Жан-жак руссо: основные идеи. жан-жак руссо: биография, цитаты

Жан Жак Руссо «Общественный договор»

В 1762 году Руссо написал трактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том, что государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должны стать свобода и равенство. Насилие не может быть источником права.

Руссо пытается решить в трактате проблему преодоления противоречия между общим и личным, найти такую форму государства, которая «охраняет и защищает личность и имущество каждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми, повинуется все-таки только себе самому и остается таким же свободным, как и раньше».

Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общая воля» и «воля для всех». «Общая воля» — то, в чем совпадают все частные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль, каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».

Выражение «общей воли» возможно только при условии, что каждый гражданин подает свой голос отдельно от других (плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».

В своем «Общественном договоре» Руссо выдвигает требование единства политики и нравственности.

Через некоторое время, в 1762 году было опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, или О воспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств. Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума. Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущения безошибочны, заблуждение начинается с суждения.

Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надо изучать, является по Руссо польза.

Руссо настаивает на том, что главное в человеке — не мысли и знания, а чувства и страсти. Чувства, которыми нас наделила природа, являются врожденными. Это чувства, содействующие нашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию. Врожденным чувством, благодаря которому человек может стать существом общественным, является принцип справедливости и добродетели, который Руссо называет совестью. Совесть – «непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу».

«Все хорошо, выходя из рук творца вещей, все вырождается в руках человека». Эти слова могли бы быть поставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.

Провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ веке они обрели характер глобальных проблем современности. Развитие противоречия между цивилизацией и природой достигло такого уровня, что может стать причиной гибели всего человечества. Единство науки и нравственности является проблемой выживания человечества. Противоречие искусства и нравственности проявилось в чудовищных формах. Противоречие между богатством и бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством не только не утратило своего значения, но обрело грандиозные масштабы. Холодная рассудочность заменяет теплоту непосредственных человеческих чувств. Завоевывает мир психология «потребительского» общества, в котором место нравственных отношений занял культ торговли, выгоды, денег и вещей.

Страстный призыв Руссо к возрождению нравственности в наши дни более чем актуален!

Популярные темы сообщений

  • Материки

    Материки Земли являются самыми крупными природными комплексами, омываемые морями и океанами, и относящимися к слоям литосферы планеты Земля.

  • Летучая мышь

    Летучая мышь является единственным зверем, которая умеет летать по воздуху, поэтому ее можно назвать птичкой, однако у нее есть особенность – она не кормит своих деток молоком.

  • Жираф

    Жираф-млекопитающие животное, род парнокопытных. Считается, что жираф самое высокое млекопитающие на земле. Рост животного составляет шесть метров. Как и у всех у жирафа имеется семь шейных позвонков. Сердце у жирафов чрезвычайно сильное так,

[править] Почём вера?

Усидчивостью и трудолюбием Жан-Жак Исаакович не отличался. В 14 лет он завёл романтические отношения с двумя тян, часто уходил из города, обнаруживая по возвращении, что ворота уже заперты. Продолжал зачитываться романами. Хозяин регулярно вламывал малолетнему долбоёбу живительных за лень, дерзость, враньё и воровство, и однажды Жан-Жак свалил из Женевы.

В пути Руссо встретил католического священника, от которого узнал, что за перемену религии можно получить бабло. Ну, Исаакович так и поступил. Священник отправил его к госпоже де Варан, красивой и темпераментной разведёнке и MILFе. Некогда она также кинула протестантов и перешла к католикам, а потому помогала всем новообращённым.

Госпожа де Варан отправила вьюноша в Турин, где он заработал свои первые деньги — двадцать франков за смену религии. Разумеется, надолго их не хватило.

[править] Работа на дядь и тёть

Карикатура на Руссо

Одна лавочница, пленившись смазливой мордахой Жан-Жака, взяла его к себе в лавку, но её вернувшийся муж в скором времени указал юноше путь в известном направлении. Тот устроился лакеем в дом одной графини. Влюбившись в молодую горничную Марианну, Исаакович спионерил ради неё дорогую розовую ленту. Пропажу сразу же нашли у Руссо. Тот заявил, что ленту ему подарила Марианна, в итоге обоих изгнали ссаными тряпками.

Через некоторое время Жан-Жак снова предстал пред очами госпожи де Варан. «Если Бог мне вторично посылает этого милого мальчика, то я больше не покину его», — сказала она и оставила милого мальчика у себя. Новоявленная «мамаша» решила сделать из своего подопечного священника и уговорила его пойти в семинарию. Весьма скоро преподаватели убедили её, что у Руссо нет способностей к обучению. Последний же уболтал «мамочку», чтобы та дала ему возможность заниматься музыкой. Некоторое время он брал уроки музыки, затем выступил с концертом в Лозанне. Естественно, перфоманс юного говнаря с треском провалился.

Госпожа де Варан вскоре уехала в Париж. Исаакович два года бомжевал по Швейцарии, затем снова вернулся к «мамочке». Вакантное место молодого любовника оказалось занято, но Руссо это не смутило, в итоге организовали шведскую семью на троих. Так они жили ещё два года. В итоге Жан-Жак разосрался с конкурентом и свалил в Лион, устроившись домашним учителем в одну семью. За воровство вина и домогательства к хозяйке его вскоре… Ну ты понел.

Чтобы разжиться бабосами, Руссо придумал хитрый план: разработать систему записи нот цифрами, отправиться в Париж и представить её Французской академии, произвести переворот в музыке, прославиться … PROFIT! Но план потерпел былинный отказ — цифровую систему не приняли. Жан-Жаку пришлось пойти в секретари к французскому посланнику в Венеции графу Монтегю. Оказавшись в Венеции, Руссо вообразил себя дипломатом, стал вмешиваться в политику и, по его же словам, спас Неаполитанское королевство. Тем не менее, ссаные тряпки вскоре снова нашли своего героя: Монтегю выгнал его, не заплатив ни гроша.

По возвращении в Париж Руссо подал в суд на Монтегю и ВНЕЗАПНО выиграл, отсудив свои полимеры. Снова быстренько их просрав, он женился на тупой пизде Терезе Левассер, служанке отеля, в котором жил. Он настрогал ей аж пятерых спиногрызов и всех понапихал в сиротские приюты, оправдываясь тем, что у него нет денег на их содержание. На все упрёки в безнравственном отношении к детям Руссо с похерфэйсом отвечал, что поступает нравственно, так как, если бы дети остались с ним, они бы выросли такими же распиздяями как батя. А в приютах государство обеспечит их правильным воспитанием и отправит в деревни, где они станут добропорядочными крестьянами.

Конфликт с Вольтером

У мыслителя был яркий конфликт с Вольтером. Руссо обвинял философа в его трогательности и пессимистичном взгляде на жизнь. Он находил этого человека богачом, которому от скуки присущ трагизм и драматизация. Отношения стали более напряженными после «Письма о зрелищах», в котором Жан продемонстрировал себя ярким противником театров.

Вольтер — человек, оказывавший культурное влияние на жителей Женевы посредством своего домашнего театра, быстро понял, что речь идёт о нём и его взглядах на мир. Он не смог пустить ситуацию на самотёк, остро и дерзко подшучивая над идеями Руссо и выставляя его психически больным человеком.

Биография Теодора Руссо

Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже в обычной буржуазной семье. Его родители не имели никакого отношения к искусству, отец был владельцем ателье по пошиву модной одежды. К счастью, родители не препятствовали желанию Теодора и его младшего брата Филиппа учиться живописи. Впоследствии оба младших Руссо стали известными художниками и заслужили признание ценителей искусства во всем мире.

В пятнадцатилетнем возрасте Теодор начал обучение у известного пейзажиста Жана Шарля Жозефа Ремона (Jean-Charles-Joseph Rémond). Учитель привил подростку любовь к пейзажному жанру, загородным прогулкам и написанию картин на природе.

Уже в 19 лет Теодор Руссо добился признания у требовательной французской публики. Его пейзаж с изображением дикой природы в 1831 году произвел впечатление и на критиков, и на зрителей парижского Салона искусств. Но первый успех был кратковременным. Устроители престижной художественной выставки с большой неохотой выставляли работы молодого художника в последующие 4 года, а в 1836 году и вовсе отказались принять его картину для очередного показа.

Неприятие публики и острая критика искусствоведов оказали сильное влияние на Руссо. Ему страстно захотелось уехать из Парижа в глубинку, где живописец мог остаться наедине со своим творчеством. Идеальным местом для этого стал небольшой городок Барбизон в 50 километрах от французской столицы. В этом населенном пункте было всего 40 домов и один отель, зато рядом находился обширный лесной массив Фонтенбло с потрясающими видами живой природы.

Сначала Теодор Руссо приезжал в Барбизон время от времени. Здесь он написал все свои самые известные произведения. В 1848 году художник окончательно переселился с женой в провинцию и вокруг него постепенно сформировалась группа единомышленников — художников-пейзажистов. Особенно теплые отношения связывали Руссо с Жаном-Франсуа Милле (Jean-François Millet), который был его лучшим другом до самой смерти.

Годы, проведенные в Барбизоне, нельзя назвать счастливыми в жизни великого мастера. Хотя его работы начали постепенно пользоваться спросом у публики, материальное положение семьи оставалось весьма сложным. Престарелый отец уже не мог оказывать сыну финансовую помощь, жена постоянно болела, а богатых покровителей у Руссо не было.

Хотя на Всемирной выставке 1853 года работы Теодора Руссо были признаны одними из лучших в экспозиции, их не спешили покупать зрители. Жизненные трудности подорвали здоровье мастера. В августе 1867 года вследствие перенесенного инсульта художника разбил паралич. Живописец так и не оправился от тяжелой болезни и умер 22 декабря в присутствии Милле. Незадолго до смерти к Руссо пришла настоящая слава. Его даже назначили председателем жюри Всемирной выставки 1867 года и сделали кавалером ордена Почетного Легиона, но было слишком поздно.

[править] Работа на дядь и тёть

Карикатура на Руссо

Одна лавочница, пленившись смазливой мордахой Жан-Жака, взяла его к себе в лавку, но её вернувшийся муж в скором времени указал юноше путь в известном направлении. Тот устроился лакеем в дом одной графини. Влюбившись в молодую горничную Марианну, Исаакович спионерил ради неё дорогую розовую ленту. Пропажу сразу же нашли у Руссо. Тот заявил, что ленту ему подарила Марианна, в итоге обоих изгнали ссаными тряпками.

Через некоторое время Жан-Жак снова предстал пред очами госпожи де Варан. «Если Бог мне вторично посылает этого милого мальчика, то я больше не покину его», — сказала она и оставила милого мальчика у себя. Новоявленная «мамаша» решила сделать из своего подопечного священника и уговорила его пойти в семинарию. Весьма скоро преподаватели убедили её, что у Руссо нет способностей к обучению. Последний же уболтал «мамочку», чтобы та дала ему возможность заниматься музыкой. Некоторое время он брал уроки музыки, затем выступил с концертом в Лозанне. Естественно, перфоманс юного говнаря с треском провалился.

Госпожа де Варан вскоре уехала в Париж. Исаакович два года бомжевал по Швейцарии, затем снова вернулся к «мамочке». Вакантное место молодого любовника оказалось занято, но Руссо это не смутило, в итоге организовали шведскую семью на троих. Так они жили ещё два года. В итоге Жан-Жак разосрался с конкурентом и свалил в Лион, устроившись домашним учителем в одну семью. За воровство вина и домогательства к хозяйке его вскоре… Ну ты понел.

Чтобы разжиться бабосами, Руссо придумал хитрый план: разработать систему записи нот цифрами, отправиться в Париж и представить её Французской академии, произвести переворот в музыке, прославиться … PROFIT! Но план потерпел былинный отказ — цифровую систему не приняли. Жан-Жаку пришлось пойти в секретари к французскому посланнику в Венеции графу Монтегю. Оказавшись в Венеции, Руссо вообразил себя дипломатом, стал вмешиваться в политику и, по его же словам, спас Неаполитанское королевство. Тем не менее, ссаные тряпки вскоре снова нашли своего героя: Монтегю выгнал его, не заплатив ни гроша.

По возвращении в Париж Руссо подал в суд на Монтегю и ВНЕЗАПНО выиграл, отсудив свои полимеры. Снова быстренько их просрав, он женился на тупой пизде Терезе Левассер, служанке отеля, в котором жил. Он настрогал ей аж пятерых спиногрызов и всех понапихал в сиротские приюты, оправдываясь тем, что у него нет денег на их содержание. На все упрёки в безнравственном отношении к детям Руссо с похерфэйсом отвечал, что поступает нравственно, так как, если бы дети остались с ним, они бы выросли такими же распиздяями как батя. А в приютах государство обеспечит их правильным воспитанием и отправит в деревни, где они станут добропорядочными крестьянами.

Ранние годы

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль. Его отец был потомственным жестянщиком, а мать — дочерью офицера Великой армии Наполеона. Семья никогда не отличалась большими доходами. К моменту, когда Анри исполнилось 8 лет, его родители окончательно обанкротились и потеряли дом, поэтому маленькому Руссо пришлось отправиться в школу-интернат. Именно там он полюбил рисование. Анри Руссо также отличался большим потенциалом в музыке и даже получил несколько школьных наград.

Закончив школу в 1861 году, 17-летний Анри переехал с семьей в Анже, где нашел работу помощника судебного пристава в адвокатском бюро. Однако его карьера продлилась недолго из-за скандального инцидента. В 1863 году Руссо обвинили в мелкой краже, и, чтобы избежать тюремного заключения, он согласился на 7 лет военной службы. Он встречал солдат, которые пережили французскую экспедицию в Мексику (1862-1865 гг.) в поддержку императора Максимилиана I. Руссо жадно слушал их воспоминания о прелестях этой субтропической страны, восхищался ими. В будущем эти рассказы оказали большое влияние на его стиль изображения джунглей, а яркость красок и реалистичность картин вызвали слухи о том, что художник рисует обрывки своих воспоминаний о тех местах. Примечательно, что сам Руссо никогда не покидал Франции, хоть и не опровергал популярные легенды о своих путешествиях.

[править] Дени Дидро и его сраная Энциклопедия

Дидро: «Жан-Жак, ну ты, блин, отжёг со своим трактатом!»

Спустя какое-то время Исаакович стал секретарём откупщика Франкеля и через него познакомился с мадам д’Эпине, покровительствовавшей молодым непризнанным талантам, и её корешем Дени Дидро. Новоявленные друзья умилялись, слушая рассказы о скитаниях бедного швейцарца, всеобщие восторги не прекращались даже после фейла попытки развести на секс тёщу хозяина дома.

Однажды Дидро в очередной раз упекли в тюрягу, и Жан-Жак отправился навестить кента. По пути он прочитал в газете объявление о том, что Дижонская академия объявляет конкурс сочинений на тему «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». ВНЕЗАПНО на Руссо снизошло просветление, пришедший в голову ответ вызвал такой приход, что Исаакович полчаса лежал под придорожным деревом, а когда очнулся, то весь жилет его был мокрым от блевотины слёз. Мысль, осенившая Жан-Жака, заключалась в том, что просвещение вредно, а культура есть ложь, пиздёж и провокация. «О Всемогущий Господь, избавь нас от просвещения отцов наших и приведи нас назад к простоте, невинности и бедности!» — воскликнул Руссо.

Он настрочил трактат, состоявший из пафосных восклицаний и риторических вопросов, и отправил его в Дижон. Трактат показался таким оригинальным и убедительным, что ему присудили первую премию и опубликовали. Интеллектуальная элита Парижа восторгалась смелостью и оригинальным мышлением аффтара, друзья также приветствовали его, считая трактат лулзом.

Так Исаакович заработал славу. Он писал статьи по музыке и политической теории для «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера. Небольшая опера его сочинения, раньше всеми отвергаемая как непрофессиональная, была поставлена на придворной сцене. Сам Жан-Жак объявил, что будет жить в соответствии со своими принципами, избегая удобств современной цивилизации. Он ушёл от Франкеля, сшил себе одежду из грубого сукна и отказался от вежливой речи, извергая лучи поноса на любезности своих небыдловатых приятелей. В кои-то веки он решил начать работать, занимаясь перепиской нот.

Это откровенное позёрство привлекало всеобщее внимание. Гламурные кисы приносили Руссо ноты, только чтобы взглянуть на него, засыпая его приглашениями на обеды и ужины

Жинка позёра и её мамаша мигом организовали гешефт и втихаря принимали подарки и деньги на его содержание.

Дижонская академия опять объявила конкурс сочинений на тему «О происхождении неравенства между людьми и о том, соответствует ли оно естественным законам». Новый трактат Руссо пробил потолок его славы. В нём он доказывал, что все беды человечества заключаются в неравенстве, возникшем благодаря появлению разделения труда, государства и законов.

Интересные факты

  1. Анри Руссо был членом масонского ордена.
  2. Руссо не только был одним из первых примитивистов, но еще и положил начало жанру «портрета-пейзажа».
  3. Художник часто писал автобиографии, рассказывая о себе в третьем лице: «Как отличительный признак он носит бороду лопатой и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака…» — из «Автобиографии» Анри Руссо.
  4. В 1907 г., решив помочь другу, Руссо подделал чек. Ему удалось избежать тюремного заключения, но как — неизвестно до сих пор. По одной из версий, судью сразила невероятная наивность художника, по другой — член французского масонского ордена и высокопоставленный чиновник договорился о его освобождении.
  5. Хотя Руссо был известен среди современников, занятия живописью практически не приносили ему доход. Слава и признание пришли к Руссо лишь после смерти.

Анри «Таможенник» Руссо

Сразу после службы Анри Руссо переехал в Париж, чтобы ухаживать за своей матерью после смерти отца в 1868 году. Ему сократили срок службы на 2 года, так как он остался единственным кормильцем в семье. Сняв жилье недалеко от Ле Бон Марше, художник влюбился в дочь хозяйки дома — Клеманс Буатар — и через год женился на ней. По выходным пара гуляла по паркам Парижа, Руссо часто рисовал портреты жены. Анри Руссо был не только художником, но еще и музыкантом: он написал вальс для Клеманс и назвал его в честь супруги.

В Париже Руссо устроился в контору судебным приставом. Работа его не устраивала: ему приходилось регулярно ходить по домам обездоленных людей и накладывать арест на их имущество. Это навевало на Анри неприятные воспоминания о том, как дом его семьи так же был выставлен на торги из-за долгов отца. Проработав судебным приставом 3 года, в возрасте 27 лет он решил уйти в парижскую таможню Акцизного департамента. В свободное время Руссо начал активно заниматься живописью. Иногда это происходило прямо на рабочем месте: он устанавливал мольберт и часами рисовал. Во время работы на таможне Руссо создал множество полотен. Они также известны как «таможенные пейзажи».

Таможенная застава, 1890

Клеманс долго болела туберкулезом и в 1888 году умерла. Из девяти детей Руссо семеро умерли от туберкулеза еще в младенчестве. Выжили только дочь Жюли-Клеманс и сын Анри-Анатоль. Они воспитывались у няни в парижском предместье, поскольку из-за проблем со здоровьем Клеманс не могла заниматься ими сама.

В дальнейшем Руссо женился еще раз. Переехав с сыном жить на Монпарнас, Анри познакомился с Жозефиной Ле Тенсорер, живущей по соседству. После смерти мужа Жозефина много раз отказывала Руссо, но в итоге все-таки согласилась выйти замуж за него, и в 1898 году они обвенчались. Их семейная жизнь продлилась совсем недолго: в 1903 году Жозефина скончалась.

В будущем, когда 49-летний Анри решил уйти с работы на таможне и целиком посвятить себя творчеству, он познакомился с писателем Альфредом Джерри. Именно тот дал Руссо прозвище «Таможенник» (Le Douanier), которое закрепилось за ним до конца жизни, несмотря на значительные успехи в живописи. Само по себе это прозвище было безобидно, однако все окружение называло его «Таможенником» с насмешкой, как бы в очередной раз давая понять, что не признают его как художника.

Свои художественные навыки Руссо отрабатывал, копируя картины из художественных галерей Парижа и рисуя эскизы в городских ботанических садах и исторических музеях. Благодаря тому, что Анри не получил традиционного художественного образования и не усвоил академических догм, ему удалось выработать свой собственный стиль. Поскольку он не изучал анатомию и перспективу, его портреты и пейзажи выглядели по-детски наивными. С такой же наивностью Руссо воспринимал сарказм и подтрунивание окружающих как искреннюю похвалу. Главной особенностью его работ была драматическая интенсивность и пестрота красок, в них часто встречаются искаженные пространства с нереалистичным масштабом.

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил. 

[править] Если кратко

Вы все пидарасы — а я Жан-Жак Руссо!

Жизнь и деятельность Руссо представляли собой взаимоисключающие параграфы чуть менее чем полностью. Судите сами.

  • Не имея почти никакого образования, прослыл самым великим учёным.
  • Не отличаясь даже простым здравомыслием, почитался мудрецом.
  • Будучи себялюбивым, неблагодарным эгоистом, стал благодетелем рода человеческого.
  • Не имея литературного таланта, создал романы, которыми зачитывалась вся Европа.
  • Отдал своих детей в сиротские дома и создал теорию воспитания.
  • Изменяя жене и сквозь пальцы глядя на её измены, рассказывал всему миру о возвышенной любви.
  • Обидчивый и злопамятный, пересравшийся со своими друзьями, стал символом искренности, сердечности и душевной нежности.
  • Робкий и несмелый, но в то же время тщеславный, он обнажил свои пороки перед людьми.
  • Всю жизнь прославлял независимость и жил за чужой счёт.
  • Писал о вреде наук и искусства и занимался только ими.
  • Мечтал о хижинах и обитал в дворцовых парках.
  • Влюблялся в великосветских дам и женился на полуграмотной служанке.

Вот такой он был человек, Жан-Жак Исаакович Руссо.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

[править] Семья

Дом, где родился Руссо

Будущий тролль и просветитель родился в суровой протестантской Женеве. Мамаша Руссо, комсомолка, спортсменка, красавица и кокетка, была дочкой пастора и прославилась романтическими похождениями, её братца судили за прелюбодеяние, а сестёр — за картёжничество. При рождении второго сына, слабого и болезненного Жан-Жака, она и перешла из протестантизма в истинную веру.

Папаша Руссо Исаак также был личностью интересной и неординарной. Среди его ближайшей родни значилось несколько поехавших, сам он то бродяжничал, то отбывал в местах не столь отдалённых. Будучи человеком беспокойным, беспорядочным, беспечным и вспыльчивым, никогда не мог усидеть за работой больше половины дня. Обожал читать романы. После обеда он занимался воспитанием юного Жан-Жака, которое и заключалось в чтении оных, иногда всю ночь напролёт. Наконец, выебав сынуле мозг всеми романами, которые только можно было найти в Женеве, батя перешёл к Плутарху.

Позже Исаак принял участие в каком-то вооружённом налёте и съебал из Женевы в соседний кантон, повторно женившись. Сына он оставил шурину, который толкнул было Жан-Жака в пансион для мальчиков, но спустя два года после скандала с директором забрал его и пристроил учеником к гравёру.

Был у Руссо ещё старший братец Франсуа, вьюнош нрава буйного — однажды он сбежал из дома да так и пропал без вести.

Вот такая вот образцово-показательная семья была у будущего просветителя. Но ведь это не главное, не так ли?

Заключение

Анри Руссо умер 2 сентября 1910 г. в результате развития гангрены. Даже после смерти художника его работы продолжали вдохновлять других творцов, в том числе Пабло Пикассо, Фернана Леже, Макса Эрнста и многих сюрреалистов.

Картины Руссо рассредоточены по коллекциям музеев по всему миру. Две знаменитые работы — «Спящая цыганка» и «Сон» —  находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другие —  принадлежат Национальной галерее живописи в штате Вашингтон, Филадельфийскому Музею искусства, Эрмитажу в Санкт-Петербурге и многим другим.

Спящая цыганка, 1897, Анри Руссо Сон, 1910, Анри Руссо

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий