Людовик xiv: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Придворная литература

В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература, которая приняла на родине тоже чисто придворный характер. Уже прежде во Франции существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII в. главным и даже почти единственным меценатом сделался сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственный пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук). Но король-меценат требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений, вследствие чего, например, философия Декарта была у него в немилости. Век Людовика XIV в истории литературы был эпохою развития так называемого ложноклассицизма, чисто условной поэзии с твердо установленными правилами, постоянно соображавшейся с придворным этикетом и изысканными вкусами высшего общества. В трагедиях Корнеля (1606-1684) и Расина (1639-1699), рассудочных и написанных высоким слогом, с большим красноречием, но часто без поэтического одушевления, под именами и в обстановке древних греков и римлян выводились на сцену, в сущности, придворные кавалеры и дамы того времени с их идеями, манерами и способом выражения чувств и мыслей. Правила ложноклассического направления были изложены поэтом Буало (1636-1711), который прославлял «короля-солнце» в своих торжественных одах. Большею свободою пользовалась комедия, и в этой области при Людовике XIV подвизался один из наиболее замечательных комиков во всемирной литературе, Мольер (1620-1673), который остроумно осмеивал общечеловеческие слабости, а также и особенные недостатки современного общества, но, конечно, не мог касаться тем политического содержания. Французский «классицизм» распространился по всей Европе и господствовал в изящной литературе еще в XVIII в. Для самого французского общества двор Людовика XIV был громадным салоном, в котором оно получало свои литературные вкусы и развивало привычку к светскому разговору. В XVIII в. двор уже перестал быть единственным салоном, потому что созданные им вкусы и привычки в самом обществе породили наклонность к светской жизни.

Начало оппозиции во Франции

Гугенотские эмигранты, нашедшие приют в Голландии, кроме того, стали писать и издавать сочинения, в которых нападали на всю систему Людовика XIV. Печальное положение Франции, доведенной войнами и придворною роскошью, произволом чиновников и гонениями на протестантов до полного обнищания, давало этим литературным врагам Людовика XIV богатый материал. По смерти этого короля, в XVIII в. Франция уже не в состоянии была играть такой роли, какую играла при Людовике XIV, а её литература приняла совсем другой характер, чем имела в XVII в.: она проповедовала уже идеи, развившиеся в Англии в эпоху двух её революций.

Личная жизнь и смерть любвеобильного правителя

Посмотрев с высоты нынешнего века на любой исторический период, можно с уверенностью утверждать, что личная жизнь монархов напрямую влиял на политику и жизнь государства в целом. Все это справедливо и для абсолютной монархии короля-солнце. Жизнь Людовика 14 была наполнена разнообразными красотками, он был великим ценителем утонченных дам, однако поладить со всеми удавалось далеко не всегда. Впоследствии в мемуарах он даже написал, что ему легче было примерить всю Европу, чем парочку женщин.

Жены, любовницы и дети

В 1660 году матушка двадцатидвухлетнего короля Анна Австрийская, по рекомендации кардинала, устроила его брак с испанской инфантой Марией Терезией Австрийской. Она была сверстницей Людовика, а кроме того, еще и его двоюродной сестрой, как по отцу, так и по матери. Близкородственные связи были тогда в среде европейской аристократии вовсе не редкими, брак оказался несчастливым, но в нашем случае дело было не в этом. Король просто не любил супругу, которая родила ему шестерых детей.

  • Людовик (1661), единственный доживший до совершеннолетия и ставший Великим Дофином.
  • Анна-Елизавета (1662), умершая во младенчестве.
  • Мария-Анна (1664), не дожившая до года.
  • Мария-Тереза (1667), дожившая до пяти лет.
  • Филипп (1668), умерший до трех лет.
  • Луи-Франсуа (1672), умерший во младенчестве.

Ради этого политического брака, Людовику пришлось оставить женщину, которую он по-настоящему любил, племянницу кардинала. Возможно, это сказалось на отношение его к королеве. Однако она была хорошей женой, интриг не плела, в заговорах участия не принимала, а когда умерла в тридцать восьмом, король сказал, что это единственные неприятности и хлопоты, принесенные ею за всю жизнь.

Отсутствие любви в браке, Людовик умело компенсировал отношениями с Луизой-Франсуазой де ЛаБом ЛеБлан, герцогиней де Лавальер, которая красоткой точно не была, а ко всему еще и хромала после падения с лошади. Зато отличалась острым умом и поразительной покладистостью нрава. Она родила правителю четверых детей.

  • Шарль де ЛаБом ЛеБлан (1663), проживший всего два года.
  • Филипп де Ла Бом ЛеБлан (1665), умерший во младенчестве.
  • Мария-Анна де Бурбон (1666), впоследствии мадемуазель де Блуа.
  • Людовик де Бурбон (1667), впоследствии граф де Вермандуа.

Когда чувства к новой пассии охладели, король сошелся с другой фавориткой, которую звали Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар, маркиза де Монтеспан. При этом Луизу он поселил в соседних покоях, что многие сочли жестоким. Не выдержав издевательств «преемницы», она в 1675 года постриглась в монахини и остаток дней провела в молитвах, з0работав себе прозвище Милосердная. Новая любовь принесла королю еще семерых детей, четверо из которых дожили до зрелого возраста.

Француза обожала деньги и терпеть не могла, когда ей перечили. Именно она стала самой настоящей королевой на последующие десять лет. При ней Версаль перешел от разумной экономии к нереально огромным тратам. Она была ревнива, своенравна, однако Людовик умудрился позволять себе отношения и интрижки. Так в 79-м году Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль родила от него мертвого ребенка, а Клод де Вен, Мадемуазель дез Ойе в 76-м, родила Луизу де Мезонбланш, которая дожила до сорока двух лет.

Последние дни государственного управленца и память о нем

Жизнь Людовика XIV в последние годы вовсе не была спокойной или идеальной. В семье его случалось несчастье за несчастьем: в 1711 году скончался сорокадевятилетний Великий Дофин, вслед за ним отправился в мир иной его старший сын в двенадцатом году, а потом и его внук. Несмотря на это, престарелый король оставался деятельным, соблюдал этикет и чуть ли не до самой смерти охотился, это занятие его и прикончило.

В конце августа Людовик свалился с коня и повредил ногу, которую врачам запретил отнимать. Началась гангрена и уже 1 сентября 1715 года король-солнце скончался, после нескольких суток жуткой агонии. Восемь дней тело короля было выставлено для прощания, после чего его перевезли в базилику аббатства Сен-Дени, где и похоронили.

В 1822 году, спустя более чем сотню лет после кончины Людовика 14, посреди Парижа на площади Побед ему была установлена конная статуя, увидеть которую можно и сегодня. Король-солнце стал одной из главных фигур в трилогии о мушкетерах Дюма, о нем писал Булгаков в «Кабале святош» и упоминали Анна и Серж Галлон в романах об Анжелике. Мировой кинематограф тоже не смог устоять перед таким колоритным персонажем, к примеру, фильм режиссера Жерара Корбье «Король Танцует» посвящен Людовику, во французском сериале «Версаль» роль Людовика XIV исполнил англичанин Джордж Благден.

История стиля Людовика XIV

История Большого стиля неразрывно связана с эпохой правления Людовика XIV и берет свое начало с 1643 года. В наследство юному 5-летнему королю, вступившему на престол, от отца достался Лувр, который на протяжении более 300 лет был официальной резиденцией французских монархов.

В те годы в искусстве господствовал классицизм, а реальное управление Францией находилось в руках кардинала Мазарини. Поэтому ранний период Большого стиля не ознаменовался значительными изменениями в дизайне и архитектуре.

Но в 1661 году после смерти Мазарини Людовик сконцентрировал в своих руках абсолютную власть и незамедлительно начал действовать. Он отдал распоряжение о строительстве Версаля, который тогда представлял собой скромный охотничий домик. Амбициозный монарх привлек к реализации своего замысла лучшие умы Франции, лично руководил строительством и расширением дворца вплоть до своей смерти.

Над созданием роскошного дворцового комплекса трудились выдающие мастера:

  • Андре Ленотр (André Le Nôtre) занимался ландшафтным дизайном огромной территории комплекса площадью более 8,2 км²;
  • Людовик Лево (Louis Le Vau) и Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) возглавляли архитектурные работы;
  • Шарль Лебрен (Charles Le Brun) был назначен ответственным за внутреннее оформление комнат дворца;
  • Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle) создавал роскошные образцы мебели.

Именно Шарлю Лебрену большинство историков приписывают авторство создания Большого стиля в дизайне интерьера. Известный художник умело пользовался покровительством короля, подбирал декоративное оформление для каждого зала и лично расписывал помещения Версальского дворца. Для эффективного воплощения в жизнь замыслов монарха Лебрен основал «Мануфактуру королевской меблировки». Это предприятие в течение почти 30 лет занималось производством для Версаля:

  • ковров и мебели;
  • светильников и драпировки;
  • мозаики и подоконников.

Лебрену удалось изящно совместить воедино элементы классицизма и барокко в новом стиле дизайна, который очень нравился королю. Художник руководил работами по внутреннему оформлению Версаля вплоть до своей смерти в 1690 году.

После кончины Лебрена Людовик XIV не нашел ему достойной замены и постепенно начал терять интерес к идее дальнейшего расширения своей резиденции. В последующие 25 лет Большой стиль хоть и оставался господствующим, но начал испытывать серьезное влияние зарождающегося рококо. Смерть Людовика XIV в 1715 году ознаменовала собой закат популярности именного стиля великого французского короля. Настало время перемен и были созданы условия для появления новых направлений дизайна интерьера.

1. Детские годы

Сын Людовика XIII и Анны Австрийской, Людовик XIV был потомком двух самых могущественных европейских династий — Бурбонов и Габсбургов, по отцовской линии его дед Генрих IV был франко-наварцем, бабушка Мария Медичи — флорентийки, по материнской линии его дед Филипп III был испанцем, бабушка Маргарита Австрийская — австрийкой, оба из династии Габсбургов.

После рождения Людовика к традиционному титула дофина было добавлено титул Первый сын Франции. Мальчик также получил титул богоданного, поскольку после почти двадцати трех лет брака, многих выкидышей у королевы и недоразумений в королевской семье, неожиданное рождение наследника считалось подарком небес. Некоторые даже видел в этом чудо .

Через два года после Людовика родился его брат Филипп I, который сначала носил титул герцога Анжуйского, а двадцатью годами позже, после смерти его дяди Гастона Орлеанского, получил титул герцога Орлеанского. Гастон проводил враждебную политику по отношению к кардинала Ришелье, первого министра Людовика XIII. Кардинал считал Гастона сторонником Габсбургов, поэтому долгожданное рождения дофина, которое похоронило надежды Гастона на престол, стало политической победой кардинала.

Смерть

Весной 1711 года скончался от оспы сын монарха – дофин Людовик. Наследником престола объявили его сына – герцога Бургундского, внука Короля Солнце, но и тот умер через год от лихорадки. Оставшийся ребенок – правнук Людовика XIV – унаследовал титул дофина, но заболел скарлатиной и скончался. Ранее Людовик дал фамилию Бурбон двоим сыновьям, которых ему родила вне брака де Монтеспан. В завещании они значились регентами и могли наследовать престол.

Череда смертей детей, внуков и правнуков подорвала здоровье Людовика. Монарх стал угрюмым и печальным, потерял интерес к государственным делам, мог целый день валяться в постели и дряхлел. Падение с лошади во время охоты стало для 77-летнего короля роковым: Людовик повредил ногу, началась гангрена. Предложенную медиками операцию – ампутацию – он отверг. Монарх сделал последние распоряжения в конце августа и скончался 1 сентября.

Надгробный бюст Людовика XIV

8 дней с усопшим Луи прощались в Версале, на девятый останки перевезли в базилику аббатства Сен-Дени и похоронили по католическим традициям. Эпоха правления Людовика XIV закончилась. Король Солнце правил 72 года и 110 дней.

Завершение централизации

Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров, Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Идя по стопам Ришелье и Мазарини, он уничтожил в некоторых областях провинциальные штаты и отменил остатки самоуправления в городах; все местные дела решались теперь или в столице, или королевскими чиновниками, действовавшими по инструкциям и под контролем правительства. Вся Франция управлялась тридцатью с небольшим интендантами, которых позднее, в XVIII в., сравнивали с персидскими сатрапами или с турецкими пашами. Интендант занимался всем и вмешивался во все: в его ведении находились полиция и суд, набор войска и взимание налогов, земледелие и промышленность с торговлею, учебные заведения и религиозные дела гугенотов и евреев. В управлении страною все подводилось под одну мерку, но лишь настолько, насколько это нужно было для усиления центрального правительства, во всем же остальном в провинциальном быту царствовало унаследованное от эпохи феодального раздробления чисто хаотическое разнообразие устарелых законов и привилегий, нередко стеснявших развитие национальной жизни. Вообще, разрушая остатки феодализма, Людовик XIV менее всего заботился о тех его остатками, которые были тягостны для народа, но не стесняли действия власти и были выгодны высшим сословиям

Правительство Людовика XIV обратило внимание и на полицию благоустройства, но это учреждение получило при нем и многие другие права. Её ведению подлежали книжная цензура, наблюдение за протестантами и т

п.; во многих случаях она заступала место правильного суда. Между прочим, во Франции в это время появились так называемые lettres de cachet, бланковые приказы о заключении в тюрьму, с королевскою подписью и с пробелом для вписания того или другого имени. Это была полная противоположность английскому Habeas Corpus’y.

Доклад №2

Людовик XIV родился в 1638 году. Долгожданный ребёнок осчастливил своих родителей спустя 22 года бесплодного брака. Его появление на свет считалось чудом, посланным самим богом.

После смерти отца в 1643 году, Людовик стал наследником престола. Анна Австрийская была назначена регентом пятилетнего монарха. Политической жизни она предпочла уединение во дворце, ранее принадлежавшем Ришельё, фактически передав власть, своему фавориту, кардиналу Джулио Мазарини, который и находился во главе государства до конца своих дней.

Людовик славился праздным образом жизни и любовью к плотским утехам. Женитьба на Марии-Терезии Австрийской в 1660 году, не стала поводом для укрощения его пылкой натуры. Король не жалел денег на женщин, которых любил. Он осыпал их подарками, покупал поместья и даже присваивал титулы.

Придя к власти, после кончины Мазарини, Людовик отказался от опеки над собой, в связи с этим, должность первого министра была упразднена. Неугасимое желание стать «общеевропейским монархом», заставляло короля Франции вести многочисленные завоевательные войны, которые не всегда были успешны и оправданы. Военные действия финансировались за счет государственной казны и дополнительных сборов с простого народа. Но, не только внешняя, но и внутренняя политика приближала страну к экономическому краху.

Провозглашение единой государственной религии привело к отмене в 1685 году Нантского эдикта. Протестанты не смирились с поставленными условиями и начали массовую эмиграцию из страны. Торговцы спешно покидали Францию, вывозя с собой миллионы ливров. Лучшие солдаты поступали на службу в неприятельскую армию. Политическое и экономическое положение государства сильно пошатнулось. Нищета стала уделом французского народа.

Последние годы жизни были очень тяжёлыми для Людовика XIV. Трагически скончались его дети и внуки. Это повергло правителя в уныние, ставшее его постоянным спутником до самой смерти. Монарх скончался осенью 1715 года, оставив престол своему правнуку, известному в будущем, как Людовик XV.

7 класс

Смерть

Весной 1711 года скончался от оспы сын монарха – дофин Людовик. Наследником престола объявили его сына – герцога Бургундского, внука Короля Солнце, но и тот умер через год от лихорадки. Оставшийся ребенок – правнук Людовика XIV – унаследовал титул дофина, но заболел скарлатиной и скончался. Ранее Людовик дал фамилию Бурбон двоим сыновьям, которых ему родила вне брака де Монтеспан. В завещании они значились регентами и могли наследовать престол.

Могила Людовика XIV

Череда смертей детей, внуков и правнуков подорвала здоровье Людовика. Монарх стал угрюмым и печальным, потерял интерес к государственным делам, мог целый день валяться в постели и дряхлел. Падение с лошади во время охоты стало для 77-летнего короля роковым: Людовик повредил ногу, началась гангрена. Предложенную медиками операцию – ампутацию – он отверг. Монарх сделал последние распоряжения в конце августа и скончался 1 сентября.

Надгробный бюст Людовика XIV

8 дней с усопшим Луи прощались в Версале, на девятый останки перевезли в базилику аббатства Сен-Дени и похоронили по католическим традициям. Эпоха правления Людовика XIV закончилась. Король Солнце правил 72 года и 110 дней.

Семилетняя война. Политический и финансовый кризис

В 1756 году вспыхнула Семилетняя война, в которой Людовик стал на сторону Австрии, традиционной противницы Франции, и (несмотря на локальные победы маршала Ришельё) после целого ряда поражений вынужден был заключить в 1763 году Парижский мир, лишивший Францию многих её колоний (между прочим — Индии, Канады) в пользу Англии, которая сумела воспользоваться неудачами своей соперницы, чтобы уничтожить её морское значение и разрушить её флот. Франция опустилась до уровня третьестепенной державы.

Помпадур, сменявшая по своему усмотрению полководцев и министров, поставила во главе управления герцога Шуазёля, умевшего ей угождать. Он устроил семейный договор между всеми государями Бурбонского дома и убедил короля издать указ об изгнании иезуитов. Финансовое положение страны было ужасное, дефицит громадный. Для покрытия его требовались новые налоги, но парижский парламент в 1763 году отказался зарегистрировать их. Король принудил его к этому посредством lit de justice (верховенство королевского суда над любым другим — принцип, согласно которому, коль скоро парламент принимает решения именем короля, то в присутствии самого короля парламент не вправе что-либо предпринимать. Согласно поговорке: «Когда король приходит, судьи умолкают»). Провинциальные парламенты последовали примеру парижского: Людовик устроил второе lit de justice (1766) и объявил парламенты простыми судебными учреждениями, которые должны считать за честь повиноваться королю. Парламенты, однако, продолжали оказывать сопротивление.

Новая любовница короля, Дюбарри, заступившая на место Помпадур после смерти последней в 1764 году, провела на место Шуазёля, защитника парламентов, д’Эгильона, их ярого противника.

В ночь с 19 на 20 января 1771 года, ко всем членам парламента посланы были солдаты с требованием ответить немедленно (да или нет) на вопрос: желают ли они повиноваться приказам короля. Большинство ответило отрицательно; на другой день им было объявлено, что король лишает их должностей и изгоняет, несмотря на то, что их должности были ими куплены, а сами они считались несменяемыми. Вместо парламентов установлены были новые судебные учреждения (см. Мопу), но адвокаты отказались защищать перед ними дела, а народ с глубоким негодованием отнёсся к насильственным действиям правительства.

Людовик не обращал внимания на народное недовольство: запершись в своём parc aux cerfs (Оленьем парке), он занимался исключительно своими метрессами и охотой, а когда ему указывали на опасность, угрожавшую престолу, и на бедствия народа, он отвечал: «Монархия продержится ещё, пока мы живы» («после нас хоть потоп», «après nous le déluge»). Король умер от оспы 10 мая 1774 г., заразившись ею от молодой девушки, присланной ему Дюбарри.

Правительство кардинала де Флёри

Кардинал Флёри

В 1726 году король объявил, что он берёт бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флёри, который руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой.

Правление де Флёри, служившего орудием в руках духовенства, может быть характеризовано так: внутри страны — отсутствие каких бы то ни было нововведений и реформ, освобождение духовенства от уплаты повинностей и налогов, преследование янсенистов и протестантов, попытки упорядочить финансы и внести большую экономию в расходах и невозможность достигнуть этого ввиду полного невежества министра в экономических и финансовых вопросах; вне страны — тщательное устранение всего, что могло бы повести к кровавым столкновениям, и, несмотря на это, ведение двух разорительных войн, за польское наследство и за австрийское. Первая, по крайней мере, присоединила к владениям Франции Лотарингию, на престол которой был возведён тесть короля Станислав Лещинский. Вторая, начавшись в 1741 году при благоприятных условиях, велась с переменным успехом до 1748 года и закончилась Аахенским миром, по которому Франция вынуждена была уступить неприятелю все свои завоевания в Нидерландах взамен уступки Филиппу Испанскому Пармы и Пьяченцы. В Войне за австрийское наследство Людовик участвовал одно время лично, но в Меце опасно заболел. Франция, сильно встревоженная его болезнью, радостно приветствовала его выздоровление и прозвала его Возлюбленный.

История возникновения прозвища Король-Солнце[править | править код]

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи» Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошёл со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом

В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий