Женевский гражданин и защитник прав и вольностей: краткая биография жан жака руссо

[править] Семья

Дом, где родился Руссо

Будущий тролль и просветитель родился в суровой протестантской Женеве. Мамаша Руссо, комсомолка, спортсменка, красавица и кокетка, была дочкой пастора и прославилась романтическими похождениями, её братца судили за прелюбодеяние, а сестёр — за картёжничество. При рождении второго сына, слабого и болезненного Жан-Жака, она и перешла из протестантизма в истинную веру.

Папаша Руссо Исаак также был личностью интересной и неординарной. Среди его ближайшей родни значилось несколько поехавших, сам он то бродяжничал, то отбывал в местах не столь отдалённых. Будучи человеком беспокойным, беспорядочным, беспечным и вспыльчивым, никогда не мог усидеть за работой больше половины дня. Обожал читать романы. После обеда он занимался воспитанием юного Жан-Жака, которое и заключалось в чтении оных, иногда всю ночь напролёт. Наконец, выебав сынуле мозг всеми романами, которые только можно было найти в Женеве, батя перешёл к Плутарху.

Позже Исаак принял участие в каком-то вооружённом налёте и съебал из Женевы в соседний кантон, повторно женившись. Сына он оставил шурину, который толкнул было Жан-Жака в пансион для мальчиков, но спустя два года после скандала с директором забрал его и пристроил учеником к гравёру.

Был у Руссо ещё старший братец Франсуа, вьюнош нрава буйного — однажды он сбежал из дома да так и пропал без вести.

Вот такая вот образцово-показательная семья была у будущего просветителя. Но ведь это не главное, не так ли?

Конфликт с Вольтером

У мыслителя был яркий конфликт с Вольтером. Руссо обвинял философа в его трогательности и пессимистичном взгляде на жизнь. Он находил этого человека богачом, которому от скуки присущ трагизм и драматизация. Отношения стали более напряженными после «Письма о зрелищах», в котором Жан продемонстрировал себя ярким противником театров.

Вольтер — человек, оказывавший культурное влияние на жителей Женевы посредством своего домашнего театра, быстро понял, что речь идёт о нём и его взглядах на мир. Он не смог пустить ситуацию на самотёк, остро и дерзко подшучивая над идеями Руссо и выставляя его психически больным человеком.

Взгляды Жан-Жака Руссо

Руссо, как выразитель 1-ой волны французских философов-просветителей, не желал допускать порабощения человечества, свободного по собственной природе. Но порабощение произошло и происходит до сих пор, ввиду неграмотности социума, посредством его обмана и давления. Узрев корень неравенства людей в устройстве государства и частной собственности, Руссо наставляет людей возвратиться к природе и уединенному деревенскому образу жизни. Жан-Жак выдвигал неосуществимые советы, направленные на изоляцию детей от общества и воспитания в природной среде, учитывая естественные способности ученика и его интересы.

Предвзятость и злоба – плоды цивилизации общественного развития человечества, но, критика прогресса не означала возвращение к начальной природной позиции. Стремления Руссо определить условия государства, где правил бы закон, а люди были бы равными и вольными, обернулись тщетностью.

Сохраняя собственный интерес о счастливом будущем людей, Руссо объявляет общество независимым. Независимость общества неотчуждаема и неделима, и законодательное господство должно относиться к обществу. Политические запросы, заявленные Руссо, представляются явными и обыкновенными в наши дни.

Руссоизм – система убеждений французского писателя и философа Жан-Жака Руссо. В основу учения, явившегося реакцией наперекор господству разума и провозгласившего права чувства, положен принцип сентиментализма вместе с индивидуализмом и натурализмом, кратко определенные базисом – чувствами, личностью и природой, на котором держаться философские, религиозные и моральные, общественно-политические и исторические, педагогические и литературные соображения, изложенные в сочинениях: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор».

Сторонник теории Деизма, Жан-Жак Руссо занимал особенную позицию посреди мыслителей периода просвещения и в самой истории философии. Считая деградацию общества следствием развития культуры и причиной падения нравственных ценностей, призывал людей вернуться к истокам, а именно: «Назад к природе!».

Руссо придерживаясь деизма, негативно расценивал вероисповедание и безверие, но одновременно с этим, заключил чувства и субъективные эмоции в основание верования в Бога. Отстаивание достоинств и интересов низших, несостоятельных и малоимущих граждан, привело Руссо к основанию преобразовательной программы населения – народовластию. Деизм – общефилософский курс, приверженцы которого принимали бытие Бога первопричиной создания, но отвергали воздействие Творца на людей, окружающий мир и историческое течение событий. Приверженцы обозначались противниками олицетворения Бога и Его сравнения с природой.

Главный аргумент соображений философа был в выведении общества из состояния полной безнравственности, а истинная нравственная осознанность есть принцип правильного общества. Руссо говорил: «Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле». Нравственность для Жан-Жака являлась наиглавнейшим условием, так как воли нет без совершенства. Но его собственная жизнь была противоречива собственной же философии.

Сотоварищи-просветители одобряли данные соображения, но вероятность их реализации допускалась лишь при: правильном воспитании правителей и князей; учреждении республики с возможностью получения равных материальных благ и политических прав. Философия Руссо включала базисные положения:

  • Воля и разум в Боге;
  • Никем не сотворенная материя объективно существовала и существует вечно;
  • Человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
  • Познание мира до конца не по силам человеку;
  • Частная собственность – первопричина общественных конфликтов (обладание равными правами и равное распределение частной собственности между гражданами, не для обогащения – справедливый выход в идеальное общество);
  • Право народа на мятежи, свержение паразитирующего меньшинства и властителя – ведет к созданию общества по своему усмотрению;
  • Непосредственное участие граждан в собраниях формирует власть, но никак не парламентом;
  • В идеальном государстве необходимо изолирование детей от окружающего мира в специализированных учебных заведениях, что приведет к образованию нового общества.

Родились в один день

Дата рождения: 28.06.1712. Возраст: 308.
Знак зодиака: Рак (информация о знаке).
Гороскопы для Рака: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.

До следующего дня рождения осталось дней: 138 дней.

УТЯШЕВА Ляйсан Альбертовна

Телеведущая

1 место

ПОПЛАВСКАЯ Яна Евгеньевна

Актриса, телеведущая

2 место

ШТУРМ Наталья Юрьевна

Певица

3 место

МАСК Илон

Американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор

4 место

БОДРОВ Сергей Владимирович

Кинорежиссер

5 место

ПАНКРАТОВ-ЧЁРНЫЙ Александр Васильевич

Актёр театра и кино, кинорежиссёр

6 место

БУТЫРСКАЯ Мария Викторовна

Спортсменка

7 место

МИРОШНИКОВ Валерий Александрович

Первый заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов

8 место

КАЛИНЕЦ Евгения Валерьевна

Актриса

9 место

ПОПОВА Анна Сергеевна

Актриса

10 место

УСТЕНКО Станислав Сергеевич

Генеральный директор

11 место

МОСКВИН Павел

Режиссёр и сценарист

12 место

САМАЕВА Леся Васильевна

Актриса

13 место

НЕМЕЦ Анастасия Анатольевна

Актриса

14 место

ПЕРШИН Максим Сергеевич

Директор по развитию клиентского бизнеса

15 место

Влюбчивый романтик

Очень быстро новый приятель бросил наивного Жана, и ему пришлось снова возвращаться в городок в Аннеси, где проживала его покровительница — мадам Варан. В те времена имела место практика, когда аристократки брали «под крылышко» юношей, давая им образование, а также воспитывая их, как собственных сыновей. Франсуаза стала «мамашей» Руссо, однако ей едва исполнилось тридцать лет, она была молода и красива. Потому о нравственной стороне вопроса лучше умолчать. Фактически он стал ее любовником и содержанцем. Зато в этот период он научился писать и говорить грамотно, был помещен в семинарию и даже брал уроки у органиста.

С последнего места учебы он вскоре сбежал из-за телесных наказаний, но, вернувшись, обнаружил, что женщина укатила в Париж «с новой пассией». Оставалось только бродить по Швейцарии, не зная, куда приткнуться, но кочевая жизнь ничуть не тяготила философа. Ранней весной тридцать второго года он снова поселился у мадам Варан, но место в ее постели уже было занято новым любимчикам Ане

Правда, тот скоро скончался, и уже к тридцать седьмому Жан снова безраздельно овладел вниманием своей госпожи. Ходили слухи о его бисексуальности, но это не является фактом

Когда он приболел, госпожа отправила его лечиться на курорт, а сама поехала Шамбери, где нашла себе молоденького швейцарца Винцинрида, которого Руссо называл братом.

Когда «мамаша» окончательно покинула его, Жан остался совершенно без средств к существованию, потому решил исправить это дело весьма оригинальным способом. Он сошелся с бедной неграмотной девушкой Терезе Левассёр, которая имела работу и кое-какой доход. Ничего общего, кроме дома и постели, у них не было, так как она не смогла выучиться даже узнавать время по карманным часам. Обвенчался с ней мужчина только через два десятка лет, да и то вскоре пожалел об этом. К тому времени, кто такой Жан-Жак Руссо, уже знали многие в округе.

Еще одной важной женщиной в жизни гения стала мадам Луиза д’Эпине, единственная дочь знатного и богатого, как Крез, графа Луи-Габриэля Тардьё барона д’Эклавель. Она вышла замуж за собственного кузена, но увидев его расточительство и несерьезность, развелась и поселилась в Шато, что неподалеку от Монморанси

В пятьдесят шестом году она, проникшись сильным чувством к Жану, который неоднократно приходил к ней вести умные беседы, предоставила ему коттедж «Эрмитаж». Но все закончилось плохо, влюбчивый Руссо стал подбивать клинья к невестке своей госпожи – мадам Софи д’Удето, которая и сама имела любовника. Луиза обиделась: философа со двора сразу же прогнала.

Вольные хлеба Жан-Жака Руссо: философ и мыслитель

В начале сороковых годов он неожиданно для себя понял, что того безмятежного счастья, что он испытывал в скитаниях, больше нет. Его все больше клонило в мизантропию, он стал нервным, часто уединялся и мог днями тосковать, просто сидя на подоконнике и смотря в серое небо. Жан стал чаще бывать на улице, ухаживал за пчелами и птицей, охотно работал в поле.

Винцинрид активно вытеснял его из образовавшегося «трио» — следовало подумать о том, что делать дальше. В 1740 году он поступил на службу в дом Мабли в Лионе, но долго там не задержался. Он не умел правильно разговаривать, откровенно заигрывал с хозяйкой, воровал вино и еду, носил к себе в комнату и фамильярничал с хозяином. В итоге его поперли и оттуда, пришлось снова побираться.

Интересно

После неудачной работы наставником, Руссо решил испробовать себя в роли секретаря, так как ничего толком не умел, кроме как писать. Он устроился к французскому дипломату в Венеции графу Монтегю. Тот смотрел на Жана, как на прислугу, но философ возомнил себя влиятельным лицом и стал задирать нос. В итоге аристократ прогнал молодого человека, даже не заплатив ему за проделанную работу. Руссо подал на него жалобу в Париж и получил хорошую денежную компенсацию.

Фрик эпохи Просвещения

Не видя иного выхода и понимая, что полученных средств хватит ненадолго, Жан нашел себе место секретаря у еврейского откупщика Франкёля. Это был правильный шаг, позволивший свести знакомство с такими выдающимися современниками-энциклопедистами, как публицист барон Фридрих Мельхиор Гримм, а также философ и драматург Дени Дидро. Они относились к непосредственному мужчине снисходительно и прощали его оплошности. В сорок девятом году в одной из газет он прочел статью о возрождении искусств и науки и влиянии их на очищение нравов. Именно тогда он понял простую истину, ставшую главным постулатом его философии – любое просвещение вредно, а культура является средоточием лжи и предательства.

Руссо накропал ответ — у него завязалась переписка с Дижонской академией, от имени которой была опубликована та знаковая статья. За это письмо, изобличающее лицемерие, он получил премию. С тех самых пор писатель Жан-Жак Руссо стал желанным членом просвещенного и утонченного общества. Ему рукоплескали стоя, а весь последующий период стал наиболее плодотворным в его творчестве. Он так увлекся собственным парадоксом, что переоделся в рубище, стал хамить и грубить аристократам, считая себя чрезвычайно необычным. В этом было много клоунады, но общество назвало его «Иеремией» современности, подразумевая пророческую суть философа.

Скитания по миру

Как раз в этот период ему подвернулась мадам д’Эпине, интрижка с племянницей которой обошлась Руссо слишком дорого. У него окончательно испортились отношения с энциклопедистами, на него обиделся Дидро, а Гримм откровенно называл маньяком, которому нет места в приличном обществе. В 1761 году отцы парламент Парижа инициировал процесс против отцов-иезуитов, не забыв и про философов. Руссо, приговоренный к тюрьме, вынужден был снова скрываться. Он отправился в княжестве Невшательском, что в Пруссии. Там удалось пробыть три года, после чего он вернулся в Женеву.

Приняли его неплохо, но расшатанное душевное здоровье привело к новым злоключениям. Он стал совершать нелогичные поступки, решив вернуться к кальвинизму, но в то же время жестко критиковал его в своих сочинениях. На все неприятности наложилась еще и ссора с Вольтером, который ранее благоволил философу. Тот агитировал за закрытие театра, что мэтр воспринял, как личное оскорбление. Подстрекаемые местным священником крестьяне однажды ночью забросали его дом камнями. Пришлось снова бежать, на этот раз в Британию по приглашению шотландского философа Дэвида (Давид) Юма. В семидесятом он снова вернулся в Париж, несмотря на судебный запрет. Впрочем, его больше никто не преследовал. Мужчину оставили наедине с его развивающейся паранойей.

Воспитание и образование

Следующее произведение
Pуссо, «Эмиль», посвящено проблеме
воспитания детей. Замечательно, что 
именно дико выросший, невоспитанный Pуссо
стал реформатором педагогики. У Pуссо
были предшественники; в особенности он
пользовался в «Эмиле» «мудрым» Локком,
которого он, однако, далеко превзошёл,
с помощью идеи контраста между природой
и обществом и присущего ему чувства или
чувствительности. До Pуссо обращение
с ребёнком всецело вытекало, так сказать,
из понятия репрессии, а обучение заключалось
в безалаберном вколачивании определённого
рутиной количества мёртвых сведений.
Pуссо исходил из мысли, что ребёнок — дар
природы, как и «естественный человек»;
задача педагогии — развить вложенные
в него природой задатки, помочь ему усвоить
себе необходимые для жизни в обществе
знания, приноравливаясь к его возрасту,
и научить его какому-нибудь делу, которое
помогло бы ему стать на ноги. Из этой мысли
вытекали все здравые педагогические
идеи и советы Pуссо: требование, чтобы
матери сами вскармливали своих детей,
протест против скручивания маленького
тельца в пелёнках, забота о физическом
воспитании и о соответствующей детским
представлениям обстановке, осуждение
преждевременного обучения, совет изыскивать
способы приохотить ребёнка к учению,
развивать в нём любознательность и наводить
его на необходимые для него понятия, мудрое
указание относительно наказаний — они
должны быть естественным последствием
поведения ребёнка и отнюдь не представляться
ему делом чужого произвола и насилия
над слабым. В то же время «Эмиль» может
быть назван романом не потому только,
что заключает в себе историю одного воспитания;
по меткому выражению Песталоцци, это —
книга педагогических бредней. Причина
этому заключается отчасти в искусственной
обстановке, придуманной Pуссо для своего
педагогического трактата, в карикатурном
преувеличении здравых педагогических
принципов и в чувствительном отношении
ко всему, что Pуссо называл природой или
относил на её счёт. Pуссо отбросил для
своей педагогии классическую обстановку
«Телемаха», но сохранил «ментора»: его
Эмиль воспитывается не семьёй, а «гувернёром»,
играющим роль Провидения, при условиях,
несбыточных для громадного большинства
людей. Верная идея, что воспитание и обучение
должны иметь «эволюционный» характер,
проявилась в искусственном разделении
всего процесса воспитания на четыре пятилетия.
Верная мысль, что воспитатель должен
приохочивать ребёнка к учению и выжидать
соответствующей поры для сообщения известных
сведений, проводится в «Эмиле» в целом
ряде несообразностей. Чтобы приохотить
Эмиля к грамоте, его приглашают в гости
записками, которые по его безграмотству
остаются непрочитанными; восход солнца
служит поводом к первому уроку космографии;
из разговора с садовником мальчик впервые
получает понятие о собственности; понятие
о Боге ему сообщают в таком возрасте,
до которого невозможно обходить религиозные
вопросы. В связи с этим стоит неисполнимая
на практике система предохранения ребёнка
от того, что он не должен знать или делать —
например от чтения книг. Всего более фальши
вносится в педагогию Pуссо его воззрением
на природу и культурное общество, выраженным
в словах: «все дело в том, чтобы не испортить
человека природы, приноравливая его к
обществу». Ментор Эмиля простирает свою
заботливость о нём до того, что заблаговременно
выбирает для него невесту. Женщины, по
мнению Pуссо, воспитываются для мужчины;
если мальчик должен постоянно задаваться
вопросом: «для чего это пригодно», то
девочку должен занимать другой вопрос:
«какое это произведёт впечатление». Pуссо,
впрочем, сам подорвал веру в свою теорию
воспитания женщин: Софья, вышедши замуж
за Эмиля, ему изменяет, он, в отчаянии,
становится скитальцем и попадает в рабы
и советники алжирского бея. В «Эмиле»
Pуссо является воспитателем не только
юношества, но и общества; роман заключает
в себе исповедь веры Pуссо и основы его
философского мировоззрения.

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Мизантропия писателя

Ж.Ж. Руссо поменял своё поведение и отношение к обществу. Он ограничил общение с людьми и стал жить отдельно от своей жены. В это время начинается активная деятельность писателя-философа.

Произведения Руссо быстро обрели большой резонанс в обществе, они кардинально меняли представление о политическом строе. И пока народ зачитывался его учениями, возмущенные власти нашли острый ответ на критику, лишив гражданства Женевы и приговорив к тюремному заключению во Франции.

Руссо живёт в бегах. Верден, Мотье, 3 года жизни в Англии и возвращение во Францию в 1767 году в связи с конфликтом с Юмом, знакомым Жан Жака — насыщенная стрессом жизнь привела философа к мании преследования и постоянному страху. Автор гениальных произведений начал сходить с ума.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Портрет Жана-Жака Руссо

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

Дом, где родился и вырос Жан-Жак Руссо

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе.

Жан Жак Руссо о воспитании

Одним из действенных средств возрождения общества Руссо считал воспитание. Педагогические высказывания составляют важную часть его идейного наследства. В известном его романе «Эмиль, или О воспитании» и в других произведениях (в частности, в романе «Новая Элоиза», которым зачитывались современники писателя) Руссо доказывал, что люди от рождения обладают добрыми инстинктами, но становятся испорченными в условиях лживой цивилизации. Воспитание должно развить в человеке природные задатки и устранить с его пути всё, что может их извратить.

Глубокая вера Руссо в идеальную природу человека сделала его защитником права детей на счастливую жизнь. Он выступил с решительным протестом против феодального воспитания, основанного на насилии над ребенком, когда «возраст радостей и счастья проводится в слезах, наказаниях, в рабстве и под постоянными угрозами». В противовес этому он требовал любви к детям, предоставления им условий для свободного развития, воспитания их в естественной обстановке, поближе к природе.

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Философ Жан-Жак Руссо

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

Выступление Жана-Жака Руссо

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Жан-Жак Руссо

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий