Свойства нашего внимания

Практики для улучшения

Существует множество различных техник, с помощью которых можно избавиться от невнимательности. Особенно эффективны приёмы, способные организовать сосредоточенность субъекта на деталях. При подсчёте предметов одного вида рекомендуют сконцентрироваться на их количестве от 4 до 10. Например, постарайтесь запомнить 4 элемента одежды у любого прохожего, попытайтесь создать логическую цепочку

Перед сном восстановите в памяти то, на чём фокусировали своё внимание днём. Попробуйте считать проезжающие мимо автомобили определённого цвета или вести одновременный подсчёт тополей и берёз, встречающихся по пути домой

В таблице Шульте хаотично разбросаны цифры. Их следует найти и мысленно расположить в нужной последовательности: от 1 до 25. Концентрация внимания на необходимых числах и вычленение их тренируют мозг. На выполнение задания надо затрачивать не более 4 минут. Можно усложнять задачу расстановкой по порядку цифр разных размеров и расцветки. Можно найти иллюстрации с большим количеством чисел.

Привлечь внимание к деталям могут задания, рассчитанные на сравнение двух картинок, отличающихся друг от друга незначительными элементами. При поиске отличий работа мозга нацелена на обнаружение едва различимых деталей

Таким способом тренируются внимательность и наблюдательность. Рисование по клеточкам и графические диктанты сводятся к изображению повторяющихся элементов узора.

Во время выполнения упражнения на восприятие цветового спектра в таблице Струпа требуется произносить вслух не написанное слово, а его расцветку. Трудность состоит в том, что слово «жёлтый» может быть написано красным цветом, а «зелёный» иметь синий тон. Это сбивает с толку

Преодоление подобного диссонанса способствует улучшению способности фокусировать своё внимание

Большое значение в развитии внимательности имеют различные игры, так как в них всегда присутствуют определённые правила и действия, которые требуют сосредоточенности и наблюдательности. Игры в шашки и шахматы способствуют ещё и развитию интеллекта. Старинная забава «Чёрный с белым не берите, да и нет не говорите» предполагает вопросы, провоцирующие на ответ с запретным словом. Игроку необходимо отвечать быстро и в то же время вдумчиво.

Игры «Морской бой», «Проведи жучка» развивают сосредоточенность и концентрацию внимания у детей и взрослых. Хорошо тренирует наблюдательность игра «Мемори». Нужно запомнить лежащие на столе предметы. Затем какой-то человек отворачивается. Его напарник в это время убирает одну вещь. Повернувшись, игрок должен назвать исчезнувший предмет.

Специально для детей разработана методика «Волшебные квадраты», целью которой является развитие внимания у школьников. Она представляет собой модификацию головоломки «судоку». На начальном этапе ребёнок должен найти по одной цифре в окошке, затем надо отыскать по 1–2, потом – 2–3 и до тех пор, пока сумма чисел в каждой строке, столбце и на обеих диагоналях не станет одинакова.

Функции внимания

Выделяют следующие функции:

  • Избирательность познавательных процессов — обеспечивает своего рода фильтрацию, то есть человек взаимодействует только с той информацией, которая на данный момент имеет для него наибольшую ценность.
  • Обеспечение целенаправленности деятельности — сосредоточенность и удержание внимания на объекте, переключение с одного действия на другое обеспечивает целенаправленность деятельности человека.
  • Активизация целенаправленности — определенный уровень активности, который человек выбирает для выполнения определенной работы, а также его поддержание.

Виды внимания

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции.
Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно даёт нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.
  • Контрастность предметов или явлений.
  • Внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряжённой работой, путём переключения на более лёгкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным

Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от отвлекающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность)

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Примечания

  1. Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 124 с.
  2. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. — (Серия: Хрестоматия психологии). 18ВЫ 5-88711-149-6
  3. Spelke, E., Hirst, W., & Neisser, U. (1976). Skills of divided attention. Cognition, 4, 215—230.
  4. Bundesen. C. (1996). Formal models of visual attention: A tutorial review. In A. F. Kramer, M. G. H. Coles, & G. D. Logan (Eds.), Converging operations in the study of’ visual selective attention (pp. 1-43). Washington, DC: American Psychological Association. Elaborates on much of the material in the present article.
  5. Chelazzi, L. (1999) Serial attention mechanisms in visual search: A critical look at the evidence. Psychological Research, 62, 195—219.
  6. Wolfe, J., Reijnen, E., Horowitz, T., Pedersini, R., Pinto, Y., & Hulleman, J. (2011). How does our search engine «see» the world? The case of amodal completion. Attention, Perception, & Psychophysics, 73(4), 1054—1064.
  7. Eriksen, C. W., & Hoffhan, J. E. (1972). Temporal and spatial characteristics of selective attention. Perception and Psychophysics, 12, 201—204
  8. Townsend. J. T. & Ashby, F. G. (1983). The stochastic modeling of elementary psychological processes. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  9. Duncan, J., & Humphreys, G. W. (1989). Visual search and
    stimulus similarity. Psychological Review, 96, 433-4 58.
  10. Posner, M. I., & Dehaene, S. (1994). Attentional networks. Trends in Neurosciences, 17(2), 75-79.
  11. Lou, H. C, Henriksen, L., & Bruhn, P. (1984). Focal cerebral hypoperfusion in children with dyphasia and/or attention deficit disorder. Archives of Neurology, 41(8), 825—829.

Что это такое?

Описание слова «внимательность» сводится к двум его значениям, одним из которых является обходительность, проявление внимания к кому-нибудь, заботливость. К области психологии относится понятие со вторым значением. Оно отражено в следующем определении: внимательность – это свойство сознания, основанное на повышенной сосредоточенности и концентрации внимания на каком-нибудь объекте, явлении или деятельности.

Эти свойства неразрывно связаны с осуществляемой субъектом деятельностью

На начальном этапе внимание равномерно распределяется на несколько явлений или объектов. В этот момент ещё нет устойчивой сосредоточенности

Затем сознание вычленяет наиболее важные действия или предметы, необходимые для конкретной работы. Психические процессы начинают фиксировать именно их.

Внимательность зависит от умения сосредоточиться, сфокусировать внимание на главном с отвлечением от второстепенных данных, лишних раздражителей во время выполнения какой-либо деятельности. При плохо развитой произвольности психических процессов фиксация внимания на нужном объекте происходит с трудом

Малышам сложно удерживать внимание на чём-то длительное время. Шум в классе или мысли о предстоящем футболе могут помешать школьнику сосредоточиться на выполнении письменного задания. Таким образом, концентрация внимания при выполнении определённых действий обычно затруднена при наличии внешних раздражителей или отстранённых мыслей.

В психологии внимательность не относят к самостоятельному психическому процессу. Она отражает признаки других процессов. Субъект действует, размышляет, слушает, смотрит внимательно или невнимательно. Внимательность как качество личности формируется в результате тренировки внимания. Некоторым удаётся достичь мастерства в умении сконцентрироваться на очень скучном деле.

Типы внимания

По отношению к сознанию и воле

Непроизвольное

Непроизвольное внимание не связано с определенной целью, оно возникает стихийно, соответственно, в его возникновении не участвует воля. Основной функцией является ориентация субъекта в условиях окружающей среды, а также выделение тех объектов, которые могут быть значимы в данный момент времени

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

  • интенсивность и качество раздражителя;
  • внезапность и повторное появление;
  • движение раздражителя;
  • новизна объекта;
  • соответствие объекта содержанию сознания субъекта.

Произвольное

Произвольное внимание регулируется волей человека и находится под его осознанным контролем, оно позволяет субъекту достигать заранее поставленной цели. Этот вид является основным в организации психических процессов

Он связан с выделением значимой информации, а также с регулированием протекания психических процессов.

Послепроизвольное

Послепроизвольное внимание может возникнуть на основе произвольного и его суть заключается в сосредоточении субъекта на определенном объекте в силу его значимости, однако усилий воли для его проявления не требуется

По характеру происхождения

Природное

Природное внимание проявляется у человека с момента рождения в качестве способности избирательно реагировать на различные стимулы как внешние, так и внутренние. Оно работает автоматически и направлено на жизненно значимые объекты

Социальное

Социально обусловленное, в свою очередь, не является врожденным, оно развивается в течение жизни человека. Этот вид направлен не на базовые потребности человека, а на такие как культура, самовыражение и так далее и требует использования усилий воли.

По типу объекта

Внешненаправленное внимание ориентированно на определение важных объектов во внешней среде.
Внутринаправленное — на определение значимых объектов в самой психике субъекта.

Эмоциональное внимание регулируется эмоциями человека и направлено внутренние переживания субъекта. Оно возникает благодаря стимулам, которые имеют личностную мотивацию, то есть чем значимей стимул, тем ярче реакция на него.

Интеллектуальное внимание — то, которое управляется мышлением человека или направлено на его мысли.

Сенсорное внимание связано с органами чувств человека и может быть тактильным, слуховым, зрительным и так далее.

Двигательное внимание обеспечивает осмысление и контроль движений.

Как улучшить концентрацию внимания

Способность фокусироваться на проблеме, как правило, зависит от трех основных факторов:

  1. Окружение: удобство, отсутствие раздражителей, предметы обстановки;
  2. Питание: достаточное количество воды, обязательно завтрак, прогулки (насыщение мозга кислородом);
  3. Образ мышления: фокусирование только на одном деле, расстановка приоритетов, чередование простых и сложных задач.

Существует множество приемов и методик, позволяющих добиться прекрасных результатов в повышении способности концентрироваться. Испробуйте несколько, чтобы выбрать самую эффективную в вашем случае.

Наблюдайте за собой

Самый начальный этап — проведение анализа своего поведения.

Когда вы не можете решить какую-либо задачу, попробуйте «выйти из себя» и понаблюдать со стороны за своими действиями: часто взгляд стороннего человека может увидеть то, что нам самим не видно.

БАДы для улучшения памяти и работы мозга
Фенотропил для улучшения памяти
Брейн Бустер для усиления вашей памяти

мешают вам сосредоточиться

Если вам тяжело сделать это сразу, выберите человека, который достиг высоких результатов в определенной области, и постарайтесь проанализировать и перенять его приемы.

Соберитесь с мыслями

Реально оцените свои возможности и степень желания решить проблему. После этого постарайтесь найти оптимальные пути осуществления своих замыслов и начинайте действовать.

Планируйте

А это уже немалый стимул для реализации замыслов. Постарайтесь составить план как можно более подробно, с детализацией задач и этапов. Важным пунктом является также указание временных рамок. Ведь наш мозг привык экономить ресурсы и будет всеми силами сопротивляться повышению нагрузки.

Однако если временные рамки ограничены, то для ощущения «все идет как надо» вы будете вынуждены их придерживаться. Чаще заглядывайте в свой план — это поможет держать в голове поставленную задачу.

Не переутомляйтесь

Стараясь решить свою проблему, внимательно следите за нагрузками: даже обладатели железного здоровья не в силах эффективно заниматься умственной работой 24 часа в сутки. Поэтому расставьте приоритеты и планируйте только такой объем, который сможете выполнить без ущерба для здоровья и качества поставленной задачи.

Если вы решите, что способны на большее, постепенно повышайте нагрузки, однако это решение должно быть обоснованным.

Проверьте, сколько заданий вы запланировали и сколько успешно выполнили. Если показатели не совпадают, следует снизить нагрузку.

Высыпайтесь

Методики развития внимания предусматривают такие способы, как полная концентрация на поставленной задаче и минимальное отвлечение на посторонние факторы. Иногда это влечет за собой переутомление и плохое самочувствие.

Делайте паузы

Смена рода занятий дает отдых мозгу, после которого его способность к концентрации повышается. Делайте короткие перерывы (5-15 минут) через определенные промежутки времени. Используйте их для прогулок, принятия душа или коротких разговоров, гимнастики для тела или глаз — главное, чтобы ваш мозг получил передышку.

Устанавливайте цели

Важная составляющая при решении любой задачи — определение цели. Если такая цель определена, то для ее реализации достаточно разбить путь на этапы и решать задачу постепенно (при долговременной задаче). Когда же усилия прикладываются бессистемно, то происходит распыление энергетических ресурсов, а цель так и остается нереализованной.

Проводите время на природе

Если вы не знаете, как улучшить внимательность во время интенсивной работы, просто выйдите на пешую прогулку — причем постарайтесь это сделать в парке или сквере, а не на городских улицах, где полно сторонних раздражителей. Вы восстановите свой «умственный резервуар» и попутно насытите его кислородом.

Делайте упражнения на внимание

Таких упражнений придумано множество, самые простые из них:

  • Рассмотрите какой-нибудь предмет из своего окружения, а затем, закрыв глаза, постарайтесь описать все детали, которые запомнили. Во второй раз попробуйте запомнить больше мелочей. Хороший результат — 9 деталей с первого раза;
  • Максимальной концентрации на одном предмете (или образе) можно добиться, рассматривая этот предмет или думая о нем в течение 5 минут. Отвлекаться на посторонние мысли нельзя, а при достижении результата следует постепенно увеличивать время концентрации.

Упражнения повышенной сложности позволят ускорить процесс развития концентрации:

Правой и левой рукой попробуйте рисовать разные фигуры одновременно. Например, круги и треугольники. У фигур должна быть максимально сохранена форма. Если получится нарисовать более 5 фигур за минуту, то результат прекрасный.

Теории

Существует большое количество теорий, связанных с вниманием. Считается, что не все информационные потоки, которые человек получает, могут быть обработаны

И, по сути, человек сам определяет, что ему нужно, а что — нет. Ярким примером тому являются автомобилисты. В поездке они меньше видят и замечают, чем их пассажиры, поскольку их внимание сосредоточено не на том, что происходит на улицах, а на знаках дорожного движения и светофорах. В то же время они могут не заметить чего-то очень интересного на тротуаре. Но возникает вопрос, когда именно происходит выбор у человека: до появления раздражителя или уже после.

Британский экспериментальный психолог Дональд Бродбент выдвинул теорию ранней селекции и фильтрации. Он предлагал участникам одновременно прослушивать разную информацию, одна из которых представляла определенный интерес для них. В итоге именно интересную участники эксперимента вспомнили лучше, чем ту, что звучала на фоне. Это позволило ученому говорить о том, что наш мозг располагает некоторыми «фильтрами», через которые неважные для человека сведения просто не могут пройти

Во всяком случае до тех пор, пока он не соизволит сознательно уделить этим объектам свое внимание. Тогда блокировка мозга будет снята

Но куда же поступает тогда пока ненужная информация? Бродбент предположил и обосновал, что она также сохраняется в мозге, но в определенном «хранилище до востребования». Пока данные не нужны, они не обрабатываются. Отсюда эффект внезапного узнавания – «где-то я это уже слышал, а вот где — не помню»

Британский психолог создал довольно стройную теорию, но не предусмотрел и не смог объяснить, почему все-таки мозг самостоятельно переключает внимание на семантически значимые раздражители, например на имя человека

Этот вопрос долго не давал покоя научным кругам, и позже гарвардские выпускники – ученики Дональда Грей и Веддерберн – повторили эксперименты учителя, но подавали в разные уши испытуемым значимые и незначительные слова. Все участники эксперимента подтвердили, что слова, смысл которых для них имеет значение, запомнились лучше, чем числа и бессмысленные слова. Таким образом, ученики превзошли учителя и объяснили, что «фильтр» не тотальный, через него все-таки проникают слова, семантика которых воспринимается человеком как значимая.

Британский психолог, специалист по изучению внимания Энн Трисман сформулирована еще одну теорию, получившую название «модель аттенюатора». Она постаралась объяснить, куда уходит не прошедшая фильтрацию информация, как именно она сохраняется на глубинном уровне

Также Энн обозначила понятие барьерной важности, доказав, что человек обязательно реагирует на семантически важные для него понятия, даже если они приходят из источников, не заявленных в приоритете. Имя, фамилия, резкий окрик, слова типа «тревога», «пламя», «война», «беги» заставляют человека мгновенно переключиться с восприятия важной информации на новую, для которой нет никаких фильтров, барьеров

Над вопросами внимания поработали и другие специалисты. Например, эксперт в области влияния музыки на психику Диана Дойч и ее коллега Дональд Норман предложили теорию, согласно которой человек получает все сто процентов информации, и только потом она анализируется и отбирается. Что-то оставляется за ненадобностью, что-то поступает на более глубокий анализ. Израильско-американский психолог Даниэль Канеман заявил, что дело вообще не в выборе

Он назвал внимание ресурсом, который способен распределяться между раздражителями. Чем выше раздражение, тем выше продуктивность внимания человека

Свои модели и теории предложили и другие ученые — Чарльз Эриксен, Майкл Познер. Но не только теориями жива наука

Проводили и практические исследования, которые были направлены на выделение тех участков мозга, которые и в ответе за наше внимание, — куда поступает информация, чем или кем она обрабатывается, где хранится. В частности, Познер выделил определенную активность в лобной доле мозга, когда человек решает серьезные задачи, требующие высокой концентрации

И активность в таламусе и области движения глаз, когда внимание не носит сознательного или напряженного характера.

Эксперименты на открытом мозге показали активность в мозолистом теле и позволили четко понимать, что выборочное внимание поддерживается левым полушарием, а уровень бдительности и настроженности человека — правым. Пока человек сосредоточенно удерживает внимание на чем-то, его гиппокамп генерирует интенсивные тета-ритмы, а нервные клетки вырабатывают особый нейромедиатор — ацетилхолин

Вот почему многие органические поражения мозга, психические болезни протекают с существенным нарушением внимания.

Какими умениями обеспечивает внимательность?

Это качество позволяет человеку совершенствовать свои навыки в поиске различных недочётов, возможности сопоставления. У внимательных людей формируется умение замечать любые изменения, фиксировать в голове то, что они видят или чувствуют. Писатели и художники отличаются способностью наблюдать вещи, на которые обычные люди чаще всего не обращают внимания. Творческим натурам свойственно подробно описать человека после мимолётной встречи с ним.

Внимательность взаимосвязана с наблюдательностью. Очевидцы какого-нибудь одного происшествия могут описать его по-разному. Это зависит от их умения проявлять наблюдательность, которая заключается в способности подмечать существенные или малозаметные детали. Профессиональная точка зрения может существенно отличаться от мнения дилетанта, адекватность восприятия реальности которого будет значительно ниже.

Многим профессионалам требуется внимание к мелочам. Сотруднику дают инструкцию, в какой последовательности производить действия, на каком этапе проверить одну деталь, в какой момент – другой элемент

Подобный алгоритм помогает человеку в профессиональных вопросах. Например, часовщику необходимо расположить микроскопические детали так, чтобы весь аппарат часов работал слаженно.

Внимательность при определённых обстоятельствах не раз спасала людям жизнь. С целью развития этого качества родители с детства прививают ребёнку умение правильно переходить дорогу: «Сначала посмотри налево, потом – направо, убедись в своей безопасности и только тогда начинай движение».

Объекты внимания

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость,
которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в
структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в
течение определённого времени удерживать на нём. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углублённость человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в неё. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Основные свойства внимания

К свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Рассмотрим каждую характеристику подробнее.

Устойчивость

Под устойчивостью понимается длительность сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Факторами устойчивости являются интерес к объекту, связь объекта с потребностями и интересами субъекта, содержательность и многогранность объекта, факторы окружающей среды, а также особенности личности.

Концентрация

Концентрация — интенсивность проявления внимания, то есть то, насколько человек способен сосредоточиться на объекте.

В зависимости от поставленной цели проявляется различная степень концентрации. Если требует выполнения одна задача, то концентрация более глубокая, а если требуется быстрое переключение от одного объекта на другой, то концентрация более поверхностная.

Распределение

Распределение применяется в тех случаях, когда необходимо совмещать несколько действий или быть сосредоточенным на нескольких объектах

Возможность распределять внимание зависит от того, насколько человек способен выполнять несколько действий одновременно. Для успешного совмещения нескольких видов деятельности хотя бы один из них должен быть доведен до автоматизма

Переключаемость

Это осознанный перенос внимания на другой объект, что связано с изменением цели. При высокой концентрации переключение является более трудным. Переключаемость внимания относится к тем качествам, которые легко поддаются развитию.

Объем

Предполагает количество несвязанных между собой объектов, которые могут быть восприняты одновременно без потери в восприятии, то есть точно и отчетливо. Объем внимания зависит от знакомства с объектами, а также заинтересованности в них. Среднее значение данного параметра у взрослого человека составляет от 3 до 6 объектов.

Примечания

  1. Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 124 с.
  2. Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. — (Серия: Хрестоматия психологии). 18ВЫ 5-88711-149-6
  3. Spelke, E., Hirst, W., & Neisser, U. (1976). Skills of divided attention. Cognition, 4, 215—230.
  4. Bundesen. C. (1996). Formal models of visual attention: A tutorial review. In A. F. Kramer, M. G. H. Coles, & G. D. Logan (Eds.), Converging operations in the study of’ visual selective attention (pp. 1-43). Washington, DC: American Psychological Association. Elaborates on much of the material in the present article.
  5. Chelazzi, L. (1999) Serial attention mechanisms in visual search: A critical look at the evidence. Psychological Research, 62, 195—219.
  6. Wolfe, J., Reijnen, E., Horowitz, T., Pedersini, R., Pinto, Y., & Hulleman, J. (2011). How does our search engine «see» the world? The case of amodal completion. Attention, Perception, & Psychophysics, 73(4), 1054—1064.
  7. Eriksen, C. W., & Hoffhan, J. E. (1972). Temporal and spatial characteristics of selective attention. Perception and Psychophysics, 12, 201—204
  8. Townsend. J. T. & Ashby, F. G. (1983). The stochastic modeling of elementary psychological processes. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  9. Duncan, J., & Humphreys, G. W. (1989). Visual search and
    stimulus similarity. Psychological Review, 96, 433-4 58.
  10. Posner, M. I., & Dehaene, S. (1994). Attentional networks. Trends in Neurosciences, 17(2), 75-79.
  11. Lou, H. C, Henriksen, L., & Bruhn, P. (1984). Focal cerebral hypoperfusion in children with dyphasia and/or attention deficit disorder. Archives of Neurology, 41(8), 825—829.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий