Что такое глагол в русском языке?

Формы глагола как части речи

Формами называются категории, которые имеют фиксированные грамматические признаки, но в то же время применяются в тексте по-разному. Большинство форм делится на два базовых вида: изменяемые и неизменяемые.

Изменяемые формы имеют постоянные и непостоянные признаки и преобразуются в зависимости от контекста предложения. К таким формам относятся:

  • спрягаемая. Это основная форма глагола в русской речи, в предложении она часто исполняет функцию сказуемого;
  • причастие. Обозначает в предложении признак и свойство предмета, то есть выполняет ту же роль, что и прилагательное. Может изменяться по родам, числам и времени.

Неизменяемые формы обладают только постоянными грамматическими признаками.

К ним причисляются:

  • инфинитив. Базовый глагол, с которой лексически связываются все остальные формы. Слово обозначает действие, но оно не привязано к какому-либо лицу;
  • деепричастие. Слово, которое обозначает действие, выступающие как признак другого действия. В предложении выполняет функции схожие с функциями наречия.

Что такое глагол в русском языке

Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.

Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).

Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

  • пишу, пишем, пишете;
  • писал, писа­ла, писали;
  • будет писать.

Настоящее вре­мя выра­жа­ет­ся посред­ством лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов (-ю, ешь, -ет и пр.) и обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в этот момент или как посто­ян­ное свой­ство предмета:

  • маль­чик рисует;
  • сереб­ро плавится;
  • Земля вра­ща­ет­ся.

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

  • кра­сить — кра­сил;
  • ука­зать — ука­зала;
  • соста­вить — соста­вило;
  • решить — решили.

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

  • напи­сать — напишу;
  • опо­ве­стить — оповестим.

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

  • буду готовиться;
  • будешь стараться;
  • будет улы­бать­ся и т. д.

Презентация по предмету «ЕГЭ» на тему: «ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.

2

Глагол – это часть речи, которая обозначаот действие или состояние предмота и отвечаот на вопросы что делати? что сделати? ( думати – подумати, кричати – крикнчуть и т.д. )

3

глагол Совершенного вида Несовершенного вида Что делати?Что сделати? Не указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Не указываот на завершённость действия, на его конец или результат. (кричати – что делати? ) Указываот на завершённость действия, на его конец или результат. (крикнчуть – что сделати?)

4

ГЛАГОЛ Переходные Непереходные В некоторых случаях возможно сочотание переходного глагола с существительным в родительном падеже без предлога. Переходными называют глаголы, которые сочотаются Или могут сочотатися с существительным или местоимением в винительном Падеже без предлога (беру книгу, беру её). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмот. Непереходными называются глаголы, чьё действие Не переходит прямо на предмот. Поэтому при таких глаголах нельзя употреблять имя существительное или местоимение в винительном падеже ( идти, ехати, гулять и т.д.)

5

Возвратные глаголы – это глаголы с суффиксом –ся (-сь). Суффикс –ся бываот после согласных (учиться, задумался и т.д.), суффикс –сь – после гласных (учусь, удивилась и т.д.)

6

Наклонение глаголов изъявительное Обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле (ремонтировал, ремонтирую, буду ремонтировати). условное Обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях (я сделал бы, ты бы приехал, он бы к нам приехал и т.д.) повелительное Выражают побуждение к действию, приказ, просьбу (учи правила!, учите правила, учитесь лучше и т.д.) В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (делаю), прошедшее ( делал) и будущее сложное (буду делати), а глаголы совершенного вида – два времени – прошедшее (сделал) и будущее простое (сделаю) Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (делал – делали), а в ед. числе – по родам (делал – делала – делаю) Условное наклонение глагола образуотся От основы н.ф. глагола при помощи –л- и частицы бы (б). Эта частица пишотся отдельно, она можот находиться После гл., перед ним, можот быть отделена от глагола другими словами (я приехал бы, ты бы приехал и т.д.) Глаголы в условном наклонении Изменяются по числам и В ед. числе – по родам. Глаголы в повелительном наклонении Употребляются обычно в форме 2-го лица. Иногда к гл. повелительного наклонения прибавляотся Частица – ка, пишущаяся через дефис. Эта частица несколдько смягчаот приказ (дайте-ка, возьми-ка и т.д.) Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

7

Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от личных окончаний глаголов (т.е. окончаний, которые глаголы принимают в разных лицах и числах) все глаголы 1-го и 2-го спряжения.

8

Спряжение глаголов определяотся по неопределённой форме. Ко 2-му спряжению относятся: Глаголы на –ить (кроме брить, стелить); 7 глаголов на –есть (смотресть, видесть, ненавидесть, терпесть, обидесть, вертесть, зависесть); 4 глагола на –ати( гнати, держати, слышати, дышати)

9

К 1-му спряжению относятся: Глаголы брить, стелить. Все глаголы на –есть (кроме 7 исключений) Все глаголы на –ати (кроме 4 исключений) Все остальные глаголы на –хоть, — чуть, -ть и т.д.

10

Личные окончания глаголов лицо 1-е спряжение 2-е спряжение Ед.число Мн.число Ед.число Мн.число 1-е 2-е 3-е -у (-ю) -ешь-от-ем-оте -ут (-ют) -у (-ю) -ишь-ит-им-ите -ат (-ят)

11

Особенности спряжения некоторых глаголов: От глагола победить 1-е лицо ед.числа не образуотся. 1-е и 2-е лицо ед. и мн. Числа настоящего времени не употребляотся. Глаголы хотесть, бежати, брезжить называют разноспрягаемыми, т.к. некоторые из их форм относятся к 1-му спр., а другие – ко 2-му: Хочешь Хочот Хотим Хотите Хотят 1-е спр. 2-е спр.

12

Безличные глаголы — это глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмота). Такие глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека (Вечереот. Меня знобит). В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, при которых не можот быть подлежащего. В предложении глагол чаще всего являотся сказуемым. В редких случаях н.ф. глагола являотся другим членом предложения.

Что такое глагол

Глагол – это часть речи, которая в первую очередь обозначает действие, совершенное кем-то или чем-то, а также над кем-то или над чем-то. Также это процесс, отношение и состояние любых одушевленных лиц, предметов или явлений.

По частоте употребления в нашей речи глагол занимает почетное второе место после существительного. Распознать его очень просто.

Он отвечает всего на два вопроса – «Что делать?» и «Что сделать?», а также их различные формы.

Например:

(что делает?) парус одинокий. (М.Лермонтов)Итак, она (что делала?) Татьяной. (А.Пушкин) (что делаю?) грозу в начале мая. (Ф.Тютчев)Все теперь (что сделано?) без возврата. (С.Есенин)

Как уже было сказано, глаголы обозначают:

  1. Действие – мыть, стелить, бежать;
  2. Процесс – объяснять, изучать, готовить;
  3. Состояние – любить, болеть, грустить;
  4. Отношение – нравиться, интересовать, предпочитать.

Глагол относится к так называемым самостоятельным частям речи. Это те, которые могут существовать сами по себе. К ним же относятся существительные, прилагательные, местоимения, наречия и причастия.

А вот предлоги, союзы и частицы – это зависимые части речи, потому что сами по себе они не имеют смысл и употребляются только вместе с другими словами.

§2. Виды глагола

Вид – это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ – для глаголов совершенного вида, 
  • НСВ – для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? — отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов – это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать. От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например: 

есть    → поесть, доесть, переесть, жить    → пожить, дожить, пережить, любить  → полюбить, прыгать → прыгнуть, кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать, сбить      → сбивать, решить     → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать – сделать, писать – написать,

прыгать – прыгнуть, расписывать — расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс – результат, многократное – однократное действие. Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать          (НСВ)
  • дописать      (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать  (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать         (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать        (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени,например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть, называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы: будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению.  Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.  

Внимание:

В русском языке есть  двувидовые глаголы. Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).Преступников казнили целый месяц (НСВ).Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся: 

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) – выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой). Учить (НСВ) – научить (СВ)  кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

Как определить вид глагола

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

Примеры
летать, рису­ет, выбирали

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

Примеры
вер­нуть­ся, напи­шет, пришли

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Синонимичность

Глаголы-синонимы имеют одно значение, но отличаются эмоциональной и стилистической окраской. К примеру, слово «упасть» нейтрально по стилю, слово «шмякнуться» или «грохнуться» относится к разговорному стилю (просторечному), «низвергнуться» или»рухнуть» – к высокому, художественному стилю.

Синонимы показывают, какую роль выполняет глагол в нашей речи. Выбор уместного варианта зависит от ситуации и очень важен, потому что неверно сказанное слово не только искажает мысль и затрудняет понимание, но и ставит человека в смешное положение. Уличный сленг нелеп в научной статье, высокопарные глаголы несуразны житейском разговоре, научные слова лишние в легком художественном произведении.

Времена в английском языке: группа Simple

Simple (Простое)

Present (Настоящее)

Past (прошедшее)

Future (будущее)

+ V1 V2 will + V1
do / does + not + V1 did + not + V1 will + not + V1
? Do / Does … V1? Did … V1? Will … V1?

Present Simple

Present Simple или простое настоящее время, пожалуй, является самым используемым. Употребление этого английского времени необходимо для выражения регулярно-повторяющихся действий, привычек, расписаний и фактов.

Как вы могли заметить по таблице выше, образуется время настоящее с помощью глагола в начальной форме, то есть в форме, в которой слово указано в словаре. Однако эта форма может немного видоизменяться в зависимости от лица и числа. Так, если действие выполняется третьим лицом в единственном числе, у глаголов появляется окончание -s (-es):

Pronouns /

Местоимения

to be в настоящем времени
I

We

You

They

V1
He

She

It

V1 + -s (-es)

Примеры:

I run in the morning, and she runs in the evening Я бегаю по утрам, а она бегает вечером.
You like red but she likes purple. Тебе нравится красный, а ей нравится фиолетовый.

Для образования отрицательных и вопросительных предложений используется вспомогательный глагол do. Если он употребляется с третьими лицами в единственном числе, то этот глагол превращается в does, потому что он забирает окончание -s (-es) у смыслового глагола.

Примеры:

 

They do not (don’t) orient themselves in space. Они не ориентируются в пространстве.
He does not (doesn’t) understand me. Он не понимает меня.
The device doesn’t work. Устройство не работает.
Do you think he will manage it? Вы думаете, он разберется с этим?
Does she play the piano? Играет ли она на пианино?
Does Jack like travelling? Джек любит путешествовать?

Как видите, никаких сложных грамматических правил у этого времени нет.

Past Simple

Past Simple или простое прошедшее время в английском языке используется для выражения тех же простых повторяющихся действий, но только в прошлом. Для его образования используется глагол во второй форме. Он бывает двух видов. Если глагол правильный, то к нему достаточно добавить окончание –ed. Если же он неправильный, то вторую форму нужно просто заучить, потому как у каждого неправильного глагола она своя. Сравните:

Вид глагола Начальная форма глагола Глагол в прошедшем времени
Правильный pretend (притворяться) pretended (притворялся)
Неправильный swim (плавать) swam (плавал)

В этом случае лицо, выполняющее действие, никак на глагол не влияет, то есть для всех лиц форма глагола одна. Рассмотрим использование этого времени с помощью примеров:

I went there because I was bored. Я пошел туда, потому что мне было скучно.
He played tennis yesterday morning. Вчера утром он играл в теннис.
She continued working when her child went to school. Она продолжила работать, когда ее ребенок пошел в школу.

Для образования отрицательных и вопросительных предложений в этом случае употребляется вспомогательный глагол did. Он забирает на себя функцию определителя прошедшего времени, поэтому смысловой глагол возвращается в начальную форму:

 

She did not (didn’t) even ask me. Она даже не спросила меня.
They didn’t know the simplest truths. Они не знали простейших истин.
I didn’t try to hide. Я не пытался спрятаться.
Did you really want me to stay? Ты действительно хотел, чтобы я остался?
Did she guess what had happened? Она догадалась, что случилось?
Did he call you last week? Он звонил тебе на прошлой неделе?

Future Simple

Future Simple или простое будущее время в английском используется для выражения простых действий, которые произойдут в будущем. Оно имеет вспомогательный глагол will во всех трех формах предложения:

 

+

She will help you. Она поможет тебе.
I will explain you how to do this. Я объясню вам, как это сделать.
They will share their main ideas. Они поделятся своими основными идеями.
 

You will not (won’t) remember anything. Вы ничего не будете помнить.
She won’t be available because she’ll turn off her phone. Она не будет доступна, потому что выключит свой телефон.
They won’t sign the documents. Они не подпишут документы.
Will you be with me? Ты будешь со мной?
Will they like the description of the product? Понравится ли им описание продукта?
Will he lie or not? Он солжет или нет?

Переходная и непереходная форма глагола: как определить переходность глагола?


Переходная и непереходная форма глагола

Некоторые вариации русских глаголов распространенного вида подразумевают дополнение прямого вида. Глаголы бывают переходными и непереходными. О чем же здесь речь, что это за формы? Как определить переходность глагола?

  • Имеет место в предложениях прямое дополнение.
  • С его помощью глагол может взаимодействовать с существительными, не требуя предлога и т.д.
  • Также может обозначаться объект действия.

Пример:

  • Пойти на концерт
  • Есть доширак (прямое дополнение)
  • Расти как на дрожжах
  • Стоять под окном (непрямое дополнение)

Непереходные глаголы можно идентифицировать по значению и способам того, как можно ими оперировать.

Переходные глаголы подразумевают активность либо его влияние. Оно касается предметов и лиц. Аспект можно рассматривать как некий переход. Форма в данном случае беспредложная. Возможно существительное в винительном падеже.

Если есть отрицательная форма глагола, то падеж всегда родительный, как и тогда, когда речь идет о какой-то детали объекта: приглашать (кого?), испытывать (кого, что?) и т.д.

О чем еще говорят данные языковые условия?

  • Происхождение чего-либо: написать стихотворение, вырубить лес.
  • Восприятие каких-то аспектов: страдать от голода и холода, слышать скрипы и стоны, ощущать тепло.
  • Влияние на объект, которое в корне не меняет его: благодарить братьев, гладить собаку, приветствовать сослуживцев.
  • Отношение к человеку или любому живому и неживому существу: обожать кофе, ненавидеть соседа.

Имеются и те части речи, которые обозначают чьи-то поступки, однако действие не распространяется на прямой объект и в нем не нуждается. Такие глаголы не взаимодействуют с существительными в винительном падеже: возлегать на кушетке, обедать с сестрой, радоваться новому дню, преподавать в ВУЗе, удобно устроиться в микроавтобусе.

Нередко речь идет о лексическом сочетании, отображающем:

  • Состояние эмоций и психики, место расположении в пространстве и прочее: притулиться, хандрить, расстроиться.
  • Движение и существование: быть, казаться, являться.
  • Склонности и опыт: учительствовать, бедствовать, попрошайничать.

Признаки переходности глагола:

  1. Управляет существительными и местоимениями в падежах родительном и винительном без наличия предлога: исследовать машину, не принимать спиртное.
  2. Непереходным глаголам нужен предлог: «перескочить» из автобуса в такси, подраться из-за девушки.
  3. Возвратные глаголы почти всегда лишены переходного свойства: дом строится, люди влюбляются, ученики готовятся.

Далее еще больше правил и примеров.

История создания глаголицы

Создание славянской азбуки глаголица длилось не один день. Ведь такую сложную и систему с глубоким смыслом невозможно сформулировать быстро. Поэтому мы можем полагать, что к ее созданию приложил руку не один человек, а целый народ. А впоследствии кто-то уже записал ее и ввел в обиход. Глаголица, происхождение которой не совсем очевидно, остается самой обсуждаемой азбукой.

Самый первый вопрос, который будет нас интересовать: а кто же создал глаголицу? Оказывается, что глаголица обязана своим происхождением просветителю святому Кириллу (Константину) Философу. Ему было необходимо каким-то образом записывать богослужебные тексты. Из этих текстов складывались в дальнейшем и книги. То есть развитию письменности у древних славян дало толчок развитие религии.

Но и тут существует расхождение во взглядах ученых-специалистов. Если верить предположению о естественном происхождении, то Кирилл взял за основу какую-то другую азбуку или даже несколько, модифицировал ее ил консолидировал их. Таким образом и была создана глаголица. Вторая версия – искусственного происхождения гласит о том, что алфавит глаголица был результатом творчества просветителя славян, то есть без опоры на существовавшие ранее системы письма.

Однако не все так легко, как может показаться на первый взгляд. Некоторые исследователи считают, что еще до Кирилла епископ Ульфила приложил руку к введению глаголицы в обиход древних гетов. Но закономерно возникает вопрос, который до сих пор неясен: епископ сам создал систему письма или модифицировал существовавшие руны гетов?

Гораздо сложнее ответить на вопрос, когда появилась глаголица. Имеются данные, что одна их самых древних записей на глаголице относится к 893 году. Но это не дает нам исчерпывающего ответа. Есть предположения о том, что древнейшая система письма у славян глаголица появилась еще в четвертом веке новой эры. Местом ее «рождения» считают Балканы, а точнее – побережье Адриатического моря.

Пользовались этой азбукой древние славяне (преимущественно западные и южные). Но у западных народов глаголица просуществовала не так долго, на смену ей пришла латынь. Другие же славянские группы перешли на кириллицу.

Причиной споров вокруг происхождения глаголицы стало то, что сохранилось очень мало памятников письменности. Поэтому многие факты сегодня остаются на уровне версий и гипотез. Таким образом, история глаголицы для нас пока окутана множеством загадок и тайн.

Основа глаголицы

Это еще один повод для многочисленных споров и дискуссий. Некоторые ученые говорят, что глаголица берет начало от сирийской письменности, некоторые – от греческой. В пользу первой гипотезы свидетельствует лишь внешнее сходство символов, при этом фонетическая близость их очень сомнительна. За вторую версию фактов больше: это и порядок расположения знаков, и диаграфы, и названия для каждой буквы-символа.

Славянская глаголица – алфавит

А сколько букв в глаголице? Всего их тридцать шесть (по некоторым данным 38). И у каждой из них есть свое числовое значение: первые девять букв – это счет от 1 до 9, вторые девять – от 10 до 90 (с шагом в десятки), третьи девять – от 100 до 900 (с шагом в сотни) и так далее.

Очень интересно и необычно для нас выглядят буквы глаголицы. Дело в том, что они существенно отличаются от нашего современного алфавита своим изобилием закгругленностей, окружностей. Наши буквы более строги и линейны.

Мы знаем, что глаголица – это алфавит, буквы которого отличаются искусностью начертания и витиеватостью форм. На основе этого было предложено следующее подразделение по видам:

  • Не вполне округлая глаголица (ее мы можем увидеть в «Киевских листках»).
  • Округлая (она встречается в памятниках письменности одиннадцатого века).
  • Переходная (на ней написаны древние хорватские письмена).
  • Угловатая (также хорватские памятники письменности, но относящиеся к тринадцатому веку и позже).

Глаголица: алфавит, значение букв

Действительно, почти все символы глаголицы – это поистине глубокий смысл. Мы попытаемся раскрыть значение некоторых букв, у остальных оно понятно и так.

  1. Аз – «я от имени всевидящего».

Буки – «буквы».
Веди – «знать, ведать».
Глаголи – «рассказывать».
Добро.
Есть.
Живете.
Зело – «жить крепко, богато».
Земля – «планета».
Иже – «также».
Како – «подобный, похожий».

Люди.
Мыслете.
Наш.
Он – «общий, целостный, единый».
Покой.
Рцы – «произносить».
Слово.
Твердо
Ик.
Ук – «укрепить».
Ферт – «семя жизни, энергия».
Хер – «сакральная чакра».

От – «оттуда».
Пе.
Цы – «энергия».
Червь – «чрево, живот».
Ша – «щит».
Шта – «чтобы».
Ер – «разделение».
Еры – «нечто сильное, тяжелое».
Ерь – «нечто слабое, легкое».
Ять – «постичь, иметь».
Ёж.
Ю.
Юс.
Фита – «уметь, быть способным».

Морфологический разбор глагола

План разбора

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму (инфинитив)
  3. Указать постоянные признаки
  4. Указать непостоянные признаки
  5. Указать синтаксическую роль

Образцы разбора

Три дня сеял мелкий дождик-моросей.

Сеял – глагол

  1. Дождик (что делал?) сеял. Н.ф. – сеять
  2. Пост.признаки: несов.в., перех., невозвратн., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., прош.вр., ед.ч., муж.р.
  3. Что делал? сеял – простое глагольное сказуемое

И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгутся безумной жаждой свободы света.

Вспыхнут – глагол

  1. Капли (что сделают?) вспыхнут. Н.ф. – вспыхнуть
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., невозврат., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., будущ.время, 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? вспыхнут – простое глагольное сказуемое

Зажгутся – глагол

  1. Много сердец (что сделают?) зажгутся. Н.ф. – зажечься
  2. Пост.признаки: сов.в., неперех., возврат., 1 спр. непост.признаки в изъявит.накл., будущ.вр., 3 л, мн.ч.
  3. Что сделают? зажгутся– простое глагольное сказуемое

Смотри также:

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное 
  • Имя числительное 
  • Деепричастие
  • Причастие
  • Наречие
  • Местоимение

Тайна неопределённой формы

Со школы каждый из нас помнит, что начальной (или неопределённой) формой глагола является инфинитив, который отвечает на вопросы что делать или что сделать. Однако учителя редко рассказывают, что скорее всего изначально инфинитив был не глагольной, а именной формой.

В праславянском (предке всех славянских языков) инфинитив был застывшей формой дательного и винительного падежей. Следы такого необычного происхождения сохранились в некоторых современных омонимах. Например, топить печь – печь блины или течь в долину – закрывать течь в потолке, где два одинаковых слова выступают то в роли существительного, то в роли глагола. Однако стоит помнить, что это лишь одна из научных версий происхождения неопределённой формы.

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

  • определяется начальная форма (инфинитив);
  • находится спряжение;
  • устанавливается вид;
  • определяется время;
  • устанавливается лицо и число;
  • находится роль в синтаксисе предложения.

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарь стучит:

  • начальная форма — стучать;
  • спряжение второе, поскольку постфикс -ит под ударением;
  • стучит — процесс не ограниченный пределами, поэтому вид несовершенный;
  • действие происходит в настоящем времени, окончание -ит;
  • по окончанию и возможному местоимению ясно, что глагол 3-го лица и единственного числа;
  • в предложении стучит является сказуемом подлежащего слесарь.

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Оцени-ка страничку!

Многозначность глагола

Значение и употребление в речи некоторых глаголов заставляет задуматься даже носителей русского языка, что уж говорить об иностранцах, которые порой не в состоянии понять смысл, казалось бы, очевидного предложения. Все дело в многозначности глаголов. Например, у слова «ломать» пять словарных значений, у слова «стоять» – девять, а у слова «брать» – двенадцать. Язык постоянно развивается, аккумулируя удачные слова и значения. Из первичного значения слова появляются вторичные и крепко входят в речь, делая ее цветастой и образной.

Например, можно пилить ветки, а можно – мужа; упасть в лужу или в чужих глазах; хлопать в ладоши или дверью; собрать доказательства или урожай; бить копытом или баклуши; держать яблоко, экзамен или слово; сойти с поезда или с ума; попасть в рай или на деньги; родить ребенка или мысли; порой убегает собака, а порой – молоко или время.

Третий десяток

Начнем третий десяток с глагола — turn — повернуть, вращать, переворачивать, превращать, сворачивать, вообщем все, где можно вращать. 

Если добавить предлоги on и off, то мы получим новые слова — turn on — включить и — turn off — выключить. 

Мы можем сказать turn on the fan — включить вентилятор или turn off the fan — выключи вентилятор.а

С этим глаголом вы будете хорошо выглядеть — look — выглядеть, смотреть, глядеть, посмотреть, следить. 

Например вы скажите You look fantastic! — Ты выглядишь фантастически! 

Глагол write поможет вам писать сообщения, смс и посты в фейсбуке.

И-и-и у нас опять есть для вас фразовый глагол write down — записать.

Например, Write down your phone number for me, please. — Запиши мне свой номер телефона, пожалуйста.

Если захотите попросить чашечку чая или кофе за границей, вам пригодится глагол — make — делать, создавать, готовить. Например, Could you make a cup of tea for me please? — Мог бы ты для меня сделать чашечку чая?

Глагол know — знать, нужно знать и вообщем-то все. 

Вот такой вот вам пример, Do you know the top fifty necessary verbs for beginners? — Знаете ли вы топ пятьдесят необходимых глаголов для начинающих? Ну вы то их теперь знаете и с друзьями можете поделиться.

Вот вам сразу два глагола, потому что они дополняют друг друга — stand —встать и — sit — сесть. 

Используются для таких вежливых обращений как Sit down, please —Садитесь, пожалуйста и stand up, please — встаньте, пожалуйста.

Самый замечательный глагол love — любить.

Конечно, же, пример простой I love you — Я люблю тебя запомните и говорите как можно чаще!

Надеюсь сейчас вы меня расслышали, потому что следующий глагол hear — слышать. 

По телефону, если у нас плохая связь, мы можем спросить Can you hear me? —Ты меня слышишь?

Последний глагол из третьего десятка — decide —решать, решаться, принимать решение. 

Наприер, What did you decide? — Что ты решил?

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

Лицо

Единственное число

Множественное число

I спряжение

II спряжение

I спряжение

II спряжение

1 лицо

Я читаю

Я помню

Мы читаем

Мы помним

2 лицо

Ты читаешь

Ты помнишь

Вы читаете

Вы помните

3 лицо

Он читает

Он помнит

Они читают

Они помнят

Спряжение глагола определяется по:

личным окончаниям глаголов, если эти окончания ударные:

гласные е, у (ю) – у глаголов I спряжения;

гласные и, а (я) – у глаголов II спряжения;

суффиксу в инфинитиве, если окончания безударные.

Ко II спряжению относятся глаголы с суффиксом -и(ть) (кроме глаголов брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также 11 глаголов с суффиксами -е(ть) и -а(ть): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть (и производные от них).

Остальные глаголы относятся к I спряжению: это четыре глагола на -ить (брить, стелить, зыбиться, зиждиться), а также глаголы с другими глагольными суффиксами (падать, командовать, подвинуть) или без специальных глагольных суффиксов (бить, мыть).

Разноспрягаемые глаголы — это небольшая группа глаголов, которые частично спрягаются по первому, а частично — по второму спряжению: хотеть, бежать, брезжить, а также производные от них (захотеть, забрезжить и т.д.).

Лицо

Единственное число

Множественное число

Хотеть

Бежать

Хотеть

Бежать

1 лицо

Хочу

Бегу

Хотим

Бежим

2 лицо

Хочешь

Бежишь

Хотите

Бежите

3 лицо

Хочет

Бежит

Хотят

Бегут

Кроме того, особые личные формы имеют глаголы «есть», «дать» и производные от них («я поем», «я подам» и т.п.).

Безличные глаголы

Среди глаголов выделяется группа безличных глаголов, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

  1. в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени, например: светает, рассветает, рассветет; знобит; смеркается;
  2. в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело; знобило;смеркалось.

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и быть не может) подлежащего, например: Буран, угомонился. Лишь слегка вьюжило; Мне нездоровится что-то; Не спится, няня.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы, например: Зажгло грозою дерево; Пахнет сеном над лугами

Как определить глагол настоящего времени?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, что гла­гол име­ет фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни, пред­ла­га­ем вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. в пред­ло­же­нии оты­щем гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее дей­ствие или состо­я­ние предмета);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.
  3. опре­де­лим, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие в момент речи, сейчас;
  4. посмот­рим на лич­ное окон­ча­ние (-у/-ю, -ешь/-ишь, -ет-/ит и т. д.);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждения

Слово «бушу­ет» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

непо­го­да что дела­ет? бушу­ет.

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в этот момент речи о нём. Слово име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет. Значит, это гла­гол в фор­ме насто­я­ще­го времени.

Пятый десяток

И вот мы подобрались к топ десять и топ пятьдесят, а первый в этом списке глагол understand — понимать. Есть классная фраза Is that understood!? — Уяснили!?, вопрос этот задают утвердительно, давая понять что это конец разговора.

Двигаемся дальше и учимся get — получать, удовольствие от английского. 

Глагол имеет очень много значений, в зависимости от того, что поставить рядом. Вот несколько из них — Get up — вставать, Get down — лечь, расстраивать,  Get away — сбегать, Get over — справиться, Get along with — ладить с кем-то. Вот так!

Этот глагол рассказывает о наших желаниях — want — хотеть. Прям как в одной очень известной песне I want to break free — я хочу освободиться.

С помощью этого глагола можно рассказать о предпочтениях, like —  любить, нравится. Do you like my new dress? — Тебе нравится моё новое платье?

Далее еще один важный глагол see — видеть.

Если вы от природы плохо видите или не можете что-то разглядеть, то вам необходимо сказать I see nothing — Я ничего не вижу.

Вы же помните, что можно идти с помощью walk, а направляться пешком еще можно с помощью глагола go — идти.

Часто можно услышать призыв Let’s go! — Пошли!

Еще одна парочка, do — делать и can — мочь. 

Мы уже много рассказывали про эти глаголы и у нас есть целые видео посвященные им, поэтому мы не будем долго на них задерживаться, а просто оставим ссылку для вас, чтоб посмотреть.

На втором месте у нас глагол have — иметь. Глагол супер важный, ведь с его помощью строится множество предложений. 

Например, I have a lot of money. I have a car. I have cucumbers. 

Да что угодно, чем хотите владеть, тем и владейте. 

И на первом месте глагол — be — быть. Be yourself — будь собой!

Это самый первый глагол, который проходят начинающие. Конечно, глагол  to be имеет разные формы в разных временах это am, is, are, will be, was, were, и он служит связкой между членами  предложения, когда нет действия.

See you later. Bye!

EnglishDom #вдоновляемвыучить

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий