Биография жана кальвина

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью – это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Детство и юность реформатора

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон на севере Франции, в семье Жерара Ковена, церковного чиновника с суровым характером, и Жанны Ле Франк. Всего у них было 6 детей: кроме самого Жана в семье воспитывались ещё трое юношей и две девушки. О детстве реформатора по сохранившимся источникам известно немногое: лишь то, что мать мальчика умерла, когда тому не было и 7 лет, а отец, за нехваткой времени, поручил воспитание ребенка одной приличной семье. Здесь будущему реформатору дали основы хороших манер и базовые знания, что в будущем стало хорошим подспорьем в его деятельности.

Когда Жану исполнилось 14, отец отправил его в Парижский университет для изучения гуманитарных наук. Именно здесь в мальчике развились ораторский талант и страсть к учебе. Отец желал видеть сына преуспевающим в церковной карьере: тот уже в 18 лет читал проповеди в церковных приходах.

Однако после конфликта с высокопоставленными церковными лицами мужчина изменил свое мнение и посоветовал юноше получить юридическое образование. Жан Кальвин так и поступил, отдав несколько лет своей жизни на изучение юриспруденции и став квалифицированным юристом. Впрочем, почти сразу после смерти отца он оставил юридическую деятельность, сделав окончательный выбор в пользу теологии.

Портрет Жана Кальвина XVI века работы неизвестного художника

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Тиран

В Женеве страсти улеглись, и горожане все чаще вспоминали Кальвина как честного и праведного человека. В 1541 г. они попросили его вернуться. Жан вместе с семейством переехал в Швейцарию. Тут он развернул масштабные реформы. Был сформирован совет священников, который осуществлял строгий надзор над образом жизни горожан. Эта власть была куда непримиримее и деспотичнее, чем аристократы и римские отцы церкви. Под запрет попали любые светские мероприятия развлекательного характера. Народ начал роптать.

В 1553 г. в Женеву пожаловал доктор Мигель Сервет. Он сделал вклад в естественные науки и попытал свои силы в теологии и начал с отрицания Троицы. Последнего ему не простили. Жан Кальвин строил козни против брата по несчастью, сообщая инквизиции о местах, через которые ехал Сервет. Когда бедняга оказался в руках реформатора, тот отправил его на эшафот.

Казнь Мигеля Сервета. Старинная гравюра

Догматы и положения

С точки зрения кальвинистов, природа является божественным откровением, вместе со Священным Писанием. Окружающий человека мир сам по себе представляет Божий замысел, поэтому люди должны активно изучать всех живых существ, так как это может приблизить верующего к пониманию законов Бога. К другим положениям нужно отнести следующие пункты:

  • Ограниченное искупление. Иисус Христос, как провозглашают кальвинисты, умер не за всех людей, а только за тех, кто был предопределён ко спасению своим Отцом. Сторонники учения опираются в этом вопросе на Библию («Христос умер за тех, кого Бог дал ему для спасения»). В соответствии с этим пунктом не христиане и приверженцы других религий спасены не будут.
  • Благая участь святых. Никто из людей не ответственен за своё спасение и святой человек отличается от грешника только тем, что конкретно его спас Бог. При этом отмеченный божественной благодатью человек не может отойти от своей участи (к примеру, «не оправдать ожиданий» или погрязнуть в пороке). Если же такое произошло, то это значит, что верующий никогда и не был святым.
  • Абсолютная греховность. Все люди являются грешниками, и никакие дела на земле (включая пожертвования) не могут исправить их положения. Единственное спасение — в вере, но и та предопределена с самого рождения и не зависит от человеческой воли.
  • Безусловное избрание. Несмотря на то что все добрые поступки людей (как и злые) уже известны Богу задолго до их совершения и даже планирования, каждый человек должен считать безусловно избранным для спасения, признаком которого является совершение богоугодных дел.

Основное правило этого учения в понятной форме можно выразить так — думать, что все свои хорошие черты характера являются даром Божьим, с помощью которого осуществляется спасение. При этом вина́ за отрицательные качества ложится на человека и первородный грех.

Никакой грех невозможно победить собственными силами, так как в этом случае человек отрицает значимость жертвы Христа на Голгофском Кресте — ведь если спасение было бы осуществимо своими силами, без помощи Бога, то тогда смерть Иисуса была бессмысленной и напрасной.

Спасение невозможно без веры, а вера появляется только благодаря слышанию слов из Евангелия, поэтому, по мнению кальвинистов, речи о спасении «атеистов, творящих добрые дела» не идёт. Однако любой из атеистов или представителей других конфессий, пока жив, имеет право думать, что и он однажды будет спасён Богом и это выразится не иначе как появлением интереса к учению Кальвина.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Яном Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности

Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров – конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Распространение в современных странах

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.

Общие черты учений Лютера и Кальвина

Появление протестантов ознаменовало изменение взглядов на базовые принципы устройства религиозной жизни, которые складывались на протяжении многих веков и были, отчасти, непоколебимы. Все это очень сильно изменило культуру и атмосферу той эпохи. Схожими характерными чертами двух этих направлений протестантизма можно считать их простоту, отказ от покровительства духовенства, осуждение церковных богатств. Более подробный список общих черт учений Лютера и Кальвина выглядит следующим образом:

Портрет Мартина Лютера / Лукас Кранах, 1521

  1. Понятие свободы
    Представления о свободе в обоих учениях является особой установкой веры в Бога и исполнение его воли. Все сводится к тому, что свобода это не освобождение от угнетения социума, а внутреннее состояние человека.

  2. Всевышнее предопределение
    Оба протестанта выдвигали идею предопределения. Различием было то, что Лютер верил и в свободную волю человека и в высшие силы, а Кальвин утверждал, что любое проявление воли — божественная милость.

  3. Определение нравственного человека
    Реформаторы были схожи в понимании духовного и независимого человека. Это дало обоснование нравственной личности, которая не ищет одобрения в социальной среде и не привязана к своему происхождению и положению в обществе. Человек сам должен принимать решение о силе и искренности веры, а также нести ответственность за свои поступки. А стать таким можно только при понимании и познании мира, Бога и самого себя.

Таким образом, в учениях Лютера и Кальвина связываются в одно целое понятия веры, свободы мысли и спасения.

Во многом именно это подтолкнуло науку и философию Нового времени к развитию, основанному на правах человека, к тому, чтобы полагаться на собственные способности, познавать и совершенствовать свой разум.

Все стремления и желания могут подчиняться разуму человека и быть им обузданным, не обращая внимания на авторитеты, предубеждения и социум.

Основные идеи

Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:

Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати

Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.

Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.

Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.

Академия веры

Понимая значение образования в борьбе идей, Кальвин в 1559 г. учредил в Женеве специальную Академию, готовившую проповедников новой веры. Из её стен вышли такие выдающиеся солдаты веры, как Джон Нокс, лидер шотландских протестантов, и Ян Лаский, проповедник протестантизма в Польше. Только в 1555— 1556 гг. во Францию было отправлено 150 обученных в Женеве пасторов. Они были готовы на всё ради победы над папистами, ибо, как проповедовал Кальвин, «всё дозволено для торжества нашей веры и Церкви». Типографии Женевы печатали в тысячах экземплярах Библию на основных языках Европы и кальвинистские памфлеты.

Сам Кальвин написал тысячи писем и посланий, направленных как протестантским общинам Европы, так и политическим деятелям. Он обращался к королям Швеции, Польши, Англии и Дании, убеждая их принять истинную веру. Впрочем, короли отвергали кальвинизм, им не нравился республиканизм Кальвина. Более того, против Кальвина выступили не только католики, но и умеренные реформаторы — лютеране и англикане. В лютеранских княжествах Германии кальвинистов преследовали едва ли не более жёстко, чем католиков.

Но в некоторых странах кальвинистские проповедники добились выдающихся успехов. В 1550-х гг. они завоевали прочные позиции в Нидерландах. В этой стране кальвинизм стал признаком принадлежности к политической оппозиции империи Карла V и Филиппа II. Во Франции к концу 1550 г. насчитывалось около 2 тыс. кальвинистских общин. Они были расположены преимущественно на юге страны — традиционном оплоте политического и религиозного свободомыслия. К кальвинизму примкнула и часть высшей французской аристократии. В Шотландии кальвинизм был связан с противостоянием дворянства династии Стюартов регентше Марии Гиз. Из Шотландии кальвинизм распространился в Англию, где его назвали пуританством. Кальвинизм стал идеологией дворянской и буржуазной оппозиции. Именно поэтому гражданские войны в Нидерландах, Франции и Англии приняли форму священной войны за веру.

Юность

Учеба подростку понравилась. Лекции читали знаменитые преподаватели, помимо богословия студентам преподавали иностранные языки и литературу. Наставники заметили талантливого паренька и определили его на факультет искусств в коллегию Монтегю. Жан готовился стать христианским философом, но этим планам не суждено было сбыться. В 1528 г. отец отозвал сына из Парижа и отправил в Орлеан. Там его наследник должен был получить юридическое образование. Старательный юноша выполнил задачу, попутно посещая Париж, чтобы не бросать любимый факультет.

Лекция в университете. Старинная гравюра

Получая 2 высших образования, наш герой успевал работать над собственным трудом о католической церкви. Жан Кальвин находил ее несовершенной и предполагал, что некоторые реформы пойдут этой структуре на пользу. Свое творчество он представил на суд преподавателей Парижского университета в 1533 г. Новый ректор ВУЗа Николя Коп проникся идеями выпускника и позволил себе зачитать текст на публике. Разразился скандал и вольнодумцы бежали из Парижа.

Биография Кальвина

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 года во французском городе Нуайон. Он рос и воспитывался в семье адвоката Жерара Ковена. Мать будущего реформатора скончалась, когда тот был еще маленьким.

Детство и юность

О детстве Жана Кальвина почти ничего неизвестно. Принято считать, что по достижении 14-летнего возраста он обучался в одном из парижских университетов. К тому времени он уже имел должность капеллана.

Отец делал все возможное, чтобы его сын смог далеко продвинуться по церковной карьерной лестнице и стать материально обеспеченным человеком. В тот период биографии Жан изучал логику, теологию, право, диалектику и другие науки.

Кальвину нравилась учеба, вследствие чего он все свободное время проводил за книгами. Кроме этого, он периодически участвовал в логических и философских дискуссиях, проявив себя как талантливого оратора. Позже он какое-то время выступал с проповедями в одном из католических храмов.

Став совершеннолетним, Жан Кальвин продолжил изучать правоведение по настоянию отца. Это было связано с тем, что юристы зарабатывали хорошие деньги. И хотя парень делал успехи в изучении юриспруденции, сразу после кончины отца он оставил право, решив связать свою жизнь с теологией.

Кальвин исследовал труды разных богословов, а также читал Библию и комментарии к ней. Чем дольше он читал Писание, тем больше сомневался в истинности католической веры. Однако изначально он не выступал против католиков, а скорее призывал к «небольшим» реформам.

В 1532 г. в биографии Жана Кальвина произошло 2 важных события: он получил докторскую степень и публиковал свой первый научный трактат «О кротости», представлявший собой комментарии к труду мыслителя Сенеки.

Личная жизнь

В возрасте 31 года Жан Кальвин счастливо женился на Иделетт де Бур, к которой часто приходил в качестве пастора. О своей жене Кальвин говорил как о «верном помощнике», в их отношениях царили согласие и взаимопонимание. Однако, оба супруга имели слабое здоровье, часто и тяжело болели.

Иделетт де Бур

У Иделетт росли дети лишь от предыдущего мужа, в этом же браке детей не было: три раза роды заканчивались смертью младенцев. После последних родов состояние женщины стало хуже, и вскоре она умерла. Утрату Кальвин переживал тяжело, повторно так и не женился.

Современное изображение Жана Кальвина в последние годы его жизни

Скандалист

В течение года все было благополучно. Как только магистрат Женевы начал искать союзников во Франции и в Швейцарии, Кальвин проявил свой бунтарский характер. Несогласие с догмами новой церкви он выразил отказом от причастия на Пасху. Такой демарш ему простить не могли и попросили покинуть город. Найти новый приют бедняге помогли соотечественники-протестанты, жившие в Страсбурге. В этот город и направился наш герой.

Иделетт де Буре

Обживаться на новом месте Жан начал с устройства личной жизни. Он заявил, что безбрачие противно Богу, а вести домашнее хозяйство в одиночку духовному лицу сложно, потому ему нужна жена. Друзья порекомендовали состоятельную вдову Иделетт де Буре. У женщины было двое детей от покойного мужа, и она не знала французского языка. Дама не понравилась Кальвину, но сводники постарались, и в 1540 г. пара обвенчалась

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

абсолютная порочность человека;
избранность Богом без оснований или условий;
частичное искупление грехов;
непреодолимая благодать;
безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Доктрина кальвинизма

Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Так немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление — непрерывного стремления к прибыли. Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только Богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был клеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.

Кальвин обличал одновременно и беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты, представлялось ему «присваиванием чужого» и «вопиющей дикостью». Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.

Сторонники кальвинизма

Французский писатель XIX в. в соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «подлинную веру по всей Европе». После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии.

Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом. Недовольным новыми порядками был о предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники.

Другие биографии:

  • Татьяна Конюхова

    Конюхова Татьяна Георгиевна это не только актриса российского кино и театра, но и талантливая актриса советского времени, поэтесса и общественный деятель.

  • Эрнст Теодор Амадей Гофман

    Э.Т.А. Гофман – немецкий писатель, который создал несколько сборников новел, две оперы, балет и много небольших музыкальных произведений. Именно благодаря ему в Варшаве появился симфонический оркестр.

  • Эдвард Хагеруп Григ

    Эдвард Хагеруп Григ — величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.

  • Александр Вампилов

    Александр Вампилов – замечательный прозаик-публицист, который написал множество замечательных произведений, статей, художественных записок, драматургических произведений.

  • Аркадий Гайдар

    Всеми известный автор «Чука и Гека» и других интереснейших произведений Аркадий Гайдар (Голиков) появился на свет 9 (22) января 1904 года в небольшом поселке Льгов недалеко от Курска

Различия учений Лютера и Кальвина

Однако было и несколько различий в двух этих религиозных течениях, что в будущем и способствовало разделению протестантства на два разных направления. Список основных различий учений Лютера и Кальвина выглядит следующим образом:

Жан Кальвин, гравюра XVI в.

  1. Национальные пристрастия
    Немецкий богослов Мартин Лютер стремился опираться на национальные чувства и пристрастия соотечественников, призывая освободиться от «дьявольской» власти римлян. Он считал, что церковь должна только утверждать равенство людей перед Всевышним. Учения Кальвина не были связаны с национальными позициями.

  2. Отношение к последователям
    Изначальный кальвинизм вводил жесткие санкции против людей, которые мыслили иначе и имели отличные от реформаторов представления о религии. Вводилась строгая регламентация жизни всех верующих сторонников. Лютеранство, напротив, не применяло силу, а лишь убеждало еретиков. Этим оно выглядело более адекватным, спокойным и здравомысленным.

  3. Проявление благосклонности
    Жан Кальвин подразделял всех людей на избранных и тех, кто не достоин спасения. В его движении не было места состраданию и милосердию, а ко всем неудачникам принято было относиться бесстрастно. Если у человека были какие-либо беды и проблемы, это означало, что Бог не благоволит ему. В трактовке Лютера нет разделения людей и говорится о спасении всех у кого в душе есть вера. Он критиковал подход, в котором говорилось, что богатые могут откупиться от грехов и считал, что только вера может оправдать человека перед Богом.

Мартин Лютер представлялся национальным лидером и был просветителем немецкого народа. Его видение было связано с превращением веры в частное дело каждого отдельного человека.

Кальвин же был верен направлению формирования человека, как орудия божьего замысла. Однако оба эти учения позволяли повернуть человека к реальным проблемам и переживаниям, наделив его самостоятельным критическим мышлением для их решения. Такой человек, не следовавший устоявшимся нормам или мнениям, стал началом для индустриального общества.

Именно такое ответственное и мыслящее общество захватило Европу и, позднее, другие континенты. Протестантизм можно считать универсальной установкой, ведь он не опирается на происхождение, язык, культуру, пол или возраст, а обусловлен только Богом.

Строгость в быту и воспитании — основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее направление протестантизма предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Вывод

Жан Кальвин оставил более 50 томов сочинений, провел тысячи проповедей. Его можно смело назвать ярчайшей фигурой протестантской Реформации. Деятельность реформатора носила весьма спорный характер, но нельзя отрицать, что он оставил яркий след в истории.

Жан Кальвин в 53 года на гравюре Рене Бойвена

Женева и ее церковное устройство на долгие годы стали примером для подражания в глазах многих деятелей Реформации. Кроме того, Кальвин поспособствовал развитию образования, своими идеями ускорил рост влияния капитализма, повлиял на принятие решений многими иностранными правителями. «Кальвинизм» по сей день является фундаментом вероучения множества церквей по всему миру.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий