Вот где собака зарыта

Где собака зарыта спектакль. Где зарыта собака

В пьесе « Где зарыта собака» душевно и просто звучит
любимая тема Алексея Слаповского: как
много людей живёт не своей жизнью. Но как немного решается её изменить… Оставить в прошлом, бросить
всё – вещи, документы, имя, фамилию, всю предыдущую жизнь? Хорошо ли это? Что
за этим стоит, и что человеком движет?

Мужчина
и женщина. Два загадочных мира. Два разных опыта. В вокзальном медпункте
провинциального города встречаются двое. Он, проезжий «командировочный» Виктор,
приводит на поводке случайно подобранную собаку и требует, чтобы её вылечили.
Она, красивая одинокая врач с экзотическим именем Липа, грозится вызвать
милицию. История, начавшаяся как странный анекдот, постепенно приобретает черты
психологической фантасмагории. На коротком отрезке времени, не покидая
помещения медпункта, мужчина и женщина, пытаясь разобраться в себе и в другом,
то ли проживают, то ли фантазируют разные варианты своих прошлых и будущих
жизней. Что из этого правда, а где ложь? Любовники и любовницы, мужья и жены,
воспоминания и мечты сливаются в пестрый карнавал… Разные варианты возможных
отношений, которые проигрывают герои, предстают то как боевик, то как мелодрама. Но реальная жизнь, как водится,
сложнее любых жанровых моделей. Удастся ли героям преодолеть свои внутренние
барьеры и страхи, получится ли «вскочить» в уходящий
поезд?

Богатый игровой потенциал пьесы Слаповского открывает для
четырех занятых в спектакле актеров множество возможностей для перевоплощений.

Кошка зарыта. Почему кошка закапывает миску с едой или сркебет лапой рядом с ней, зачем она это делает

Кошки очень загадочные существа, многие приписывают им магические свойства, что вызывает много вопросов. Не меньше вопросов вызывают некоторые их привычки, например, закапывание миски с едой.

Когда человек стал активно переселяться из домов на земле в благоустроенные квартиры, конечно же, ему стало не хватать общения с природой и животными. Чтобы восполнить эту нехватку на помощь приходит любимый домашний питомец – кошка. Кошек заводит огромное количество людей, ведь она достаточно неприхотлива и не требует выгула как собака.

Несмотря на всю неприхотливость кошек, иногда какая-нибудь привычка любимицы может даже испугать. Например, распространенным вопросом среди владельцев является следующий: «почему кошка закапывает миску с едой?». Когда такое происходит, владельцы нередко пугаются и думают, что их животное нездорово, но на самом деле причина намного проще. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо вспомнить о кошачьих инстинктах и привычках.

Рефлексы, инстинкты, привычки кошек

Кошка – первоначально хищник, она сохранила множество самых разнообразных инстинктов и безусловных рефлексов. Инстинкт представляет собой способность поступать так, а не иначе, руководствуясь подсознательными убеждениями.

Все инстинкты можно разделить на три основных группы:

  • К первой группе относятся инстинкты, которые обеспечивают организму функционирование: пищевой инстинкт, инстинкт сна и т.д. Эти инстинкты просто необходимы для любого животного, без них невозможна жизнь.
  • Во вторую группу входят инстинкты, которые помогают особям общаться и взаимодействовать: родительский инстинкт, половой т.д.
  • К третьей группе относят: инстинкт игры, исследования и имитации.

Делая те или иные вещи, кошка руководствуется своими инстинктами, поэтому, если кошка загребает миску со своим кормом, это можно объяснить наличием у всех кошачьих определенных инстинктов и рефлексов .

Почему кошка закапывает еду: основные причины

Причин такого поведения кошек может быть множество. Основные причины того, что кошка лапой закапывает место кормления:

  • Желание оставить вкусненькое на потом. Некоторые кошки предпочитают не съедать весь предложенный корм сразу, а оставить немножко, чтобы полакомиться позже. Именно поэтому, по мнению многих, кошка скребет пол рядом с миской, закапывая его.
  • Некоторые кошки, возможно, не с самого рождения жили в хороших условиях. Если кошка была подобрана с улицы, то она, например, закапывает сухой корм для того, чтобы воспользоваться запасом в голодные времена. Так животное спасает себя от возможного голода.
  • Наиболее вероятное объяснение того, что кошка копает возле миски, это древний инстинкт. Хищникам присуще закапывать остатки еды, чтобы не привлекать на свою территорию других животных.
  • Возможно, что кошка или кот просто не наелись, еды в миске было им недостаточно, и они хотят поесть еще. Таким образом, животное пытается откопать себе еды.
  • Если кошка активно копает возле миски с водой, то следует посмотреть, не разлита ли вода. Разлив воду, животное боится того, что хозяин подумает о другом происхождении лужицы, поэтому заметает свои следы. Хорошо видно, что именно такими движениями кошки зарывают кошачий туалет.
  • Есть мнение, что кошка может закапывать миску с кормом, если еда ей не приглянулась. Таким образом, животное выражает свой протест по поводу вкусовых качеств блюда.

Этимология

Это крылатое выражение богато на версии происхождения – одна другой интереснее.

Часть исследователей считают, что фразеологизм является калькой с немецкого Da ist der Hund begraben, в буквальном переводе и означающего «вот где (или – в чем) собака зарыта», «вот именно тут и зарыта собака».

Ученый-арабист Николай Вашкевич вообще убежден, что в этой фразе речь ни о собаке, ни о ее закапывании вовсе не идет. В арабском языке слово «зариат» означает мотив, повод, причину. А созвучное «собаке» служебное слово «сабек» – «предшествующий» (типа английского перфекта). Буквальный смысл этого выражения: «Вот какая причина предшествовала данному явлению».

В среде языковедов бытует мнение, что это фраза из лексикона кладоискателей. Якобы те, опасаясь злых духов, которые, как известно, охраняют клады, завуалированно, чтобы ввести в заблуждение, называли их «черными псами», а сами клады – собаками. Таким образом, с языка кладоискателей выражение «переводится»: «Вот где клад зарыт».

Однако существуют и другие точки зрения. Гораздо более романтичны еще два этимологических объяснения фразеологизма «вот где собака зарыта». Происхождение этой идиомы «посвящено» преданности собак.

Самая древняя версия восходит к битве у острова Саламин. Перед решающим морским сражением греки посадили всех «гражданских лиц», не способных принять в нем участие, на корабли и отправили в безопасное место.

У Ксантиппа, отца Перикла, была любимая собака, которая, не желая расставаться с хозяином, бросилась в море и поплыла вслед за судном. А добравшись до суши, умерла от изнеможения. Потрясенный Ксантипп похоронил пса и приказал возвести ей памятник – в ознаменование настоящей преданности. Этот знак, где собака зарыта, долго показывали интересующимся.

Вторая легенда связана с псом австрийского полководца Сигизмунда Альтенштейга, сопровождавшим его во всех походах. В одном из них воин попал в опасный переплет. Но преданный пес ценой своей жизни спас хозяина. Альтенштейг тоже украсил могилу своего любимца и спасителя памятником. Однако с течением времени найти памятник стало весьма затруднительно, поскольку лишь несколько человек знали это место и могли показать его туристам. Так и родилось выражение «вот где собака зарыта» со значением «выяснить истину», «найти то, что искал».

Собаку съел. Кто на чем «собаку съел»? О происхождении фразеологизма

Выражение «съесть собаку» на чем-то означает опытного в каком-то деле человека, знатока, мастера. А. Потебня считает, что оно сложилось из устоев крестьянской жизни, в которой одним из самых тяжелых занятий считалась косьба: «Косить умеют лишь немногие; тот, кто этому научился, справляется со своей работой сравнительно быстро. Неопытный же человек на этой работе ощущает такой голод, что, кажется, мог бы съесть собаку».

В русском народном фольклоре есть такая стародавняя байка. Молодой косарь в сопровождении верного пса отправился спозаранку в поле, и от встречного крестьянина с повозкой весело потребовал, чтоб поскорее поворотил телегу, а то он, мол, через нее перескочит.

И был при этом молодце мешок объемистый. На вопрос, что за ноша, ответил, что пироги там. На другой: «А куды ж так много?» сказал, что ежели останутся, собаке скормит. Вечером повстречались они снова, и косарь жалобно попросил убрать с дороги веревку, потому как не было у него сил переступить через нее.

— Где ж пироги? — спросил любопытный крестьянин.— Съел.— А собака где?— И собаку съел, такой голод одолел… Зато всё поле выкосил, теперь учёный.

А ведь она, собака-то, с началом христианской эры стала считаться нечистым животным, так что не только в пищу употреблять, но и в дом пускать ее не полагалось, разве уж самая страшная буря на дворе разыграется… Кстати, именно это и имеется в виду в поговорке «в такую погоду хозяин собаку из дому не выгонит».

Этимология, которую приводит С. Максимов, у многих вызывает сомнения, причем в обеих изложенных им версиях. Одна из них связывает выражение с конфузом, случившимся на свадьбе с некими петрозаводцами, которые якобы чуть не съели щи из собачатины и стали посмешищем. Другая и вовсе объясняет фразеологизм особенностями речи церковных дьячков, не всех, разумеется, а тех, кто «отлаивал» службу, чтобы поскорее освободиться.

В. Даль напоминает нам, что существовала пословица: «собаку съел, а хвостом подавился», смысл которой в том, что человек с трудным делом справился, а на пустяке споткнулся. А латинская поговорка схожего содержания «Linguam caninam comedit», переводимая как «язык собачий съел», описывает ситуацию безмерного разглагольствования.

Наконец, листая фразеологические словари, можно встретить толкование, согласно которому это выражение имеет древнейшие корни индийского происхождения, и связано оно с ритуальной в те времена игрой в кости (в Ригведе ей посвящен особый гимн). Поскольку «собакой» в этом действе назывался неудачный бросок игрока, то «убивший» (или «съевший») ее был, напротив, удачлив. «Махабхарата» описывает печальную историю одного царевича, который именно на «собаке» погорел, проиграв в кости и царство, и даже жену.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий