Андрей вознесенскийoфициальный сайт

Фильмы

Кинематографическая биография Вознесенской складывалась не менее успешно, чем театральная. На экранах актриса появилась сразу после окончания вуза. В 1966-м Анастасия дебютировала в короткометражках «Первая любовь» и «Путешествие», а спустя год режиссер Евгений Ташков доверил ей главную роль в 3-серийной военной драме «Майор Вихрь», в основу которой лег одноименный роман Юлиана Семенова.

Анастасия Вознесенская в фильме «Майор Вихрь»

Зрители увидели Анастасию Вознесенскую в образе радистки Ани. Ее партнерами по съемочной площадке стали Вадим Бероев и Виктор Павлов. Мини-сериал имел громкий успех, а все артисты проснулись знаменитыми.

Следующая звездная роль не заставила себя долго ждать. В 1969-м Вознесенская снялась в искрометной комедии Алексея Коренева «Адам и Хева», в которой сыграла яркую второстепенную роль Айшат. Адама и Хеву сыграли Георгий Гегечкори и Екатерина Васильева. Фрунзику Мкртчяну режиссер отвел роль незадачливого мужа, тщетно пытающегося вернуть жену Еву.

Анастасия Вознесенская в фильме «Первая любовь»

На первую половину 1970-х пришелся пик популярности актрисы. В это время Мягков, хотя и снимался, но оставался на шаг позади популярной супруги. Однако, оставаясь в тени, не ревновал к успеху. Анастасия, получая предложения от режиссеров, стремилась «выбить» для мужа хоть эпизод в картине, где снималась.

Все изменилось в середине 1970-х, когда на экраны вышел рязановский кинохит «Ирония судьбы, или С легким паром!», а затем другой, в котором Мягков блистал в дуэте с Алисой Фрейндлих. Теперь Андрей Мягков хлопотал о ролях для жены.

Анастасия Вознесенская в фильме «Вокзал для двоих»

Но если в комедии «Гараж» ему удалось уговорить Рязанова дать роль Вознесенской, то режиссер «Большой перемены» Коренев, снявший супругу Мягкова в «Адаме и Хеве», не пошел на уступки звезде: Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а роль учительницы Светланы Афанасьевны, которую Мягков потребовал для Анастасии, досталась Наталии Богуновой.

В конце 1980-х карьера актрисы пошла на спад. Единственным «громким» проектом, в котором ей доверили эпизод в эти годы, оказалась мелодрама Рязанова «Вокзал для двоих». Анастасии Вознесенской там досталась роль дежурной в «Интуристе», приютившей героя Олега Басилашвили.

Анастасия Вознесенская в фильме «От зарплаты до зарплаты»

В 1986 году состоялась премьера комедии Аиды Манасаровой «От зарплаты до зарплаты», в которой главных героев сыграли Олег Ефремов и Андрей Мягков. Появилась в заметной роли и Анастасия Вознесенская. Зрители и критики тепло встретили ленту, но сегодня она незаслуженно забыта.

Еще один фильм, о котором заговорили, стала драма Михаила Туманишвили «Авария – дочь мента». Вознесенскую зрители узнали в образе сварливой матери главной героини, которую блестяще сыграла Оксана Арбузова.

Анастасия Вознесенская в фильме «Авария – дочь мента»

В 1990-х Анастасия Вознесенская мелькнула на экранах в эпизодах лент «Виновата ли я», «Завещание Сталина» и «Крестоносец». В актерской среде заговорили о пагубном пристрастии актрисы к спиртному. О том, что из-за малой востребованности в театре и кино женщина погрузилась в депрессию, которую «топила» в алкоголе. Побороть пагубную привычку помог любящий муж, окружив половинку любовью и заботой.

Студент архитектурного института

Нередко случается так, что в раннем детстве человеку задается вектор, который указывает ему направление по жизни. Андрей Андреевич Вознесенский рожден в столице Советского Союза, 12 мая 1933 года. Ребенок рос и воспитывался в семье инженера, который занимался строительством гидротехнических сооружений. Мать родом из-под Владимира. На ее родине, в деревне с колоритным названием Киржач, мальчик бывал каждое лето. Когда началась война, Андрея вместе с матерью эвакуировали в город Курган. Будучи уже известным и признанным поэтом, Вознесенский указывал эти факты в своей биографии.    

После Победы, вернувшись в Москву, подросток, помимо учебы в школе, не оставлял своих увлечений поэзией и рисованием. В столице «бурлила» литературная жизнь. Андрей с интересом следил за новыми публикациями в прессе и, естественно, записывал собственные строки в обычную тетрадь. Простую ученическую тетрадь со своими стихами он решился отослать Борису Пастернаку на рецензию. Борису Леонидовичу приглянулись пробы молодого человека, и между ними завязалась дружба. Знаменитый поэт хорошо знал, как живет писательская тусовка, и отговорил молодого человека от поступления в Литинститут.  

Окончив школу, Вознесенский, прислушавшись к совету старшего товарища по цеху, решил получить серьезное образование и поступил в Архитектурный институт. Карьера зодчего его не привлекала, но обучение в техническом вузе расширяет кругозор, структурирует интеллект и развивает память. Андрей успешно совмещает обучение с творчеством. Забытые ныне поэтические вечера в Политехническом музее отнимают много сил и одновременно мотивируют на более продуктивную работу. В 1958 году, через год после окончания института, появляются первые публикации поэта на страницах газет и журналов.

Читать биографию Вознесенского Андрея Андреевича

Мы знаем Андрея Вознесенского прежде всего как замечательного поэта, в творчестве которого отобразилась целая эпоха. Коренной москвич, он появился на свет в мае 1933 года. Его отец был талантливым инженером, всю жизнь занимался строительством гидроэлектростанций, возглавлял институт. В начале войны семья была вынуждена эвакуироваться в Курган, жили в семье простого рабочего. Вознесенский вспоминал, какие добрый и чуткие люди их окружали.

Еще в школе начал писать стихи, с удовольствием их читал друзьям и любимой девушке. Восхищался творчеством Пастернака, поэтому только представилась возможность, написал письмо со своими стихами. Так началась дружба четырнадцатилетнего мальчишки и знаменитого поэта. Много позже о своем друге напишет эссе «Мне четырнадцать лет». Под влиянием отца отучился в архитектурном институте и будучи талантливым человеком оставил свой след как архитектор и художник В поэзии Вознесенский искал свой путь, увлекался Маяковским и Кирсановым, его стихи этого периода отличается удивительной самобытностью, которая сразу привлекла читателя.

Уже в 1959 году выходит в печать сборник «Мозаика» и попадает под цензуру, второй сборник «Парабола» ждала та же участь. Поэта обвиняют в неправильном видении истории и формализме, жестоко критикуют. Однако Вознесенский часто выезжает с гастролями за рубеж, становится очень популярным поэтом.

В личной жизни мастер оказался счастливым человеком, жена была его музой, верным другом и помощницей все 46 лет совместной жизни.

Целый цикл стихов поэт посвящает проблеме отношения человека и природы. «Роща”, «Бобровый плач”, «Песнь вечерняя”, «Не трожь человека, деревце!. Не бей человека, птица!” – каждая строчка взывает, требует остановиться, пересмотреть свою отношение ко всему живому. Выходит книга стихов «Треугольная груша», поэма «Лонжюмо». Книга стихов «Антимиры» звучит с театральной сцены. Сам Владимир Высоцкий пишет музыку к стихам и исполняет «Песню акына». Во времена оттепели Вознесенский много пишет, активно печатается, получает государственную премию. Открывается еще один талант поэта, он становится знаменитым песенником, целые поколения росли с его песнями. Пишет либретто к рок-опере «„Юнона“ и „Авось“», романсы в постановке замечательно исполняет Николай Караченцев.

С взрослением приходит новое восприятие мира, интимная лирика перестает быть главной темой в творчестве Вознесенского. Он раскрывает себя как гражданин и человек, остро чувствующий трагедию времени и общества. В 90-е мастер остро чувствует как распадается государство, духовная основа общества. Результатом стала поэма «Рапсодия распада», обращается к христианской морали, пишет поэму «Андрей Полисадов», в честь своего прадеда-священника. Много экспериментирует с формой, становится на позиции пост авангардизма.

Вознесенский не любит шумную Москву. Предпочитает жить и работать на лоне природы в Переделкино. В память об учителе Борисе Пастернаке дважды в год устраивает литературные вечера. Здоровье поэта ухудшается, перенес несколько инсультов и в 78 лет умер, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Личная жизнь

С будущим мужем Анастасия Вознесенская познакомилась в театральном вузе. Мягков, у которого уже имелся диплом химика-технолога, оказался старшим на курсе

Внимание на очаровательную хрупкую москвичку ленинградец обратил на первом же курсе. Вспыхнувший роман со временем разгорался сильнее, и студенческую свадьбу пара сыграла, не откладывая на конец учебы

Вместе супруги прожили полстолетия, сумев не растерять чувств. Знакомые актерской семьи поговаривают, что у пары и сегодня трогательно-нежные отношения, как в первые годы совместной жизни.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в фильме «Вы мне писали…»

Анастасия Вознесенская сумела стать настоящей музой для мужа, вдохновив его на раскрытие многих талантов, помимо актерского. Написав портрет жены, Мягков так увлекся живописью, что его картины украшают дома Галины Волчек и Михаила Горбачева. А услышав от любимой супруги, перечитавшей все детективы, что читать больше нечего, Андрей Васильевич сел за написание книг и сочинил 3 романа, один из которых экранизирован.

В 2013 году пара отметила золотой юбилей совместной жизни: вдвоем, без детей. Не став родителями, они «усыновили» и «удочерили» своих учеников, студентов школы-студии МХАТ.

Высылка из страны

Когда закончился тюремный срок, Юлия вернулась в Ленинград, но ей отказали в прописке. Приближались Летние Олимпийские игры-1980, и перед сотрудниками правоохранительных органов поставили задачу – очистить крупные города от нежелательных антисоветских элементов.

Вознесенскую вызвали в КГБ и предложили покинуть страну. Она отказалась, и тогда на неё стали давить через детей. Одного сына исключили из училища, второго призвали в армию. Опасаясь за их жизнь, Юлия приняла решение уехать.

В 1980 году они эмигрировали в ФРГ. Сначала жили во Франкфурте, Юля трудилась в «Обществе по защите прав человека». В 1984 году уехали в Мюнхен, там Вознесенская работала на радиостанции «Свобода».

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является членом Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергей Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергей Тараненко);
  • «Плачет девочка в автомате» (Евгений Осин).

Библиография

Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009
Сборники

2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков

  • Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
  • Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
  • «40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962.
  • Антимиры: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Мой любовный дневник. — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора)
  • Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
  • Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
  • Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
  • Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.)
  • Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
  • Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, )
  • Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
  • Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
  • «Избранная лирика». — М.: Детская литература, . — 160 с., 100 000 экз.
  • «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981
  • «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984
  • «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
  • «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание)
  • «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
  • «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
  • «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
  • «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
  • «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с.
  • «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
  • «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
  • «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
  • «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0141-9
  • Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) ISBN 978-5-699-15493-7 (В пер.)
  • Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) — ISBN 978-5-9691-0218-7
  • Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека) ISBN 978-5-9691-0539-3
  • «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта») ISBN 978-5-87781-038-9
Это первое академическое издание произведений поэта.
Поэмы

«Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

«Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

«Оза» (1964)

«Авось» (1972)

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

«Ров» (1986)

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

«Россия воскресе» (1993)

Проза
  • Мемуарная проза, публицистика
  • Книга «Прорабы духа» (1984)

Оппозиционная поэзия и ссылки

Шёл 1968 год, войска СССР вторглись в Чехословакию, и Вознесенская посвятила этому событию поэму «Вторжение». После таких стихов поэтессу перестали публиковать в советских журналах и газетах, с этого времени она печаталась только в самиздате. Её вызвали в КГБ, провели беседу и пообещали посадить в случае, если такие стихи повторятся.

Юлия с семьёй проживала в питерской коммунальной квартире по улице Жуковского. Здесь они занимали две комнаты, и в одной из них поэтесса организовала салон под названием «Вторая культура». В 1974 году вышел их первый сборник «Лепта».

В 1975 году молодыми художниками и поэтами «Второй культуры» была организована демонстрация к юбилею восстания декабристов. Зачинщиков вызвали в КГБ, затем последовали обыски и аресты. Множество найденной у Вознесенской антисоветской литературы стало поводом для приговора – пять лет ссылки за «распространение злостных клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй».

Вознесенскую увезли в Воркуту, оттуда она совершила побег. Тогда суд заменил ей пять лет ссылки на два с половиной года лагеря неподалёку от озера Байкал. Когда Юлия зашла в камеру и скороговоркой назвала свою статью, умудрённые тюремным опытом уголовницы, вздохнув, сказали: «Значит, за правду…» В уголовном лагере Юля была единственной политической заключённой. Только когда она отсидела половину срока, Вознесенской разрешили свидание с сыновьями.

Анастасия Вознесенская сейчас

В конце 2017 года поклонники актерской пары встревожились новостями о госпитализации Андрея Мягкова, попавшего в больницу с сильными головными болями. В СМИ заговорили о звездной чете, о которой давно ничего не слышно. В театре, где ранее трудились артисты, рассказали, что Мягков и Анастасия Вознесенская давно не появлялись за кулисами из-за проблем со здоровьем.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская

Летом 2018 года две звезды отметят юбилеи: Мягкову исполнится 80, а Вознесенской – 75. Они по-прежнему вместе и если изредка выходят на публичные мероприятия, то непременно вдвоем.

Творчество Вознесенского

В течение короткого отрезка времени Вознесенский получил большую известность. Поэт одно за другим писал новые произведения, насыщенные аллегориями и красочными образами. В его стихах читатель мог проследить скрытый подтекст, что было весьма необычно и интересно для того времени.

В 1958 г. в творческой биографии Вознесенского произошло знаковое событие. В печать вышли его первые стихи, которые сразу же вызвали интерес у публики.

В этот период Вознесенский серьезно увлекался творчеством Бориса Пастернака и Владимира Маяковского.

Андрей Вознесенский выступает на сцене

Спустя 2 года Андрей Андреевич издал первый поэтический сборник «Мозаика». В нем оказалось немало стихов, которые шли вразрез с советской идеологией. В результате Вознесенский начал испытывать давление со стороны чиновников и многих коллег по цеху.

Интересен факт, что редактор, допустивший издание «Мозаики», был немедленно уволен со своей должности.

Однако, несмотря на все препятствия, уже через несколько месяцев Вознесенский публикует 2-й сборник стихов под названием «Парабола». Эта книга также имела большой успех.

Вознесенского начали приглашать на разные творческие вечера, где он мог читать свои произведения. Он выступал на одной сцене с такими поэтами, как Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

Вскоре давление на Андрея Вознесенского увеличилась еще больше. Против него выступил советский генсек Никита Хрущев, собиравшийся выдворить молодого поэта за пределы СССР.

Интересно, что тогда за литератора вступился президент США Джон Кеннеди, который лично попросил Хрущева оставить Вознесенского в покое. Не менее интересен и тот факт, что брат американского президента, Роберт Кеннеди, высоко отзывался о творчестве Вознесенского, и даже переводил его стихи на английский язык.

По просьбе того же Кеннеди Андрею Вознесенскому разрешили посетить США. Там он познакомился с разными деятелями культуры, а также с популярной актрисой Мэрилин Монро (см. интересные факты о Монро).

После этого он побывал во многих европейских странах, где его творчество было высоко оценено критиками.

В 1962 г. вышел очередной сборник Вознесенского «Треугольная груша», который также вызвал волну недовольства у представителей власти. Его критиковали в прессе и изображали в оскорбительных карикатурах. Тем не менее, народ искренне полюбил опального поэта.

В последующие годы биографии из-под пера Андрея Вознесенского вышло много великолепных стихов, наполненных любовной лирикой.

Одновременно с этим было немало стихотворений, заставляющих задуматься о социальных проблемах. В тот период биографии им были написаны такие произведения, как «Вальс при свечах», «Сон», «Романс» и другие.

В 1981 г. в московском театре «Ленком» была поставлена рок-опера «Юнона и Авось» на либретто Вознесенского. Композиции «Я тебя никогда не забуду» и «Аллилуйя» вызвали у публики настоящий восторг.

Москвичи и гости города всеми силами пытались попасть на популярный спектакль, вследствие чего театральный зал был всегда переполнен.

С Андреем Вознесенским, 1967 г.

После этого сборник Вознесенского «Антимиры» послужил основой для очередного спектакля. Интересен факт, что для этой постановки Владимир Высоцкий написал музыку и исполнил «Песню акына» на стихи Вознесенского.

В период биографии 1959-1993 гг. Вознесенский сочинил 8 поэм. Так же он был известен и как поэт-песенник. Именно ему принадлежат стихи к таким шлягерам, как «Плачет девочка в автомате», «В моей стране», «Два стрижа», «Затмение сердца», «Миллион алых роз» и т. д.

С ним хотели сотрудничать многие популярные артисты, среди которых были Александр Кальянов, София Ротару, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Андрей Миронов и др.

Личная жизнь

Непродолжительные отношения были у Вознесенского с поэтессой Беллой Ахмадуллиной после того, как она ушла от своего первого супруга Евгения Евтушенко.

В 1964 году Андрей женился на Зое Богуславской. До конца жизни она была его Музой и Озой (так он называл Зою). Это была необыкновенная любовь. Богуславская была старше Вознесенского на четыре года, на момент их знакомства она состоялась как драматург, писатель и литературный критик. Более того, Зоя была замужем и растила сына.

Но Вознесенский выбрал её как своё спасение, будто чувствовал каждой клеточкой своего тела, что это и есть его судьба. Она сопротивлялась и не хотела ничего менять в своей благополучной счастливой жизни. Но Андрей был настойчив, и Зоя сдалась. Она оставила прежнюю семью, и 46 лет шла рядом с Вознесенским бок о бок в радости и в горе.

Детство

Юлия появилась на свет в Ленинграде 14 сентября 1940 года. Родители сначала хотели назвать её Альбиной, но потом увидели, что малышка постоянно вертится в своей колыбельке, словно юла. Так девочка получила имя Юлия.

Её отец, Николай Тараповский, был потомственным донским казаком, родом из города Россошь. Все положительные и отрицательные качества казачьего характера в полной мере проявились в его дочери. Юлия получилась казачкой до мозга костей. Мама, Ольга Николаевна Лебедева, родилась в Бологом (городок между Ленинградом и Москвой), её родители были земскими врачами.

Отец Юли имел профессию военного инженера, и, когда закончилась война, он остался служить в Восточной Германии в группе советских войск. Здесь же с 1946 по 1948 годы с ним проживала жена и двое детей (у Юли был брат). За это время малыши научились хорошо говорить на немецком языке. Но, когда вернулись в Советский Союз, был один неприятный случай, после которого они быстро забыли свои познания иностранного. Семья жила в Питере, и местная детвора часто играла в прятки во дворе. Юля с братом друг другу подсказывали по-немецки, кто и где прячется. Однако дети это заметили и прозвали их фашистами. После такого инцидента Юля редко разговаривала на этом языке, даже когда жила в Германии.

Начало творческого пути

После школы Юлия стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кино. Потом перевелась в медицинский, но вскоре ушла и оттуда. Стала пробовать себя в журналистике.

В начале 1960-х годов уехала в Мурманск, где устроилась в местную газету корреспондентом. Там в 1965 году впервые было напечатано её стихотворение «Лапландия». А уже со следующего 1966 года её стихи стали появляться в периодических советских изданиях регулярно. Вознесенскую считали многообещающим автором, на её слова даже спела одну песню Эдита Пьеха.

Но вскоре заболел младший сын поэтессы, и семья перебралась в деревню Важины, которая располагалась на самой границе Ленинградской области с Карелией, на берегу реки Свирь. Климат здесь был более здоровым, зимой морозы под сорок градусов, а летом чудная рыбалка. Юлия устроилась преподавать музыку в местной школе, а её супруг заведовал Домом культуры. За это время поэтесса своих стихов не печатала. Вернулась к публикациям, когда выздоровел сын, и семья снова приехала в Ленинград.

Работа в интернете

Несмотря на преклонный возраст, Юлия Николаевна с интернетом была на «ты». Она работала на многих проектах, с 2008 года была модератором на форумах сайтов «Pobedish.ru», «Memoriam.ru», «Пережить. ру». На эти форумы обращаются люди, пережившие горе и потерю родных. А психологи с волонтёрами находят для них слова поддержки, оказывают помощь. У Вознесенской был свой ник «Агния Львовна», под которым она оставила более двух тысяч постов. Будучи сама смертельно больной, писательница помогала страдающим людям обрести утерянную надежду и научиться улыбаться вновь.

На сайтах Юлию Николаевну все уважали, к ней обращались и посетители форумов, измученные горем, и модераторы, неизвестно где каждый день набиравшиеся мужества, чтобы выслушивать и утешать людей. Вознесенская обладала уникальным даром, могла разглядеть и понять ситуацию, дать тактичный и грамотный совет. Она знала всех постоянных посетителей форума, для каждого находила терпение, сострадание и доброе слово.

Этим сайтам она отдавала уйму времени. Такой вид служения людям стал проявлением ещё одной грани её таланта. В последние месяцы жизни, когда тяжёлая болезнь и химиотерапия одолевали писательницу, она переживала о том, что не может часто появляться на форумах, у неё просто не было на это сил. Удивительный человек, она ни грамма не жалела себя, а всеми силами стремилась успеть оказать помощь другим.

Юлия Николаевна говорила, что эти сайты и то, что происходит на форумах, для неё гораздо важнее написанных книг и их тиражей. Помощь, которую «бабушка Агния Львовна» оказывала людям, она назвала делом всей своей жизни.

Юность

С раннего детства мальчик проявлял огромную любовь к сочинительству и рисованию. О своих детских стихах Андрей никогда не рассказывал, а вот произведения юности он отважился показать своему любимому поэту Борису Пастернаку. Парнишка отправил тетрадку со своими сочинениями великому литератору, а тот пригласил юношу в гости прямо к себе домой. Вознесенский был очень поражён, когда гений поэзии встретил его в коридоре коммунальной квартиры в свитере с дырявым рукавом.

Потом между ними завязалась переписка. Борис Леонидович ответил четырнадцатилетнему парню, что, несмотря на молодость, он ворвался в литературу стремительно и бурно. И эти, на первый взгляд незначительные письма, соединили двух поэтов – одного начинающего, совсем молодого, а второго опытного, можно сказать, мэтра. Их дружба продолжалась до самой смерти Пастернака.

Однажды Борис Пастернак сказал Андрею, что ему всегда нравилась его манера выражать свои мысли, думать и видеть окружающий мир, но мэтр литературы не ожидал, что Вознесенской будет услышан и признан обществом так скоро. Пастернак был рад, что ему удалось дожить до этого времени – периода признания Вознесенского как поэта.

Можно сказать, Пастернак таким образом благословил молодого Вознесенского на великое литературное будущее. Тем не менее сам же и отговорил парня от поступления в литературный институт. Пастернаку казалось, что юное дарование могут там испортить, и вообще мужчине лучше иметь более серьёзную профессию в жизни, чем поэт. Так в 1952 году Андрей после окончания школы поступил в Московский архитектурный институт. Отучился, как положено, пять лет и в 1957 году получил диплом архитектора.

Жизненные увлечения и хобби

Юлия Николаевна очень любила природу и была заядлым садоводом. В земле она могла копошиться часами, высаживала какие-то новые растения, обустраивала альпийские горки, изучала лечение травами. Могла уйти на полдня в лес и собирать грибы, обожала варить варенье из садовых и лесных ягод.

Любила Вознесенская и кулинарию. На кухне тоже в полной мере проявлялась её творческая натура. Однажды на день рождения сына она приобрела тетерева и изысканно его приготовила. Мальчишки-друзья были в восторге, а сынок Андрюша потом ещё нашёл применение птичьим перьям – приделал их на «рыцарский шлем».

А один раз она ждала гостей, но шёл Великий пост, и ей пришлось целый день колдовать у плиты, чтобы придумать вкусные, роскошные и при этом постные угощения. Когда гости были сыты и довольны, писательница крайне удивила их сообщением о том, что все блюда на столе без мяса и яиц. Но такие кулинарные шедевры Вознесенская творила, только когда у неё было настроение. Сыновья помнят, если маме было некогда, она говорила: «Иди и поищи в холодильнике что-нибудь».

Писательница всегда быстро сходилась с людьми и сразу доверялась им. Но некоторые злоупотребляли таким доверием. Если Вознесенская чувствовала, что её предали, то навсегда вычёркивала этих людей из своего круга общения. К счастью, такие случаи происходили редко.

Как только у Юлии Николаевны появлялись лишние деньги, она тратила их на благотворительность. Когда её книги уже издавались большими тиражами, знакомые упрекали Вознесенскую, что она никак не купит себе дом. А писательница на эти деньги кормила старушек. Собственного жилья у неё так и не было до самой смерти, жила всё время на съёмных квартирах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий