Выборы и референдум

Содержание

Отличие референдума от выборов. Чем отличается референдум от выборов

Наука
/ Обществознание

Граждане конкретной страны наделены различными правами и свободами. Одной из самых важных свобод считается волеизъявление. В зависимости от ситуации, она может выражаться различными способами, включая выборы и референдум. Обычно эти понятия трактуются как синонимы. С юридической же точки зрения, референдум существенно отличается от выборов.

Первый референдум, если верить историческим источникам, был проведен в 1439 году в Швейцарии. В российской истории также были примеры подобных явлений – народные вече в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах. В Древней Руси многие общественно важные вопросы решались обсуждением наиболее почтенных граждан. Разумеется, после утверждения государственных органов, подобные мероприятия были упразднены. Вплоть до революции 1917 года в нашей стране сохранялся монархический строй, не подразумевавший демократических свобод. Однако затем появилось право на проведение всенародного опроса по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик, закрепленное в конституции СССР от 1936 года. Можно сказать, что Президиум Верховного Совета утвердил право на первые референдумы в российской истории. Однако, несмотря на юридически предоставленную возможность, в советский период референдумы практически не проводились. На современном этапе в основном законе РФ закреплено право народа на свободные выборы и проведение референдумов. В части второй ст.32 обе формы непосредственной демократии определены как взаимосвязанные, равноценные и дополняющие друг друга. Законом не установлен приоритет той или иной формы.

Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции, а также для ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий их выполнения.

Выборы проводятся в целях избрания представителей органов государственной и муниципальной власти, в то время как на референдуме принимаются решения правового характера.

Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии. Процесс представляет собой всенародное голосование граждан в сходных условиях.

Выводы:

  1. Референдум и свободные выборы – две формы демократии, выражаемые в идентичных процедурах всенародного голосования.
  2. Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции.
  3. Выборы и референдум проводятся в разных целях.
  4. Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии.

Выборы и референдум. Что такое выборы и референдум?

Согласно Конституции от 1993 года Российская Федерация является демократической страной, в которой народ выражает свою волю непосредственно. Формой такого выражения служат выборы и референдум.

Процесс проведения выборов и референдума составляет избирательную систему России. Возможность участия в них является правом каждого гражданина, которое гарантировано Конституцией страны. При этом, любому гражданину присуще как активное избирательное право (право избирать), так и пассивное (быть избранным).

Принципы российской избирательной системы

Российская избирательная система построена на определенных принципах:

  1. Всеобщность избирательного права. Заключается в том, что каждый гражданин РФ имеет право участвовать в выборах и референдумах и быть избранным в органы государственной власти. Ограничение касается только граждан, не достигших 18-летнего возраста (для активного избирательного права) и 21-летнего возраста (для пассивного избирательного права). Кроме того, избирательным правом не обладают ограниченно дееспособные или полностью недееспособные граждане, признанные таковыми по суду; а также лица, находящиеся в местах лишения свободы. Осуществление данного принципа достигается законодательным закреплением порядка формирования избирательного списка; досрочным голосованием граждан, которые не смогут в день проведения выборов или референдума присутствовать по месту жительства; организации проведения голосования лицами, которые по состоянию своего здоровья (инвалиды) не могут прибыть на избирательные участки. В России действует уголовно-правовая защита избирательных прав граждан. К ответственности в судебном порядке привлекаются лица, которые воспрепятствовали выражению избирательной воли благонадежных граждан страны с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа.
  2. Равное избирательное право для всех граждан. Это означает, что каждый избиратель имеет право одного голоса на проводимых выборах или референдуме. Равенство обеспечивается занесением фамилии и инициалов избирателя только в список по месту постоянного жительства на основании предоставленного паспорта гражданина РФ, выдачей на руки одного бюллетеня под личную роспись лица.
  3. Проведение прямых выборов. Это означает, что депутаты избираются гражданами страны лично.
  4. Тайное голосование. Результат своего выражения воли гражданин скрывает от «посторонних глаз», располагаясь единолично в закрытом помещении. Сделанный выбор остается неизвестен другим лицам.

Выборы: понятие и классификация

Федеральный закон от 12 июня 2002 года прописывает гарантии избирательных прав граждан, включая право участвовать в референдуме.

Нормативно правовой акт трактует выборы как способ прямого волеизъявления только граждан государства по вопросам избрания государственных органов федерального, регионального и местного уровней власти, а также наделения их правами и обязанностями.

По уровню власти

В зависимости от уровня власти формируемых органов, выделяют:

  • выборы федерального уровня – Президента РФ и депутатов Государственной Думы;
  • выборы регионального уровня – Губернатора и законодательных органов субъекта РФ;
  • выборы местного уровня – мэры городов и депутаты городской Думы.

По сроку проведения выборов

По срокам проведения выборов различают:

  • очередные выборы, срок проведения которых определен Конституцией РФ (в ней указаны сроки полномочий выборных органов и должностных лиц, по окончании которых назначаются новые выборы);
  • досрочные и дополнительные выборы, проведение которых связано со сложением своих полномочий депутатами ранее предусмотренного Основным законом страны срока;
  • повторные выборы, которые состоятся при признании ранее проведенных выборов незаконными (с нарушением требований проведения выборов);
  • совмещенные выборы, когда в один день осуществляется избрание депутатов или должностных лиц разного уровня власти.

По законному основанию

По своему законному основанию выделяют:

  • императивные выборы, которые являются единственным основанием наделения правами и обязанностями выбираемых должностных лиц и органов государственной власти;
  • альтернативные выборы, которые являются одним из способов формирования государственных органов (например, члены Счетной Палаты могут быть назначены путем избрания народом и путем назначения из списочного состава).

Без переписи паспортных данных

Обычная процедура голосования предусматривает ручное переписывание данных из паспорта при получении бюллетеня. Сейчас этого не будет.

«Если на выборах эта система подтверждения и получения бюллетеня гражданином состоит из двух ключей — то есть гражданин расписывается за полученный бюллетень и он показывает паспорт члену комиссии, который переписывает оттуда его актуальные сведения. Теперь ЦИК фактически решил, что в эти списки заранее будут впечатаны паспортные данные. Это плохо, потому что у недобросовестных членов комиссии появляется соблазн и возможность просто поставив какую-то закорючку, подпись, получить за гражданина бюллетень, не удосужившись списыванием его актуальных паспортных данных. То есть остался один ключ».

Основные различия

На референдуме решаются важные для общества вопросы, затрагивающие интересы всех слоёв населения. А с помощью выборов формируются законодательные и исполнительные органы власти.

Выборы отличаются от референдума сроком действия полномочий: как только он истекает, необходимо проводить новое голосование. Решение, принятое на референдуме, действует бессрочно.

Обычно выборы проводятся регулярно, раз в 3−5 лет, а референдум организуется по мере возникновения вопросов, требующих согласия народа.

Разница между этими двумя формами участия граждан в жизни страны довольно значительная, хотя обе они и проводятся с помощью тайного голосования. Недопустимо заменять один процесс другим, так как, с точки зрения законности, это абсолютно разные понятия.

В чем сходство и различие между референдумом и плебисцитом. Глав. Референдум и плебисцит — понятия

В мировой государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково.

Поэтому надо сказать, что понятие плебисцит и референдум не вполне равнозначные и не всегда синонимичные.

Понятие референдума:

Реферемндум (от лат.referendum— то, что должно быть сообщено)— механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.

Референдум— важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум— это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Понятие плебисцита:

«Плебисцит лат. plebiscitum, от plebs — простой народ и scitum — решение), постановление)- в Древнем Риме постановление, принимаемое собранием плебеев. Один из видов народного голосования. В международных отношениях применяется при опросе населения территории о ее принадлежности к тому или иному государству. В формально-юридическом смысле то же, что референдум. Крюковских А.К. Словарь исторических терминов. М.: «Юристъ»-1998 г.

Референдум отличается от прямых выборов тем, что …

1) на референдуме участие добровольное, на выборах — обязательное

2) на выборах участвуют лица, достигшие совершеннолетия, а в референдумах — лица, достигшие 16 лет

3) при выборах голосование производится за кандидата, а при референдуме — за какую-либо проблему

4) выборы назначаются Президентом РФ, а референдум — Парламентом РФ

258. Могут ли вноситься в Конституцию Российской Федерации изменения…

1) Могут

2) Могут только в девятую главу Конституции РФ

3) Могут только в первую главу Конституции РФ

4) Могут только во вторую главу Конституции РФ

Предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ НЕ вправе вносить …

1) Государственная Дума РФ

2) законодательные органы субъектов Федерации

3) Совет Федерации РФ

4) политические партии

260. Какая разница между Федеральным конституционным законом и Федеральным законом…

1) Первый издается по конституционным вопросам, второй — по другим вопросам

2) Первый принимается органами РФ, второй — органами субъектов Федерации РФ

3) Первый принимается Советом Федерации РФ, второй — Государственной Думой РФ

4) Первый подписывается Президентом РФ, второй – председателем Правительства РФ

261. Требуется ли согласие Правительства РФ на внесение законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе РФ…

1) Не требуется ни в каких случаях

2) Это зависит от Государственной Думы РФ

3) Да, если проект закона предусматривает расходы из Федерального бюджета

4) Не требуется в случае отсутствия дефицита бюджета

Закон РФ считается опубликованным с момента …

1) опубликования закона в газетах или журналах

2) принятия закона Парламентом РФ

3) опубликования закона в официальных изданиях

4) подписания закона Президентом РФ

Органы государства называются органами государственной власти потому, что они…

1) обеспечиваются государством

2) создаются государством

3) наделены государственной властью или полномочиями

4) находятся над обществом

Органами специальной компетенции являются…

1) Администрации городов

2) Правительство РФ

3) Министерства РФ

4) Правительства Республик — Субъектов РФ

Дискреционная власть — это …

1) неограниченная власть

2) судебная власть государства

3) предоставление государственному органу полномочий действовать по своему усмотрению в рамках закона

4) власть, ограниченная главой государства

Разделение властей необходимо для …

1) торжества равенства перед законом и судом

2) торжества справедливости в применении правовых норм

3) исключения возможности установления авторитаризма и диктаторского режима в обществе

4) сдерживания действий общественных объединений

Президентом Российской Федерации может быть избран …

1) любой гражданин РФ

2) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

3) гражданин РФ не моложе 30 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет

4) гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 20 лет

268. Кто исполняет обязанности Президента РФ в случае, когда Президент не в состоянии исполнять свои обязанности…

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Председатель Правительства РФ

3) Министр юстиции РФ

4) Председатель Совета Федерации РФ

269. Какая форма деятельности Парламента РФ является его монополией…

1) Назначение выборов Государственной Думы

2) Назначение министров РФ

3) Назначение Председателя Конституционного Суда РФ

4) Принятие Законов РФ

270. Может ли депутат Государственной Думы РФ быть одновременно депутатом другого выборного представительного органа РФ…

1) Может быть депутатом органа местного самоуправления

2) Может быть депутатом районного собрания

3) Не может

4) Может быть депутатом Городского собрания

К ведению Совета Федерации РФ не относится …

1) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ

2) назначение на должность половины состава аудиторов Счетной палаты

3) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

4) утверждение изменения границ между субъектами РФ

Государственная Дума РФ формируется …

1) только путем выборов по партийным спискам

2) путем выборов, проводимых в субъектах Федерации

3) путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании

4) только путем выборов по одномандатным округам

273. В состав Совета Федерации РФ входит…

1) 300 2) 178 3) 152 4) 200

274. Принадлежит ли право законодательной инициативы в Государственной Думе РФ Субъектам РФ…

1) Такое право принадлежит только Правительствам Субъектов РФ

2) Такое право принадлежит только Президентам Субъектов РФ

3) Такое право принадлежит только законодательным (представительным) органам Субъектов РФ

4) Такое право принадлежит только губернаторам

Выборы и референдум в РФ. Референдум в России. Закон о гарантиях права граждан РФ на участие в референдуме

Конституция РФ не ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на референдум. Наряду с общефедеральным возможны референдумы на уровне субъектов федерации и муниципалитетов.

Отдельно в основном законе оговаривается возможность провести референдум для принятия новой Конституции.

В октябре 1995 года принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации»: установлено, что для проведения федерального референдума в его поддержку должны выступить не менее двух миллионов граждан. На основании их инициативы президент с согласия Конституционного суда должен назначить дату плебисцита.

Право на референдум подтверждает федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (текст закона доступен на сайте Центральной избирательной комиссии ).

На референдум не могут быть вынесены вопросы:

О досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента или Госдумы, об их досрочных выборах или о перенесении срока выборов.

Об избрании, назначении или досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих государственные должности.

О персональном составе федеральных органов государственной власти.

О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Об изменении статуса субъекта РФ.

О принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ или муниципального образования.

По закону, референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Также референдум не проводится в последний год полномочий президента или Думы, в период федеральной избирательной кампании. Проведение повторного референдума по одному и тому же вопросу не допускается в течение двух лет.

Референдум признают состоявшимся, проголосовали более половины избирателей. Результаты определяются по большинству голосов.

На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось.

В 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении субъектов федерации. С начала 2010-х годов проводятся референдумы муниципального уровня по вопросам финансирования благоустройства.

В чем состоит различие выборов и референдума. Чем отличается референдум от выборов

Наука
/ Обществознание

Граждане конкретной страны наделены различными правами и свободами. Одной из самых важных свобод считается волеизъявление. В зависимости от ситуации, она может выражаться различными способами, включая выборы и референдум. Обычно эти понятия трактуются как синонимы. С юридической же точки зрения, референдум существенно отличается от выборов.

Первый референдум, если верить историческим источникам, был проведен в 1439 году в Швейцарии. В российской истории также были примеры подобных явлений – народные вече в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах. В Древней Руси многие общественно важные вопросы решались обсуждением наиболее почтенных граждан. Разумеется, после утверждения государственных органов, подобные мероприятия были упразднены. Вплоть до революции 1917 года в нашей стране сохранялся монархический строй, не подразумевавший демократических свобод. Однако затем появилось право на проведение всенародного опроса по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик, закрепленное в конституции СССР от 1936 года. Можно сказать, что Президиум Верховного Совета утвердил право на первые референдумы в российской истории. Однако, несмотря на юридически предоставленную возможность, в советский период референдумы практически не проводились. На современном этапе в основном законе РФ закреплено право народа на свободные выборы и проведение референдумов. В части второй ст.32 обе формы непосредственной демократии определены как взаимосвязанные, равноценные и дополняющие друг друга. Законом не установлен приоритет той или иной формы.

Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции, а также для ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий их выполнения.

Выборы проводятся в целях избрания представителей органов государственной и муниципальной власти, в то время как на референдуме принимаются решения правового характера.

Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии. Процесс представляет собой всенародное голосование граждан в сходных условиях.

Выводы:

  1. Референдум и свободные выборы – две формы демократии, выражаемые в идентичных процедурах всенародного голосования.
  2. Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции.
  3. Выборы и референдум проводятся в разных целях.
  4. Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии.

Кто может инициировать

Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:

  • совершеннолетним;
  • полностью дееспособным.

Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного голосования, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.

Таблица. Состав инициативной группы и её численность

Уровень Группа
1 Общая группа – требования к количеству не предъявляются
2 Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая

При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.

Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:

  • двадцать человек для регионального референдума;
  • десять человек для муниципального референдума.

Кроме того, инициатива может исходить от:

  • конституционного собрания;
  • органов госвласти федерального уровня.

Заседание Госдумы РФ

Чем отличается референдум от выборов

Наука
/ Обществознание

Граждане конкретной страны наделены различными правами и свободами. Одной из самых важных свобод считается волеизъявление. В зависимости от ситуации, она может выражаться различными способами, включая выборы и референдум. Обычно эти понятия трактуются как синонимы. С юридической же точки зрения, референдум существенно отличается от выборов.

Первый референдум, если верить историческим источникам, был проведен в 1439 году в Швейцарии. В российской истории также были примеры подобных явлений – народные вече в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах. В Древней Руси многие общественно важные вопросы решались обсуждением наиболее почтенных граждан. Разумеется, после утверждения государственных органов, подобные мероприятия были упразднены. Вплоть до революции 1917 года в нашей стране сохранялся монархический строй, не подразумевавший демократических свобод. Однако затем появилось право на проведение всенародного опроса по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик, закрепленное в конституции СССР от 1936 года. Можно сказать, что Президиум Верховного Совета утвердил право на первые референдумы в российской истории. Однако, несмотря на юридически предоставленную возможность, в советский период референдумы практически не проводились. На современном этапе в основном законе РФ закреплено право народа на свободные выборы и проведение референдумов. В части второй ст.32 обе формы непосредственной демократии определены как взаимосвязанные, равноценные и дополняющие друг друга. Законом не установлен приоритет той или иной формы.

Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции, а также для ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий их выполнения.

Выборы проводятся в целях избрания представителей органов государственной и муниципальной власти, в то время как на референдуме принимаются решения правового характера.

Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии. Процесс представляет собой всенародное голосование граждан в сходных условиях.

Выводы:

  1. Референдум и свободные выборы – две формы демократии, выражаемые в идентичных процедурах всенародного голосования.
  2. Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции.
  3. Выборы и референдум проводятся в разных целях.
  4. Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии.

Сравнение

Как выборы, так и референдумы могут проводиться на различном уровне: местном, региональном, общегосударственном. Порядок их назначения и особенности организации прописаны в законодательстве и должны неукоснительно соблюдаться. Однако на выборах круг вопросов заведомо ограничен: это голосование «за» и «против» конкретных кандидатов и партий. На референдуме могут обсуждаться качественно иные проблемы. Это вопросы национализации имущества, отказа от смертной казни или ядерного оружия, наделение независимостью определённой административной единицы. Участник либо голосует «за» или «против», либо выбирает определённый вариант из предложенных альтернатив.

При этом результат выборов – легитимность власти, то есть мандата участника. Как только истечёт срок действия полномочий, они должны будут уступить своё место преемникам. Это касается президентов, депутатов, губернаторов. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую силу и действуют бессрочно – до их отмены на аналогичном плебисците.

Процедура тайного голосования

Каждый житель страны, которому исполнилось 18 лет, может и должен реализовать своё права голоса. Точнее, это его прямая обязанность. В свободном демократическом обществе каждый человек влияет на изменения в жизни государства двумя способами:

  1. Напрямую — внося предложения, протестуя против чего-то или поддерживая чью-то политическую позицию.
  2. Опосредованно — голосуя за кандидата в депутаты, губернаторы, сенаторы и президенты. При этом избиратель доверяет кандидату защищать свои интересы в политической жизни страны.

Чтобы результаты были честными и беспристрастными, необходимо соблюдение всеми участниками процесса определённых правил процедуры голосования:

  1. Сначала необходимо зарегистрировать всех избирателей по месту жительства. Граждане, находящиеся за пределами страны, регистрируются через посольство.
  2. Используется единый список кандидатов и одна форма бланков для всех регионов страны. Исключение составляют одновременные выборы в центральные и местные органы власти. В этом случае список кандидатов в парламент будет единым для всех регионов, а в местные советы депутатов — различными для разных регионов.
  3. Голосование должно быть тайным. Это обеспечивается специальными закрытыми кабинками на избирательных участках. Избиратель не должен ставить на бланке свою подпись или вносить любые данные, по которым можно определить его личность.
  4. Во время процедуры голосования на избирательных участках должны присутствовать независимые наблюдатели из других стран, которые следят за нарушениями. При подсчёте голосов специальная проверочная комиссия контролирует количество бюллетеней, правильность и честность подсчёта.
  5. Голоса должна подсчитывать специальная комиссия.
  6. Результаты представляются специальной комиссией с официальным протоколом.

Референдум это простыми словами. Значение слова &laquoреферендум»

РЕФЕРЕ́НДУМ , -а, м

Всенародный опрос, голосование для решения особо важного государственного вопроса

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999; (электронная версия):

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Чем отличается референдум от выборов?

Как бы народу не хотелось, но над ним есть всегда власть, которую он сам же себе избирает. Смысл истинной демократии заключается в следующем: народ обязательно принимает участие в собственной судьбе и решает все самые важные вопросы самостоятельно. Но такое бывает только на словах, всем известно, что в любой стране мира всегда не решает народ, а решают за него. Власть всегда навязывала, и будет навязывать «правильные решения», в которые люди верят и считают верными.

Граждане государства вправе вольно изъявлять свое мнение, поэтому существуют такие виды прямой демократии – выборы и референдум. На первый взгляд эти два понятия схожи между собой, но это не так. Сходства состоят в механизме проведения.

Демократические выборы

Уже само слово «выборы» указывает, как их проводить. Процедура начинается со сбора подписей кандидатами. В разных регионах страны на выборные должности требуется различное количество избирателей. Кроме того, допускается замена подписей избирательным залогом — сумма определяется Центральным избирательным комитетом, и подача заявки без подписей и залога для выдвиженцев от парламентских партий.

После сбора подписей и утверждения списков кандидатов стартует избирательная кампания, в течение которой выдвиженцы борются за электорат с помощью органов СМИ и личных встреч в своих избирательных округах. В это время человек может кратко ознакомиться и сравнить программы разных политических партий, определить, какой кандитат ему больше нравится и почему.

Избирательная кампания заканчивается за сутки до дня выборов, чтобы, в так называемый день тишины, гражданин мог спокойно всё обдумать и принять главное решение. В день голосования любая агитация и пропаганда запрещена, за этим следят независимые наблюдатели и при появлении признаков нарушения сообщают об этом в ЦИК.

Порог явки избирателей определяется видом выборов:

  • Президентские — 50%.
  • Региональные — 20%.
  • Муниципальные — 10% и ниже — это связано с низкой активностью населения в регионах.

Выборы и референдум

Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.

Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.

Выборы

Референдум

Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни

Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)

Результаты обязательны для исполнения государственными органами

Выборы президента или участников представительных органов власти

Решение каких-либо иных важных вопросов

Самый популярный способ участия в политической жизни

Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне

Обязательно участие большинства населения

Не обязательно участие большинства населения

Что мы узнали?

Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Избирательное право – это возможность:

    • Участвовать в решении важных государственных вопросов
    • Влиять на политику государства
    • Быть избранным на государственные должности
    • Все перечисленное

Начать тест(новая вкладка)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий