Краткая биография николая заболоцкого

Анализ стихотворения «Птицы» Заболоцкого

Произведение «Птицы» Николая Алексеевича Заболоцкого перекликается с одноименной поэмой, посвященной отцу поэта.

Стихотворение создано в начале 1930-х годов. Автору этих строк исполнилось около 30 лет, он уже выпустил дебютный сборник, который подвергся нещадной критике, новую книгу стихов ему издать не позволили. Оставалась работа в детских журналах, утешала и переписка с К. Циолковским, чьи идеи произвели на поэта глубокое впечатление. В жанровом отношении эксцентрическая пейзажная зарисовка, рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой присутствует, но обнаруживает себя лишь в финале произведения. Начинается стихотворение вполне лирически. Птицы противятся ветру в небе. Поэт подбирает для них трогательное сравнение с лампадами. Однако уже во 2 строфе гармония рушится, в строчках косо проглядывает абсурд, угроза. Оказывается, «легкие птицы» высматривают жертв. Люди, к счастью, их не интересуют. Подумаешь, клопики. А вот бегущая мышь – это уже серьезно. Обезображенный трупик деловито втаскивается в камыши, где благополучно обгладывается. Натуралистическое описание изобилует неприглядными деталями. Например, пальцы (звучит так по-человечески) обедающей птицы. Или водичка изо рта пойманной мышки. Лексический повтор «телескопики» забавен сам по себе, однако не в данном контексте. Птица-потрошитель своей ролью не гордится, принимает положение вещей за неизбежность. Собственно, об этом она и думает: а для чего еще нужны мыши? В эту минуту мимо катит тарантас с лирическим героем. Он любуется пейзажем, обозревает охоту птиц и предается грустным размышлениям. Похоже, у него в груди тоже погребена ни одна мышка. Впрочем, и в ее роли он не раз бывал. Запятнанный мир, между тем, сверкает всеми красками радуги. Казалось бы, поэт почти нейтрально показал пресловутый естественный отбор. Неизбежный, давно оправданный, законный. Однако финальное четверостишие недвусмысленно переводит стихотворение в иную плоскость. Поэт изображает себя едущим в тарантасе мимо этого праздника – и пиршества – жизни. Старомодный тарантас – ниточка к поэзии А. Пушкина (скажем, к его «Дорожным жалобам»), тоже любителя проехаться по ухабам с ветерком. Уменьшительные суффиксы, ироничные или наводящие жуть: телескопики, водица, трупик, холмике. Инверсия: катился тарантас. Перечислительные градации. Эпитеты: потухших, легкие. Метафора: долю на сердце. Лексика разговорная, интонация будничная, бодрая.

Фантасмагоричный в своей банальности мир – лейтмотив произведения «Птицы» Н. Заболоцкого.

Армия и начало поэтической карьеры

  • В 1926 г. Николая Заболоцкого призвали на военную службу. Армейская атмосфера и работа в военной стенгазете сделали творчество поэта более серьёзным и самобытным.
  • Через год службы, в 1927 г., Заболоцкий уволился в запас и вернулся в Ленинград, где вместе с Д. Хармсом, А. Введенским и другими писателями и поэтами участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). Кроме того, работал в ленинградском издательстве под руководством С. Маршака.
  • 1929 г. ознаменовался выходом первого сборника стихотворений Заболоцкого, получившего название «Столбцы». В него вошли 22 сатирических произведения, в которых поэт высмеивал коллективизацию и старые традиции, сохранившиеся в новом советском обществе. Сборник быстро набрал популярность, однако реакция критиков была крайне неоднозначной: поэта обвиняли в «юродствовании».
  • Некоторое время произведения Заболоцкого публиковались в журнале «Звезда», куда он устроился с помощью своего друга, поэта Николая Тихонова. Здесь в 1933 г. была издана его поэма «Торжество земледелия», а в 1937 г. – второй сборник стихотворений.
  • В 1931 г. поэт вёл переписку с великим советским учёным К. Э. Циолковским. Это общение произвело на Заболоцкого неизгладимое впечатление, помогло развить идеи о союзе человека и природы.

Литература

  • Аксенова А. А. Образ смерти в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Разве ты объяснишь мне…» / В сборнике: Образование, наука, инновации: вклад молодых исследователей Материалы IX (XLI) Международной научно-практической конференции. — кемерово, 2014. — С. 1039—1040.
  • Тарусские страницы. Калуга, 1961;
  • Македонов А. Николай Заболоцкий. Л., Сов. писатель, 1968;
  • Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Русские писатели Марийской АССР // История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — С. 413—415. — 432 с. — 3000 экз.
  • Лотман Ю. М. Н. Заболоцкий. Прохожий. — в кн.: Ю.Лотман. Анализ поэтического текста. Л., Просвещение, 1972;
  • Воспоминания о Заболоцком. М., Сов. писатель, 1977;
  • Заболоцкий Н. Н. Н. А. Заболоцкий после создания «Столбцов». — «Театр», 1991, № 11, с.153-160.
  • Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. — М.: Согласие, 1998.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Лощилов И. Е. Феномен Николая Заболоцкого. — Helsinki: Institute for Russian and East European Studies, 1997. — 311 с.
  • Pratt S. Nikolai Zabolotsky. Enigma and Cultural Paradigm. — Northwestern University Press, 2000. — 316 p. — (Studies in Russian Literature and Theory). — ISBN 9780810165939.
  • «И ты причастен был к сознанью моему…»: Проблемы творчества Николая Заболоцкого. М.: РГГУ, 2005.
  • Колкер Ю. Заболоцкий: Жизнь и судьба // Новое русское слово (Уикэнд). — Нью-Йорк, 2003. — № 17 (354), 19—20 апреля. — ISSN 0730-8949.
  • Альфонсов В. Н. Заболоцкий и живопись // Альфонсов В. Н. Слова и краски. СПб., 2006.
  • Кекова С. В. Метафизика вещи. Предмет у Заболоцкого и поэтов-обэриутов // Кекова С. В. Мироощущение Николая Заболоцкого: Опыт реконструкции и интерпретации. Саратов, 2007, с. 57-70;
  • Гусельникова М. В., Калинин М. Г. Державин и Заболоцкий. — Самара: Самарский университет, 2008. — 298 с., 300 экз., ISBN 978-5-86465-420-0
  • Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  • Заболоцкий Николай Алексеевич // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 130—131. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  • Заболоцкий Николай Алексеевич // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 364. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  • Злыднева Н. В. Стихотворение Н. Заболоцкого «Рыбная лавка» и его изобразительные контексты // Коды повседневности в славянской культуре: еда и одежда / Российская академия наук, Институт славяноведения. — СПб.: Алетейя, 2011. — С. 443—455. — ISBN 978-5-91419-405-2.
  • Рыжкова-Гришина Л. В. Огненный витязь. Творчество Николая Заболоцкого: противоречивый путь исканий (1903-1958). — Рязань: Скрижали, РиБиУ, 2012. — 2-е изд. — 179 с. — ISBN 978-5-903528-14-1
  • Рыжкова-Гришина Л. В. Философия природы в творчестве Н. А. Заболоцкого // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. № 34. С. 921—925. . URL: https://e-koncept.ru/article/560/ — Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. — ISSN 2304-120X.
  • Рыжкова-Гришина Л. В. Психологизм пейзажа Н. А. Заболоцкого // Российский научный журнал. 2020, № 3 (46). С. 208—210.
  • Рыжкова-Гришина Л. В. Натурфилософский аспект лирики Н. А. Заболоцкого // Вестник развития науки и образования, 2020, № 1. С. 54 — 60. .
  • Савченко Т.Т. Н. Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта. — Караганда: Болашак-Баспа, 2012. — С. 132.
  • Михайлов В. Ф. Заболоцкий: Иволга, леса отшельница. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 652 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей) — ISBN 978-5-235-04035-9

Анализ стихотворения «Поэт» Заболоцкого

Произведение «Поэт» Николая Алексеевича Заболоцкого впервые увидело свет на страницах журнала «Юность».

Стихотворение написано в 1953 году. Автору его исполнилось 50 лет, он успел издать третью книгу стихов, вновь оказаться в творческой изоляции и переключиться на переводы. В жанровом отношении – элегия, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Открывается стихотворение вневременной картиной, очень русской по духу: бор (из хвойных деревьев), старая усадьба, бескрайнее овсяное поле. Как будто пейзаж с картины отечественного художника XVIII-XIX века, где неожиданно сказка переплетается с былью: «плывущее куда-то раненого лебедя крыло». На балконе одинокая фигурка «юноши с седою головой», поэта. Опознать его не так просто, возможно, это собирательный образ. Или, скажем, Н. Гумилев, раз уж юноша «щурит глаза свои косые». Известно, что глаза Н. Гумилева отличались как раз такой особенностью. Ранняя седина – символ трагического мироощущения, самопожертвования, созерцания. Кто знает, может, имеется в виду А. Блок, творчество которого Н. Заболоцкий особенно ценил. В сущности, такой пейзаж окружал большинство поэтов, рожденных в дореволюционную эпоху. «Грозами России»: кровно связанный с историей и судьбой этой земли. Лексика нейтральная, местами возвышенная, ближе к финалу чуть смешивается с просторечной (как бешеные, прут). Никаких патетических восклицаний, лишь одно потрясенное многоточие. Заключительные строки – почти афоризм. Автор будто входит в иную эпоху, чувствует вечную преемственность художников слова и неотразимую силу простого русского пейзажа. Вне идеологий, современных тенденций, попыток оболгать или забыть прошлое. Интонация щемящая, медлительная, ностальгическая, таинственная. Аристократизм в лучшем смысле этого слова. Метафора: собеседник сердца. Топоним: Подмосковье. Индивидуально-авторские эпитеты: туманно-лиловато. Прочие эпитеты: нежном небе, невиданной красы, серебристым комом. Россыпь сравнений: как ночь, как бешеные, как портрет. «Старинном медальоне»: давно утраченная традиция носить на себе портрет и прядь волос любимого человека. Выразительные уменьшительные суффиксы: солнышком, стареньком. «Овсы»: в зависимости от времени года, зеленые или золотые. Флористическая эмблема, привычная всякому глазу: ромашка полевая. Инверсия (нарушение порядка слов): щурит он. Многосоюзие, перечисления, повторы.

В стихотворении «Поэт» Н. Заболоцкий рисует образ поэта одновременно романтическим и земным, в ореоле гармонической природы.

Другие биографии:

Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание
Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

Михаил Богданович Барклай де Толли
Михаил Богданович Барклай де Толли выдающийся российский полководец, шотландского происхождения родился в поселке Памушис, неподалёку от Литвы

Точной даты рождения Михаила Богдановича не установлено, известна только предположительная дата,

Краткая биография Петра 1 самое важное
Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина

Петра воспитывали няни, образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.

Тургенев Иван Сергеевич
Представитель дворянского класса. Родился в небольшом городе Орёл, но позже переехал жить в столицу. Тургенев представлял собой новатора реализма. По профессии писатель был философом.

Витус Ионассен Беринг
Витус Ионассен Беринг
– величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

Биографическая справка

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) родился 24 апреля (7 мая) 1903 года. Будущий поэт появился на свет недалеко от Кизической слободы, расположенной под Казанью. Его отец был агрономом и работал управляющим фермой, мать – сельской учительницей. Детские годы Заболоцкий провел в Кизической слободе и в селе Сернум Уржумского уезда Вятской губернии. В третьем классе он занялся «издательством» рукописного журнала, на страницах которого публиковал собственные стихотворения. В период с 1913 по 1920 год жил в Уржуме, где ходил в реальное училище

Во время учебы там уделял особое внимание рисованию, истории и химии

После окончания реального училища Заболоцкий отправился в Москву. Ему удалось поступить одновременно на два факультета – историко-филологический и медицинский. Несмотря на это, в 1921 году он перебрался в Петроград. Там поэт поступил в Герценовский педагогический институт, который окончил в 1925 году. Как признавался сам Николай Алексеевич, на тот момент у него за душой была «объемистая тетрадь плохих стихов», а его «имущество легко укладывалось в маленькую корзинку».

В мае 1926 года Заболоцкий вступил в Ленинградский союз поэтов. В ноябре начал прохождение воинской службы. Осенью 1927 года уволился в запас. Примерно в то же время стихотворения Заболоцкого были впервые опубликованы в сборнике «Костер», а сам он принял участие в создании ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). В 1929 году увидела свет первая книга Николая Алексеевича «Столбцы». Дебют получился ярким и громким. До сих пор широко распространено мнение, что «Столбцы» — главная книга Заболоцкого.

В 1929 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Торжество земледелия». Полностью она была напечатана в 1933-м. Критика разгромила произведение. В лучшем случае Заболоцкого называли юродивым, в худшем – врагом коллективизации. В 1930-е годы Николай Алексеевич сотрудничал с журналами «Чиж» и «Еж», занимался переработкой для детей и юношества зарубежной классики, переводами классической и современной поэзии. В 1937 году была опубликована его книга, в которую вошли семнадцать стихотворений.

19 марта 1938 года Заболоцкого арестовали. Его обвиняли в принадлежности к троцкистско-бухаринской группе среди ленинградских писателей. На допросах он подвергался пыткам. Несмотря на это, поэт не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, благодаря чему ему удалось избежать смертной казни. Осенью 1938 года был вынесен приговор – пять лет ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь).

Сначала Заболоцкий отбывал срок в Востлаге НКВД. Он работал на лесоповале, в карьере, на погрузке бревен, строительстве железной дороги в тайге, в проектно-сметном отделе. В марте 1943 года закончился срок заключения, который в итоге был продлен до завершения войны. В мае Николая Алексеевича перевели в Кулундинские степи около села Михайловское (Алтайлаг НКВД). В августе 1944 года поэта освободили, но при этом оставили в системе лагеря без права выбирать работу и свободно передвигаться по стране.

Весной 1945 года лагерь перевели в Караганду. Там Заболоцкий завершил работу над переводом «Слова о полку Игореве», начатую еще в 1937-м. 31 декабря поэта вызвали в Москву. Вскоре он получил разрешение жить в Ленинграде, затем – в столице. Кроме того, было восстановлено членство в Союзе писателей. В 1948 году вышел третий стихотворный сборник Заболоцкого.

За творческим подъемом, случившимся после возвращения из лагерей, последовал спад, связанный с ужесточением идеологического гнета в стране. Николай Алексеевич боялся, что его слова вновь могут использовать против него, в связи с чем решил практически полностью посвятить себя художественным переводам. Ситуация изменилась с началом хрущевской оттепели в середине 1950-х годов. В 1957 году был опубликован четвертый сборник Заболоцкого.

Поэт скончался 14 октября 1958 года. Его здоровье подкосили тюрьма и лагеря. Впрочем, решающую роль сыграли семейные проблемы (уход жены в 1955 году и ее возвращение в 1958-м). Так считал хорошо знавший Заболоцкого Чуковский. Похоронили Николая Алексеевича на Новодевичьем кладбище в Москве. 24 апреля 1963 года поэт был реабилитирован по заявлению вдовы.

Библиография

  • Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.
  • Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер)
  • Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.
  • Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).
  • Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.
  • Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.
  • Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).
  • Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967
  • Избранное. — М.: Детская литература, 1970
  • Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972
  • Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.
  • Избранное. — Кемерово, 1974
  • Избранное. — Уфа, 1975
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981
  • Стихотворения. — Горький, 1983
  • Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.
  • Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985
  • Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985
  • Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986
  • Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986
  • Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).
  • Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.
  • Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.
  • Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989
  • Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).
  • Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.
  • Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).
  • История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).
  • Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.
  • Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993
  • Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.
  • Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996
  • Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).
  • Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия XX в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).
  • Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.
  • Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).
  • Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.
  • Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).
  • Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).

Любовный треугольник

В ноябре 1954 г. Николай Алексеевич слег с инфарктом. Екатерина Васильевна днями и ночами дежурила у постели больного мужа. Навещал друга и Василий Семенович Гроссман, приносил гостинцы, делился новостями. Как-то он встретил Заболоцкую во дворе их дома на Беговой, когда она торопилась к больницу, и предложил прогуляться. Неожиданно для себя женщина согласилась. Вскоре встречи стали регулярными. Чувства захватили двух уже немолодых людей, оба с нетерпением ждали этих совместных прогулок и в то же время понимали, что поступают неправильно. О раздиравших его в то время сомнениях Василий Семенович писал в нашумевшем романе «Жизнь и судьба»: «Ему казалось, что эта женщина, чьи пальцы он только что целовал, могла бы заменить ему все, чего он хотел в жизни, о чем мечтал, – и славу, и радость всенародного признания! Конечно, он не имел права думать о жене своего друга так, как думал о ней. Он не имел права тосковать по ней. Он не имел права тайно встречаться с ней. Расскажи ему кто-либо подобную историю, он был бы возмущен. Обманывать жену! Обманывать друга! Но он тосковал по ней, мечтал о встречах с ней».

Наконец, Екатерина Васильевна не выдержала и рассказала о своей тайне мужу. Заболоцкий был взбешён и обескуражен одновременно. Такого он от своей покладистой и милой жены никак не ожидал. Гроссману было отказано от дома, а с Екатериной Васильевной поэт теперь обращался так, будто та была служанкой. Несмотря на запрет врачей Николай Алексеевич вновь стал крепко выпивать, порой по трое суток не выходя из своего кабинета. Екатерина Васильевна не находила себе места, всячески пыталась наладить отношения, но наткнувшись на глухую стену непонимания, в один день собрала в старый саквояж самые необходимые вещи и ушла от мужа. Узнав об этом, Василий Семенович тоже расстался с женой. Они поселились на съёмной квартире, на окраине Москвы. Екатерина Васильевна тут же дала в газету объявление о разводе с Заболоцким, однако Гроссман афишировать свой уход из семьи не спешил.

О жизни и судьбе

Николай Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. – практически на стыке эпох. Среди представителей творческих профессий существует интересное мнение: когда люди чувствуют себя неуверенно, когда в обществе происходят крутые перемены, буквально переворачивающие представление о добре и с ног на голову, — тогда и рождаются такие стихи, странные, полные иносказаний, тоже «переломные» — словно мятущаяся душа находит в них успокоение и отдых.

Николай рано стал сочинять и к 3 классу уже издавал литературный (школьный) журнал. Получив среднее образование, юноша решил учиться дальше и поступил в медицинский. Но вскоре понял: выбранный путь ему совершенно не подходит. Его призвание – «глаголом жечь сердца людей». И Николай продолжил учебу в Петроградском университете, на факультете языка и литературы.

Закончив учебу, юный поэт попадает в армию, честно отдает долг Родине. Затем он занимается литературными трудами, создает вместе с Д. Хармсом и другими поэтами Объединение реального искусства. Этот период стал расцветом авангарда в творчестве Заболоцкого.

В 1938 г. случается страшное: поэта обвиняют в антисоветской пропаганде, арестовывают. Впереди – 5 страшных лет лагерей. В 1946 г. Заболоцкому позволили вернуться в столицу и даже восстановили в Союзе писателей. Он снова пишет, но отныне его стихи становятся внешне спокойнее и наполняются глубокой мудростью – это мысли человека, прошедшего тяжелейшие испытания судьбы.

Скончался Заболоцкий в 1958 г., пережив первый инфаркт и не выдержав второго.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Заключение

В 1938 г. Николая Заболоцкого обвинили в антисоветской пропаганде за его критические статьи и «рецензии» якобы искажавшие советскую действительность.

От расстрела его уберегло только то, что он отказался признавать себя виновным в образовании организации контрреволюционеров.

Николай Заболоцкий за работой

Сотрудники НКВД «попросили» критика Николая Лесючевского написать отзыв о творчестве Заболоцкого. В результате тот публично заявил, что поэт неоднократно дискредитировал действия руководства страны и боролся с социализмом.

В начале 80-х были опубликованы мемуары Николая Заболоцкого – «История моего заключения». Писатель признавался, что на него постоянно оказывали, как моральное, так и физическое давление.

Первое время он часто подвергался пыткам. Заблоцкого постоянно допрашивали, лишая пищи и сна, а также сутками не давая вставать со стула. Следователи менялись, а он продолжал отвечать на бесконечные вопросы.

С 1939 по 1943 годы Николай отбывал заключение в трудовом лагере в Комсомольске-на-Амуре, после чего 1 год провел в лагере «Алтайский». В этот период биографии Заблоцкий не забывал писать трогательные письма жене и детям, которые позже будут опубликованы в его труде «Сто писем 1938-1944 годов».

Возвращение к литературной жизни у Заболоцкого произошло в 1944 г., когда ему после долгих лет наконец-то удалось завершить перевод «Слова о полку Игореве». Интересен факт, что его работа была признана лучшей, среди всех известных переводов данного произведения. Благодаря этому он смог вернуться из Караганды в Москву, и даже войти в состав Союза писателей СССР.

Стихи, написанные Николаем Алексеевичем в послевоенный период, получили лестные отзывы от советских критиков. Наиболее известными из них стали «Журавли» и «Оттепель».

После того, как в 1953 г. умер Иосиф Сталин, в Советском Союзе произошли большие перемены, коснувшиеся и литературы.

Николай Заболоцкий в Комсомольске-на-Амуре

С приходом Никиты Хрущева идеологическая цензура ослабла, что позволило Заблоцкому вновь писать те стихотворения, которые ему действительно хотелось писать.

В середине 50-х у поэта наблюдался небывалый творческий подъем. В 1955 г. издаются его произведения «Некрасивая девочка» и «О красоте человеческих душ». Спустя 2 года он представил четвертый сборник стихов, вместе с гениальным произведением «Не позволяй душе лениться».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий