Империю, описывая свое возвращение в Киев, неприменул упомянуть о роскошном приеме, устроенном в его честь. Кульминацией торжественной встречи стал пир, продолжавшийся несколько дней. Естественно, что это обильное застолье устраивалось не на последние деньги князей и епископата, пришедших чествовать папского посланника. Между тем, часть князей и архиереев в первые годы монгольского господства действительно оказались в сложной ситуации. Однако большинство из них перенесли трудности, обусловленные монгольским вторжением, оказавшись вдали от поля боя. Поэтому стало бы большим преувеличением излишне драматизировать ситуацию применительно к представителям древнерусских церковно-политических элит.

На наличие значительных материальных ресурсов у древнерусской церкви даже в период монгольского господства указывают решения и обстоятельства постановления церковного собора 1274 года, прошедшего во Владимире. Главное обвинение и упреки в адрес церковных иерархов были сосредоточены на симонии и чрезмерных поборах в пользу епископских кафедр. То есть это означает, что епископы не только не бедствовали, но и оказались в выгодном материальном положении, будучи не подконтрольными или плохо подконтрольными княжеской власти

Принимая это во внимание, можно заключить, что колоссальные средства, аккумулировавшиеся у обладателей епископских кафедр, принимались от духовенства, которое также не бедствовало

То есть в условиях «нестерпимого монгольского гнета» храмы могли обладать немалыми средствами. Об объеме этих подношений могут говорить нормы, закрепленные в решениях собора 1274 года: например, 70 гривен за поставление священника. О реальном размере этого установленного церковного сбора можно судить, благодаря не менее интересной берестяной грамоте №В2-№718:

Перевод: В Городецком погородье: дани 30 гривен бежецких, черных кун 40 , меда 3 берковца, 3 яловые коровы, дара 2 гривны; детским гривен, 2 полти, горшок масла, сани, 2 попоны, 2 мешка, 2 клетчатины». Текст, перевод и комментарий: Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 468—469

Получается, что стоимость поставления священника была сопоставима с четырехлетней задолженностью городка Бежец перед Новгородом.

Создается впечатление, что прекращение строительства храмов было вызвано не отсутствием средств на подобные проекты, а чем-то иным. Возможно, для самой церкви в этом, в полной мере, еще не было необходимости. Прежде строительство церквей, большая часть которых являлась ктиторскими, (то есть являлась собственностью их строителей или вкладчиков) было вызвано политическими и социальными амбициями, которые в церковной литературе отождествлялись с актами личного благочестия. После монгольского нашествия, когда ктиторское (княжеское) влияние ослабло и бывшие церковные иерархии получили доступ к ресурсам храмов и стали собственниками этих строений, вероятнее всего, прекращение активного строительства объяснялось экономической стороной дела. Затратное каменное строительство не несло экономических выгод. Ранее, в условиях княжеской помощи, способствовавшей развитию полноценной христианской жизни, храм содержался десятинами и вкладами мирян. В сложившихся же условиях второй половины XIII в., скорее всего, пришло осознание необходимости своеобразной экономической оптимизации. С другой стороны, церковь полноценным миссионерством еще не занималась. Следовательно, в условиях слабо развитой церковной жизни за пределами городов и немногочисленностью христианской паствы строительство новых церквей было делом попросту невыгодным и ненужным.

Таким образом, в жизни церкви просматривается иное, чем это писалось в историографии XIX—XX вв. В первые десятилетия монгольского господства личные доходы церковной иерархии и доходы кафедр возрастают. А отсутствие активного каменного строительства — это результат разумной экономической политики церкви в условиях слабой христианизации населения Руси. Монгольское присутствие, по крайней мере, по отношению к церкви, привело не к усилению тягот населения, а к изменению существующей экономической модели.

7. Расцвет культуры, побратимство, избирательный подход и отсутствие материальных следов

А вот еще ряд любопытных вопросов из серии «почему»:

— почему захватчики нигде не насаждали свою культуру (кстати, никто толком не знает какой она была) и были предельно лояльны к любым местным религиям, исповедуемым населением?

— почему при иге на Руси прямо-таки расцвели зодчество, иконопись, и многие другие сферы искусства? Неужели обстановка благоприятствовала и ничего поважнее на повестке не было?

— почему эти, так называемые татаро-монголы, не жгли все города подряд на своем пути, а захватывали только какие-то определенные, а другие оставляли нетронутыми за спиной у своего войска идущего с карательным походом?

— почему русские князья постоянно роднились с татаро-монголами, и наоборот, словно и не было никакого противостояния, завоевания, позорной дани? С европейской знатью татаро-монголы, кстати, не роднились.

Миниатюра  «Венчание Чингизхана на царство». («Книга чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции.)

-почему татаро-монголы так заботились об административном порядке именно на Руси? Вторжение Батыя происходит в разгар междоусобных войн и он, словно бы, целенаправленно приходит на Русь, чтобы упорядочить механизм престолонаследия и пресечь сепаратистские настроения. Например, во время западных походов на Европу ничего подобного не происходит — Орда сжигает и грабит города, но никаких ярлыков на княжение не вводит и вертикаль власти не выстраивает.

— и, наконец, почему в собственно монгольских источниках нет никаких свидетельств про великие завоевательные походы? Равно как и нет никаких вещественных следов этой империи в принципе — так, до сих пор не найден археологами знаменитый центр Орды город Каракорум.

Татаро-монгольское иго: исторический факт или вымысел

Что же гласят, так сказать, альтернативные источники, было ли монголо-татарское иго на Руси на самом деле, или оно было специально придумано для какой-то определенной цели? Начнем с самого Чингисхана, личности до крайности интересной и даже, можно сказать занимательной. Кто был этот «предводитель команчей», талантливейший из всех существовавших правителей, лидеров и организаторов, переплюнувший, наверное, самого Адольфа Гитлера? Загадочное явление, но монгол по роду и племени, оказывается, был вполне европейской внешности! Историк-перс, современник монголо-татарских походов, по имени Рашидад-Дин, откровенно пишет в своих хрониках:

Получается, что никакой он и не монгол, великий монгол! На закуску есть и еще информация, причем вполне достоверная: В двенадцатом-тринадцатом веках, когда имело место нашествие, монгольские и татарские народы просто не имели письменности! Потому собственных источников они написать точно никак не могли чисто физически. Ну, не умели они писать, и все тут! Очень жаль, ведь нам бы их слова пригодились в установлении истины.

Это впечатляет

Письму эти народы научились спустя целых пять столетий, то есть гораздо позже, чем татаро-монгольское иго на Руси существовало, якобы, и даже это еще далеко не все. Если основательно покопаться в исторических сводках других народов, то упоминаний о черноглазых и черноволосых захватчиках огромных территории, от Китая до Чехии и Польши, ничего не написано. След утерян и отыскать его никак не возможно.

Монголо-татарское иго на Руси длилось, долго, но следов после себя не оставило

Когда русские путешественники, исследуя все новые и новые земли, устремили свои стопы на восток, к Уралу и в Сибирь, то на своем пути, непременно должны были бы встретить, хоть какие-то следы присутствия, некогда многомиллионного войска. Ведь татаро-монголы, по легенде, должны были «держать» и эти территории тоже. Более того, не было обнаружено никаких захоронений, более-менее напоминающих тюркские. Получается, у них за триста лет никто не умер? Казаки-путешественники не отыскали даже намека на города или сколько-нибудь «приличной» для своего времени инфраструктуры. А ведь именно тут должен был проходить тот самый тракт, по которому свозили дань со всей Руси. В народе, веками занимавшем эти земли, наблюдалась странная забывчивость – они ни сном, ни духом, не знали ни о каком иге.

Кроме полного «отсутствия присутствия», как сказал бы всеми любимый юморист Михаил Задорнов, можно отметить еще и элементарную невозможность существования, а тем более победоносного шествия армии в полмиллиона человек в те дремучие времена! По тем же самым свидетельствам, на которые опирается официальная история, получается, будто каждый кочевник имел в своем распоряжении как минимум две лошади, а порой даже и три-четыре. Представить этот табун в несколько миллионов лошадей трудно, а еще труднее придумать, чем же кормить такие сонмы голодных животных. За один день, эти несметные полчища копытных, должны были сожрать всю зелень в радиусе нескольких сотен километров и оставить после себя пейзаж, более всего напоминающий последствия ядерной атаки или нашествие зомби.

Может быть, под нападением и правлением монголов кто-то искусно замаскировал нечто другое, совершенно не имеющие отношения к бедным кочевым народам? Трудно себе представить, что они, привыкшие к жизни в достаточно теплой степи, спокойно себя чувствовали в лютые российские морозы, а ведь их не выдержали даже более стойкие и выносливые немцы, хотя были оснащены новейшей техникой и вооружением. Да и сам факт такого слаженного и четко работающего механизма управления, от кочевников ожидать довольно таки странно. Самое интересное, что совершенно дикие люди, порой, изображались на ранних картинах одетыми в доспехи и кольчуги, а при боевых действиях могли спокойно выкатить к вратам города таран. С представлением о татаро-монголах того времени, эти факты как-то совершенно не вяжутся.

Таких нестыковочек, крупных и мелких, можно отыскать, если покопаться, не на один том научного труда. Кому и для чего понадобилось фальсифицировать историю, «наводя напраслину» на бедных монголов и татар, даже не догадывающихся о чем-то подобном? Если быть честными, следует признаться, что о своем героическом прошлом эти народы узнали гораздо позже, и скорее всего, уже со слов европейцев. Забавно, не правда ли? Что же хотели спрятать от потомков, возлагая ответственность за разрушения и годы непосильной дани, на Чингисхана? Пока все это лишь теория и догадки, причем вовсе не факт, что объективная истина когда-нибудь будет выяснена.

Экономические и социальные изменения в Древней Руси

После освобождения от татаро-монгольского ига, именно экономика страны оказалась в наиболее плачевном и ужасающем состоянии. С чем же это было связано, и каковы причины возникшего экономического кризиса на Руси?

  • Выплаты огромных даней на протяжении десятилетий образовали огромную брешь в казне Древней Руси.
  • Во время нашествия, монголы разрушили многие города, в числе которых были Киев, Суздаль, Тверь, Чернигов. На последующее восстановление этих городов ушло огромное количество средств.
  • Экономика страны страдала и из-за ухудшения торговли с другими странами, ведь доверие к Древней Руси тогда было сильно подорвано.

Последующие войны со Швецией и Ливонией только ухудшили экономический кризис в стране, из которого с трудом удалось выбраться.

Заметные изменения происходили и в социальной сфере жизни общества. Во-первых, увеличивался класс бедных, разорившихся людей, простые земледельцы из-за нашествия страдали чуть ли не больше всех. Во-вторых, из-за того, что на юге страны многие города были полностью разрушены, практически все оседлое население покинуло те края. То, что народ начал кочевать в поисках нового дома негативно сказывался на положении дел в государстве.

Монголы заметно повлияли на культуру Руси. Так, в обороте простых крестьян появились новые слова из татарского и монгольского лексикона, а тесное соседство все чаще становилось причиной смешанных браков. Ученые напрямую свидетельствуют, что изменились кулинарные представления людей, и в повседневный обиход вошли привычные монгольские блюда.

Практически полностью прекратилось строительство из камня, а также стали исчезать редкие ремесла, такие как производство украшений из стекла. Культурная деградация народа стало ее одним важным негативным последствием нашествия.

Разумеется, рано или поздно Древняя Русь должна была начать борьбу за независимость. После Куликовской битвы в 1380 году, народу удалось добиться уменьшения дани и постепенной ликвидации ярлыков. Однако только полное освобождение от монголов в 1480 году, позволило Древней Руси войти в совершенно новый для себя этап развития!

Православная церковь и татаро-монгольское иго

Во время своих набегов, татаро-монголы оскверняли и уничтожали православные церкви. Они убивали священнослужителей или забирали их в рабство.

Интересен факт, что ордынское войско полагало, будто оно является карой Божьей для русского народа. Стоит отметить, что жители Руси также верили, что монголо-татарское иго является наказанием за их грехи. В связи с этим они еще больше обращались к церкви, ища поддержки у священников.

В период царствования Менгу-Тимура ситуация изменилась. Православная церковь получила юридическую концепцию ярлыка (хартию иммунитета). Несмотря на то, что храмы находились под властью монголов, этот ярлык гарантировал им неприкосновенность.

Он освобождал церковь от налогообложения, а также позволял священникам оставаться свободными и не состоять на службе.

Таким образом, церковь оказалась практически независимой от князей и смогла сохранить в своем составе большие территории. Благодаря ярлыку никто из монгольских или русских воинов не имел права оказывать физического или духовного давления на церковь и ее представителей.

Монахи получили возможность распространять христианство, обращая в него язычников. В одном месте за другим строились храмы, благодаря чему положение православной церкви еще более укреплялось.

После разрушения Киева в 1299 г., церковный центр был перенесен во Владимир, а в 1322 г. переехал в Москву.

Изменения в государственном устройстве Древней Руси и последствия установления власти монголов

После серии оглушительных побед, татаро-монголы решили установить свою власть на территории Древней Руси. Первое, что они сделали — ввели особую систему назначения князей. Теперь для того чтобы стать князем на той или иной территории, необходимо было посетить Сарай-Бату и сообщить о своих намерениях. Чаще всего князья приносили немалые дары монголам, разоряя свою казну для получения ярлыка. Иногда, если монголам не нравился наследник той или иной земли, они могли назначить правителем своего верного союзника из числа русских князей.

На территории страны появилось немало наместников, поверенных ига, которые должны были следить за порядком на территории княжеств. В 1254 году Даниил Галицкий постарался изгнать наместников с территории своего княжества, и даже добился успеха, но не надолго.

Еще одним важным нововведением стала дань. Теперь с каждой территории взыскивался свой налог, который исчислялся либо в денежном эквиваленте, либо в продуктах питания. Таким образом, русские князья платили монголам за их защиту и за сам факт установленной власти.

Поскольку вся территория страны контролировалась игом, оно же защищало государство от иных набегов. Без разрешения хана и его наследников, князья не могли вести войны друг с другом или с захватчиками извне. Социальные и экономические сферы жизни также полностью контролировались игом.

Если говорить о последствиях установления власти ига на территории Древней Руси, то они очень внушительны! Во-первых, власть ига замедляла социальное и экономическое развитие страны. Историки отмечают, что в это время внутренняя валюта начала обесцениваться, уменьшились объемы строительства и торговли. Во-вторых, происходило массовое культурное заимствование. В русском языке появлялись новые слова из оборота монголов, а также новые обряды и совершенно иные взгляды на жизнь, характерные для ига. В-третьих, авторитет Древней Руси на международной арене очень сильно пострадал, что в дальнейшем скажется на внешней политике государства.

Некоторые историки склоняются к тому, что татаро-монгольское иго было необходимо Руси, ведь кочевники защищали государства от набегов и войн. Однако именно власть монголов привела к тому, что развитие страны затормозилось, и начало еще больше отставать от европейских стандартов развития.

Укрепление Руси

Москва стала центром объединения русских земель, но далеко не все князья соглашались принять этот факт. Сын Дмитрия, Василий I, правил долго, 36 лет, и сравнительно спокойно. Он отстаивал русские земли от посягательств литовцев, присоединил Суздальское и Нижегородское княжество. Орда слабела, и с ней считались все меньше и меньше. Василий за свою жизнь только дважды посетил Орду. Но и внутри Руси не было единства. Без конца вспыхивали мятежи. Даже на свадьбе князя Василия II вспыхнул скандал. На одном из гостей был надет золотой пояс Дмитрия Донского. Когда об этом узнала невеста, то публично сорвала его, нанеся оскорбление. Но пояс не был просто драгоценностью. Он был символом великокняжеской власти. Во время княжения Василия II (1425–1453) шли феодальные войны. Московского князя захватили, ослепили, изранили при этом все лицо и всю последующую жизнь он носил на лице повязку и получил прозвище «Темный». Однако этот волевой князь был освобожден, и его соправителем стал малолетний Иван, который после смерти своего отца станет освободителем страны и получит прозвище Великий.

Русь под игом

Кто больше всего пострадал от нашествия монголов? Крестьяне? Да, монголы их не щадили. Но они могли спрятаться в лесах. Горожане? Конечно. На Руси было 74 города, и 49 из них были уничтожены Батыем, причем 14 так никогда и не восстановились. Ремесленников превращали в рабов и вывозили. Не стало преемственности умений в ремеслах, и ремесло пришло в упадок. Разучились лить посуду из стекла, варить стекло для изготовления окон, не стало многоцветной керамики и украшений с перегородчатой эмалью. Исчезли каменщики и резчики, и на 50 лет приостановилось строительство из камня. Но тяжелее всех пришлось тем, кто с оружием в руках отражал нападение, – феодалам и дружинникам. Из 12 рязанских князей в живых осталось трое, из 3 ростовских – один, из 9 суздальских – 4. А потери в дружинах никто и не подсчитал. А их было не меньше. Профессионалов в воинской службе сменили другие люди, которые привыкли, что ими помыкают. Вот и стали князья обладать всей полнотой власти. Этот процесс впоследствии, когда наступит окончание монголо-татарского ига, углубится и приведет к неограниченной власти монарха.

3. Официальные документы

В архивах НЕ существует документов написанных на монгольском, которые как-то подтверждали бы характер взаимоотношений наших народов в те самые времена. Сохранилось всего пара ярлыков на княжение, причем найдены они были лишь в XIX веке в западных архивах и есть большие сомнения в их подлинности. Язык этих грамот, впрочем, также не вполне понятен… В общем, ни о каком массовом распространении монгольского либо татарского языков в делопроизводстве на Руси и речи нет — ни указов, ни грамот — ничего. Куда шире был распространен тот же арабский, что объясняется вопросами торговли. Например, всем известный Афанасий Никитин в своем «Хождении за 3 моря» постоянно переходит с русского на арабский и обратно в порядке вещей.

Шлем русского воина с арабской вязью.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий