Творчество и биография мольера

Мольер «Дон Жуан»: краткое содержание по главам

В первой части рассказывается, что Дон Жуану уже наскучила его жена донья Эльвира, теперь он опять в поиске очередной красавицы, которая может пленить его сердце. Его совсем не мучила совесть из-за того, что он когда-то прибыл в тот город, в котором хотел похитить ее, при этом убив ее ревнивого жениха-командора. Суд оправдал этот поединок, и поэтому Дон Жуан не понес должного наказания. Однако закон божий уж точно был попран. Этот факт смущал его слугу Сганареля, который понимал, что у покойного в этом городе полно родственников и друзей, которые обязательно захотят поквитаться с убийцей.

Ранние годы

15 января 1622 года в Париже на свет появился Жан-Батист Мольер, урожденный Поклен. Он был выходцем из мещанской среды: несколько поколений его предков занимались изготовлением и продажей обоев. Отец Жана-Батиста был королевским обойщиком, и поэтому его семья была достаточно состоятельна и пользовалась уважением в обществе.

Будущий драматург получил преимущественно религиозное воспитание: он окончил Клермонский коллеж, основанный в XVI веке орденом иезуитов. Обучение велось на латыни, а ученики могли общаться на своем родном языке только в свободное от занятий время.

Жан-Батист Поклен восхищался игрой профессиональных актеров и собирался связать свою жизнь с театром. На решение будущего драматурга особенно повлияло то, что именно на его юность пришелся расцвет французского классического театра, который, благодаря культурной политике кардинала Ришелье, стал весьма престижным и прибыльным занятием. Театр теперь был не только развлечением, но еще и средством поддержания единства страны при помощи распространения определенных ценностных и языковых стандартов.


Миньяр Н. «Портрет Мольера», 1656 год. (Wikimedia Commons)

Вообразив себя настоящим драматургом, Поклен однажды решил выдать отрывок из пьесы Рютбефа «Миракль о Теофиле» за собственное сочинение. Обман был быстро раскрыт преподавателем коллежа, который, вопреки всем ожиданиям Поклена, оказался знаком с этой пьесой. Но несмотря на провал, Жан-Батист не отказался от своей мечты и в поисках творческих идей погрузился в изучение античных драм.

Способным ученикам было позволено досрочно переходить в старшие классы, и поэтому Жан-Батист провёл в коллеже меньше положенных семи лет. После его окончания он изучал право в Орлеанском университете.

В 1637 году из-за материальных трудностей после смерти второй жены Поклен-старший добился права передавать по наследству свой титул обойщика и камердинера его величества. К этому моменту Жан-Батист уже успел познакомиться со многими особенностями семейного дела и был в состоянии продолжить его. Однако участь торговца и декоратора королевских покоев не прельщала юношу. В студенческие годы он проводил много времени в интеллектуальных беседах с другими студентами, в числе которых были Сирано де Бержерак и Поль Скаррон. Дружескими посиделками зачастую руководил аббат и профессор философии Пьер Гассенди. Его гуманистические свободолюбивые речи оказали большое влияние на формирование взглядов будущего драматурга.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Ужин

Вечером этого же дня господин был у себя в апартаментах, а его слуга под сильным впечатлением пытался объяснить ему, что сегодняшнее событие ничего хорошего не предрекает, а, скорее всего, выглядит как предупреждение, и что пора бы ему одуматься. Но Дон Жуан потребовал немедленно его заткнуться.

Жуткую интригу с еще большим размахом в своей драме развивает Мольер. Дон Жуан, как бы то ни было, особо ни о чем серьезном никогда не думал. Вечер выдался очень неспокойным, и ему никак не удавалось спокойно поужинать. Сначала к нему приходили разные посетители, то поставщик, которому он сильно задолжал, но, прибегнув к лести, он спокойно проводил его. Потом пришел его отец дон Луис. Он был крайне огорчен легкомысленным поведением беспутного сына и говорил о памяти предков, которую он запятнал своими недостойными поступками. Дон Жуану стало совсем скучно от его слов, а отец продолжал, что лучше было помирать отцам пораньше, чтобы им не досаждали их бестолковые сыновья.

Биография

Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Портрет Мольера

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

Памятник Мольеру

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Мольер

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

ЯВЛЕНИЕ I

Учитель музыки, учитель танцев, два певца, певица, два скрипача, четыре танцовщика.

Учитель музыки (певцам и музыкантам). Пожалуйте сюда, вот в эту залу, отдохните до его прихода.

Учитель танцев (танцовщикам). И вы тоже, — станьте с этой стороны.

Учитель музыки (ученику). Готово?

Ученик. Готово.

Учитель музыки. Посмотрим… Очень недурно.

Учитель танцев. Что-нибудь новенькое?

Учитель музыки. Да, я велел ученику, пока наш чудак проснется, сочинить музыку для серенады.

Учитель танцев. Можно посмотреть?

Учитель музыки. Вы это услышите вместе с диалогом, как только явится хозяин. Он скоро выйдет.

Учитель танцев. Теперь у нас с вами дела выше головы.

Учитель музыки. Еще бы! Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен. Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении — это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего.

Учитель танцев. Ну, не совсем. Мне бы хотелось, для его же блага, чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых мы ему толкуем.

Учитель музыки. Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит, а наши искусства ни в чем сейчас так не нуждаются, как именно в этом.

Учитель танцев. Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе. Аплодисменты доставляют мне удовольствие, расточать же свое искусство глупцам, выносить свои творения на варварский суд болвана — это, на мой взгляд, для всякого артиста несносная пытка. Что ни говорите, приятно трудиться для людей, способных чувствовать тонкости того или иного искусства, умеющих ценить красоты произведений и лестными знаками одобрения вознаграждать вас за труд. Да, самая приятная награда — видеть, что творение ваше признано, что вас чествуют за него рукоплесканиями. По-моему, это наилучшее воздаяние за все наши тяготы, — похвала просвещенного человека доставляет наслаждение неизъяснимое.

Учитель музыки. Я с этим согласен, я и сам люблю похвалы. В самом деле, нет ничего более лестного, чем рукоплескания, но ведь на фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее. Лучший способ поощрения — это вложить вам что-нибудь в руку. Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однакож деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет, так что от невежественного этого мещанина нам, как видите, куда больше пользы, чем от того просвещенного вельможи, который нас сюда ввел.

Учитель танцев. В ваших словах есть некоторая доля истины, но только, мне кажется, вы придаете деньгам слишком большое значение; между тем корысть есть нечто до такой степени низменное, что человеку порядочному не должно выказывать к ней особой склонности.

Учитель музыки. Однако у нашего чудака вы преспокойно берете деньги.

Учитель танцев. Конечно, беру, но деньги для меня не главное. Если б к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса — вот чего бы я желал.

Учитель музыки. Я тоже, ведь мы оба по мере сил этого добиваемся

Но как бы то ни было, благодаря ему на нас стали обращать внимание в обществе, а что другие будут хвалить, то он оплатит

Учитель танцев. А вот и он.

Ранние годы

В молодости Жан был ярым поклонником и представителем популярного тогда эпикуреизма (одного из философских движений). Благодаря такому интересу он завел много полезных знакомств, ведь среди тогдашних эпикурейцев были достаточно обеспеченные и влиятельные люди.

Карьера юриста не была для Мольера столь важна, точно так же, как и отцовское ремесло. Именно поэтому молодой человек избрал для себя театральное направление в деятельности. Биография Мольера лишний раз доказывает нам его стремление к совершенствованию и желание достичь мировых высот в театральном искусстве.

Стоит заметить, что изначально Мольер — это театральный псевдоним, который Жан-Батист Поклен выбрал себе для придания полному имени милозвучности. Но постепенно этим именем его стали называть не только в рамках театральной деятельности, но и в повседневной жизни. Встреча с очень известными тогда французскими комедиантами Бежарами перевернула жизнь Жана-Батиста с ног на голову, ведь впоследствии он стал руководить театром. На тот момент ему был всего лишь 21 год. В состав труппы входили 10 начинающих актеров, и заданием Мольера было улучшить дела театра и вывести его на более профессиональный уровень. К сожалению, другие французские театры составили большую конкуренцию Жану-Батисту, поэтому заведение было закрыто. После такой первой жизненной неудачи, Жан Батист с бродячей труппой начал ездить по провинциальным городкам в надежде получить признание хотя бы там и заработать денег для дальнейшего развития и постройки собственного здания для выступлений.

Выступал Мольер в провинции около 14 лет (точные даты, касающиеся этого факта его жизни, к сожалению, не сохранились). К слову, в это же время во Франции шла гражданская война, массовые протесты и противостояния народа, поэтому бесконечные переезды давались труппе еще сложнее, официальная биография Мольера говорит о том, что уже на данном периоде своей жизни он был серьезно намерен начать свое дело.

В провинции Жан-Батист сочинил большое количество собственных пьес и театральных сценариев, ведь репертуар труппы был достаточно скучным и неинтересным. Мало из работ того периода сохранились. Список некоторых пьес:

  1. «Ревность Барбулье». Этой пьесой очень гордился сам Мольер. Произведения кочевого периода получили положительные оценки критиков.

  2. «Летающий лекарь».

  3. «Доктор-педант».

  4. «Три доктора».

  5. «Притворный увалень».

  6. «Горжибюс в мешке».

Новаторство драматурга

Произведения Мольера начала 1660-х гг. демонстрируют отход от немного легкомысленного и примитивного фарса к комедии нравов с ее едкой сатирой на общественные пороки и более сложными характерами. Пьесы «Школа мужей» и «Школа жен», в основу которых легла тема отношений в любви и в браке, имели переменный успех на парижской сцене. Конкуренты не упустили случая обвинить Мольера в шутовстве и несерьезности, он же с уверенностью парировал их критику в сатирических комедиях «Критика «Школы жен»» и «Версальский экспромт».


Иллюстрация к пьесе «Мещанин во дворянстве». (Wikimedia Commons)

Мольер настаивал на том, что драматургам давно следовало отказаться от педантичного следования античным канонам и слепого подражания авторам классических трагедий. По его мнению, театральная комедия должна быть реалистичной и естественной, а основная задача ее создателя заключается в том, чтобы, высмеивая недостатки современного общества, помогать людям избавляться от них. Мольер во многом опережал свое время, а его произведения не соответствовали традиционным представлениям о комедии как «низком» жанре, и поэтому некоторые зрители зачастую недоумевали по поводу увиденного на сцене.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte

Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Мольер «Дон Жуан»: анализ произведения

В этой пьесе писатель представил скандальный образ европейского дворянина, который живет только ради своих любовных похождений и побед. Его имя Дон Жуан. Герои произведения Мольера вообще все вместе включили в себя характерные пороки тогдашнего общества но, конечно же, не лишены внешнего обаяния и индивидуальных достоинств.

Итак, главный герой пьесы – страстный и прямолинейный, временами добродетельный и честный человек. Образ Дон Жуана у Мольера не совсем однозначный, он не верит в Бога и с большим презрением относится к общественной морали и нравственности, всегда готовый жениться на любой прекрасной даме, покорившей его сердце.

Дон Жуан со своим слугой Сганарелем всегда предельно честен, хотя никогда не прислушивается к его мнению, но часто интересуется им. Дворянская честь и бесстрашие помогают ему без всяких сомнений вступиться на защиту своего врага — Дона Карлоса, который бился со своим противником один против трех. С людьми низкого социального положения он не церемонится и может дать в любой момент пощечину. Как бы то ни было, при всей своей влюбчивой и страстной натуре Дон Жуан стремительно и неуклонно идет дорогой в Ад, уверен Мольер.

Дон Жуан (анализ произведения это подтвержает) больше боится смерти физической, нежели духовной. Он понимает, что все общество уже давно погрязло в грехах. И одно лишь лицемерие помогает людям уживаться со своими страстями и не бояться общественной неприязни и осуждения.

Комедия-балет

Биография Мольера – это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр – комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Сундук Мольера

Интересно, что кроме нескольких подписей на административных документах, не осталось никаких рукописей Мольера. Сундук с ними его жена продала после смерти драматурга.

Легенда гласит, что во время Реставрации (1815-1830) во Французскую национальную библиотеку пришел человек и попросил его принять, сказав, что у него есть достойный багаж. Так как было поздно, охранники, как сообщается, отказали ему, ответив, что никто не может принять его в это время. Крестьянин согласился уйти, но упомянул, что он принес сундук с оригинальными произведениями Мольера и что такое отношение — это позор для библиотеки. Это был последний раз, когда кто-то слышал об оригинальных пьесах. Сундук не найден по сей день.

Краткая биография

  1. В 1643 г. Поклен вместе с другими артистами создал театр «Блистательный». Начинающий актёр взял псевдоним «Мольер» и в 1644 г. впервые вышел на сцену. В Париже новый театр не смог победить в жесточайшей конкурентной борьбе с уже завоевавшими популярность труппами, поэтому Мольер решил покинуть столицу.
  2. В 1645 г. вместе с друзьями он примкнул к театральной труппе Шарля Дюфрена и на протяжении 13 лет выступал в провинции.
  3. В 1650 г. Мольер становится главой труппы. Так как актёрам нужен был свежий репертуар, он взял на себя роль драматурга. За годы работы в провинции Жан Батист написал и поставил множество комедий, большинство из которых не сохранилось. В основном это были фарсы – комедии с лёгким содержанием и использованием внешних комических приёмов. До наших дней дошли пьесы «Летающий лекарь» 1645 г. и «Ревность Барбулье», написанная предположительно в 1653 г. Авторство Мольера в обоих случаях специалисты ставят под сомнение.
  4. В 1655 г. драматург сочинил большую комедию в стихах «Шалый, или Всё невпопад», которая упрочила репутацию труппы.
  5. В 1656 г. была написана пятиактная пьеса в стихах «Любовная досада».
  6. В 1658 г. ставшую известной в провинции труппу пригласил в Париж Месье, младший брат Людовика XIV. Артисты представили в Луврском дворце комедию «Влюблённый доктор», которая так понравилась королю, что он предложил труппе работать в придворном театре Пти-Бурбон. А Месье стал покровительствовать артистам.
  7. Первой комедией, написанной и поставленной Мольером в Париже, стала «Смешные жеманницы». В своей пьесе автор высмеивал утвердившуюся в салонах и буржуазных кругах моду на прециозность – манерность, вычурность. Высшее общество не приняло сатиру, и спектакль был запрещён к показу на двухнедельный срок. Но после снятия запрета он стал пользоваться ещё большей популярностью, пьеса была сыграна за сезон 38 раз.
  8. В 1660 г. драматург написал яркую динамичную комедию-фарс «Сганарель, или Мнимый рогоносец», закрепившую парижский успех труппы. В этой пьесе впервые появляется оригинальный мольеровский персонаж – простак Сганарель, – фигурирующий впоследствии во многих произведениях автора.
  9. Для королевского двора Мольер создаёт особый жанр – комедию-балет. Первой пьесой в таком стиле стала «Несносная».
  10. В 1661 г. артисты перешли в другой театр – Пале-Рояль. Там была поставлена комедия «Школа мужей», написанная в новом для драматурга жанре – комедии воспитания.
  11. В следующем году вышла ещё более тонко проработанная пьеса «Школа жён».
  12. На нападки недоброжелателей, обрушившихся на пьесу, Мольер ответил короткой пьеской «Критика «Школы жён»», поставленной в 1663 г.
  13. В том же году труппой Мольера была поставлена комедия «Версальский экспромт», в которой автор критиковал другой крупный парижский театр «Бургундский отель».
  14. В 1664 г. выходит комедия-балет «Брак поневоле», в которой Мольер улучшает новый жанр, органично переплетая фарсовую и балетную составляющие.
  15. «Принцесса Элида», поставленная в том же году, стала первой представительницей балета-комедии галантно-пасторального типа.
  16. В 1664 г. комедиограф написал свою знаменитую пьесу «Тартюф, или Лицемер». Первый и второй варианты пьесы были запрещены к показу. В репертуаре театра она закрепилась только в 3-й редакции в 1669 г. под названием «Тартюф».
  17. В 1665 г. в Пале-Рояль впервые была поставлена новая дерзкая пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир». Не желая нового скандала, Мольер убрал комедию из репертуара после 15 представлений.
  18. В 1666 г. состоялась премьера «Мизантропа», глубокой психологической комедии «высокого» стиля. Она отличалась от всего, что ставил комедиограф ранее, и была прохладно принята публикой.
  19. В 1668 г. была поставлена знаменитая пьеса «Скупой, или Школа лжи» на сюжет «Кубышки» знаменитого римского комедиографа Плавта.
  20. В 1670 г. по заказу короля была написана комедия-балет «Мещанин во дворянстве».
  21. В 1671 г. по заказу короля в соавторстве с поэтами-драматургами Ф. Кино и П. Корнелем и композитором Ж. Б. Люлли была создана трагедия-балет «Психея». В подготовке постановки также принимали участие: хореограф П. Бошан, костюмер А. Жиссе и декоратор К. Вигарани. Это был роскошный спектакль, поразивший современников своим великолепием.
  22. Последней комедией драматурга стала «Мнимый больной» 1673 г. На момент написания пьесы автор был смертельно болен, однако произведение получилось одним из самых ярких и жизнерадостных в карьере драматурга.
  23. Жан Батист Мольер умер 17 февраля 1673 г. в возрасте 51 года. Он почувствовал себя плохо во время спектакля и был доставлен домой, где вскоре и скончался.

Портрет кисти Н. Миньяра (1656)

«Тартюф»: анализ пьесы

Данное произведение является одним из «взрослых» творений автора. Комедия Мольера «Тартюф» — это яркий пример постепенного отхода от формы французского фарса, в которой он писал раньше. В пьесе затрагиваются темы противостояния правды и лжи. Автор показывает, насколько пагубным может быть влияние людей, для которых обман является профессией.

Как доказывает предложенное выше краткое содержание, Тартюф – обманщик, и не самый лучший. Как бы ни притворялся жулик, а его истинное лицо рано или поздно открывается. Злоба, зависть и желание разбогатеть управляют Тартюфом, и он готов лишить своего бывшего благодетеля не только богатства, но и свободы, а может, и жизни.

Социальная критика и сатира в этой комедии имеют более индивидуальную направленность, ведь Тартюф не является представителем определенного класса и влияние его ограничивается лишь индивидуальными способностями к манипулированию. Этим и страшен такой тип людей, как Тартюф: они способны извратить даже такие возвышенные чувства, как благочестие и вера.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий