Так говорил заратустра

Внешность

Человек

Высокая худая женщина, носит длинную водолазку и брюки темно-цианового цвета, туфли и лента на талии тёмно-розовые. У учительницы короткие синие волосы с челкой, белая кожа. Красит ногти, глаза и губы фиолетовым. Под левым глазом шрам.

Заратустра одевается в стиле 70-х. Появляется первая одежда специально для дискотек, в моде яркие расклешённые брюки, ткани стрейч, широкие ремни, платья-футляры и приталенные кожаные пальто. Прямо на улицах Лондона рождается стиль панк. Женщины носят мини-юбки, колготки в четочку и туфли на высоком каблуке. Футболки пестрят дерзкими лозунгами. Популярна одежда в стиле милитари, брюки, куртки и армейские ботинки — для молодёжи это символ протеста. (Журнал «Делай, как мы… Будь стильной»)

Монстр

В результате заклинания, наложенного Валтором, учительница была превращена в ужасного трёхметрового монстра, сине-зелёная кожа которого соответствует цвету повседневной одежды. В данном обличии она имеет удлинённые передние конечности, служащие опорой при передвижении. Задние лапы выглядят значительно короче, так как они постоянно согнуты. Голова чудовища напоминает молот с треугольным выступом посередине. На нём расположено два небольших жёлтых глаза. Возможно, большой красный кристалл также является оком. С верхней челюсти свисают два длинных острых клыка. Из мускулистого тела выпирают три пары белых рёбер.

История

Мультсериал

1 сезон

После нападения Трикс на Гриффин Заратустра вместе с Эдилтруд направляется к директрисе. Она обращается к ведьме, после чего отчитывает исключённых ранее учениц. Сторми отвечает на слова профессора сарказмом, а затем и вовсе обрушивает на присутствующих мощный вихрь. Поток воздуха отрывает преподавателя и её сестру от земли. Через мгновение обе пробивают собой окна кафетерия и оказываются за пределами Облачной Башни.

Трикс заключают Заратустру в магический пузырь. Она с волнением слушает речь обезумевших ведьм. Их дальнейшие планы вызывают у профессора тревогу. Позже преподаватель покидает захваченный замок вместе с Гриффин, Эдилтруд и всеми ученицами, после чего оказывается в Алфее. Когда Трикс проигрывают финальную битву, возвращается обратно в школу.

2 сезон

Проводит занятие

Заратустра и её сестра встречают Винкс у входа в Облачную Башню. Ведьмы холодно приветствуют гостей, но всё же делятся с ними полезной информацией о живой сущности школы. В следующий раз феи встречают профессора на занятиях по оккультизму. Заратустра хочет унизить учениц из Алфеи и для этого даёт им сложное задание. Мирта срывает тайный замысел и выводит преподавателя на чистую воду. Заратустре приходится поставить всем пятёрки, за исключением бывшей ведьмы, что нарушила её планы.  

Профессор присутствует в кабинете директора незадолго до того, как Гриффин уходит медитировать. Она интересуется, не являются ли приглашённые гости приманкой для Трикс. На возражения директрисы ведьма замечает, что не стоило разделять фей на пары. После того, как Трикс забирают часть Кодекса, преподаватель наблюдает за покидающими замок Винкс. Она заявляет, что их поражение является печальным днём для всех живых.

3 сезон

Реакция на появление Валтора

Во время захвата Облачной Башни Валтором находится в кафетерии. Она сидит за одним столом с Эдилтруд. Когда Трикс появляются в школе, профессор выражает явное недовольство. Приход Валтора вызывает у ведьмы сильное удивление. Заратустра и Эдилтруд не успевают что-либо предпринять, так как тёмный маг накладывает на них личный знак и тем самым подчиняет собственной воле.

После нападения Валтора на Алфею Винкс решают проникнуть в школу ведьм, чтобы узнать, что стало с Фарагондой. В одном из коридоров феи попадают в ловушку, в ходе которой происходит бой между Заратустрой и  Эдилтруд, превращёнными в огромных монстров, а также несколькими заколдованными ученицами. Несмотря на все попытки одолеть Винкс, ведьмы проигрывают феям. Не имея численного превосходства, они отступают. Перед тем как скрыться в стенах замка, Заратустра заявляет победителям, что им пока рано радоваться.

Позднее преподаватель и её сестра приходят в разгар битвы Винкс и Валтора. Они докладывают своему хозяину, что Гриффин пытается сбежать из подземелья школы. Злодей приказывает профессорам уничтожить фей, после чего уходит. Заратустра и Эдилтруд снова атакуют девочек, но те объединяют свои силы и прогоняют ведьм.
Спустя некоторое время, когда Валтор заставляет Облачную Башню исчезнуть, профессора оказываются в Алфее. Они присутствуют на совете учителей и участвуют в обсуждении предстоящего поединка тёмного мага и директоров трёх школ.

Комиксы

«Проклятое зелье»

Заратустра на уроке

Ведет урок у класса Трикс по предмету похожему на теорию изготовления зелий. Она диктует лекцию о «зелье способном пробить камень», после чего объявляет о проверочной работе через два дня по всем её предметам. Заратустра устраивает несколько сложных тестов и зачетов подряд, для которых ученицам приходится зубрить днями и ночами.

Заратустра, Лукреция и Сабрина

В результате ведьмы, неспособные справится с таким огромным объемом учебного материала, покупают у Трикс конфеты из проклятого зелья, для улучшения памяти и самочувствия.

Снисходительная похвала

Заратустра заранее на перемене сообщает Лукреции о том, что будет спрашивать её у доски, давая время подготовится морально.

Далее на уроке она вызывает Лукрецию, которая первой опробовала проклятые леденцы, ответом студентки ведьма остается довольна.

После следующей проверочной работы она хвалит учениц, за то что они «сделали мало ошибок».

Когда выясняется обман, Заратустра аннулирует результаты тестов и заставляет студенток пересдавать все зачёты.

Беспокоится о Трикс, когда они готовясь к экзаменам, не спускаются ужинать и отправляет девушку из обслуживающего персонала позвать их. Этим она, возможно, спасает им жизнь, так как юные ведьмы подверглись побочному эффекту от проклятого зелья и находились без сознания.

Появляется в книге «Враг в опасности» и «Лунные цветы».

Во что верили зороастрийцы?

Основы учения Заратустры изложены в Авесте — священной книге всех зороастрийцев. Она представляет собой сборник всевозможных молитв, гимнов и наставлений, написанных в разные века.

Чтение Авесты

При этом самые ранние из текстов очень схожи по языку и сюжетам с индийской Ригведой, а потому некоторые исследователи оценивают возраст Авесты в три тысячи лет. По всей видимости, создатели обеих книг творчески переосмыслили какие-то более древние верования ариев.

На того, кто впервые сталкивается с зороастризмом, тут же обрушивается целый поток незнакомых слов и понятий. Но если не заморачиваться с терминологией, то люди, хоть немного знакомые с христианством, найдут у этих религий много общего.

Например, в роли единого Бога-Творца в зороастризме выступает Ахура Мазда (переводится примерно как «Владыка Мудрый»). Так же как Иегова, он считается благим и всемогущим. Кстати, сами себя последователи Заратустры называют маздаяснийцами, то есть служителями Мазды.

Вместо Сатаны и бесов, зороастрийцам досаждают Ариман (он же Ангра-Майнью) и его дэвы. Но в отличие от христианства, в зороастризме зло существует изначально как естественный антагонист добра. Впрочем, добро в итоге должно-таки победить зло, а Ариман и его воинство будут повержены.

Поединок Ахура Мазды и Аримана

Есть у зороастрийцев и посмертное воздаяние. После смерти каждый человек должен пройти по специальному мосту, где будут взвешены его мысли, слова и дела. Если зло в человеке перевесит, то его душа попадает в ад (Дузах), а если перевесит добро — то в рай (Бехешт). Если же чаши весов окажутся в равновесии, то душа отправится в Мисван-гату («место смешанных»), которое по своему унылому антуражу очень напоминает Лимб из поэмы Данте.

Но на этом злоключения усопших не заканчиваются, ибо в конце времен их ждет еще и Страшный Суд. Каждый, кто когда-либо жил на Земле, снова получит телесное воплощение и должен будет перейти через реку расплавленного металла. Грешники в этой реке погибнут, а праведникам она покажется парным молоком. Во время Страшного Суда будет уничтожен Ариман и все темные силы.

Также у маздаяснийцев есть и свои ангелы, которые называются язатами, т.е. «достойными почитания». Среди них особое место занимают шесть Амэша-Спэнта («бессмертных святых»), которые покровительствуют различным благим деяниям и являются эманациями Ахура Мазды. Кстати, именно из-за язатов христианские и исламские проповедники, особо не вникая, объявляют зороастрийцев «проклятыми язычниками».

Царь Кир в облике язаты

А напоследок «вишенка на торт»: у зороастрийцев тоже есть учение о грядущих мессиях, которых ожидается сразу трое. Это «избранные» Ахуро Маздой люди, которых называют Спасителями мира (саошьянта). Их задача — восстанавливать учение Заратустры, возвещать истину и поднимать людей на битву со злом.

Нравственность у зороастрийцев

Теперь самое интересное. Если в устройстве «зороастрийской вселенной» разобраться относительно легко, то нравственные основы этой религии обычно вызывают у европейцев недоумение. Люди, с рождения невольно привыкшие к авраамическим религиям (иудаизму, христианству и исламу), часто испытывают легкий шок от столкновения с древней и явно чужой для них культурой.

В авраамических учениях вся мораль крутится вокруг принципов единобожия и общественных отношений. У зороастрийцев же она основана на двух ключевых понятиях — аша и друдж, которые можно перевести как «благодать» и «скверна». Аша включает в себя все хорошее — добро, истину, жизнь, чистоту, гармонию. Друдж, в свою очередь, это зло, ложь, смерть, болезнь, грязь, гниение и прочая гадость, которая портит творения Ахура Мазды.

Чтобы преумножать ашу и побеждать друдж, истинный зороастриец должен строго соблюдать ритуальную чистоту и избегать грязи. Он обязан содержать в чистоте свое тело, придерживаться правил гигиены во время приготовления пищи, оберегать от загрязнения землю и источники воды.

Эти принципы были огромным шагом вперед для своей эпохи, поскольку защищали древних персов от заразы и эпидемий. Увы, но в более поздних религиях такого внимания чистоте уже не уделяли. Невольно вспоминается венгерский врач Земмельвейс, который в XIX веке (!) так и не смог убедить акушеров мыть руки.

Огромным грехом у маздаяснийцев было осквернение стихий (земли, воды и огня), что очень сильно повлияло на их погребальные обряды. Как только человек умирал, к нему начинали относиться как к чему-то очень заразному. Им занимались лишь профессиональные могильщики, да и те соблюдали при этом кучу ритуалов.

Башня молчания в Индии

Мертвых не хоронили, чтобы не осквернять почву. Их укладывали в специальные «Башни молчания», где хищные птицы и жаркое персидское солнце быстро превращало их в скелеты. И только уже сухие и очищенные кости предавали земле, где они и дожидались Судного дня.

Похоронная процессия в Башне молчания

Впрочем, в современном Иране зороастрийцам запретили пользоваться «Башнями молчания». Сейчас они хоронят усопших в специальных бетонных саркофагах, которые тоже не допускают контакта с почвой.

Естественно, что из-за страха перед заразой у зороастрийцев появились ритуалы очищения на все случаи жизни. Самый сложный из них назывался «Очищение девяти ночей». Во время этого ритуала человек проводил в полном уединении девять суток, постоянно совершая омовения и молитвы.

Но самым-самым страшным грехом, который даже не подлежит искуплению, у зороастрийцев считается «кунмарз». Этим словом обозначались все половые извращения, то есть любой секс, который не приводил к продолжению рода. В частности в одном из трактатов Авесты сказано:

Согласно преданию, именно с помощью «кунмарза» Ариман и произвел на свет дэвов. Для этого он… хм… оплодотворил сам себя ректально, попутно положив начало современному художественному перформансу.

Что же касается отношений между людьми, то здесь зороастризм мало чем отличается от авраамических религий. В Авесте есть даже свое «Золотое правило», которое звучит так:

Однако зороастрийцы терпеть не могут крайности, поэтому часто заповеди у них соблюдаются с различными оговорками. Например, убивать людей, конечно же, нельзя, но для защиты себя или своей страны убивать можно. Пьянство порицается, но пивасик с друзьями — это святое в умеренном употреблении нет ничего плохого. Аборты запрещены, но и они допускаются, если существует угроза для жизни матери.

Жизнь Заратустры

Философ и пророк Заратустра — личность легендарная, а потому трудно сказать, существовал ли он на самом деле. Но по самой популярной версии он жил на территории Ирана за 258 лет до Александра Македонского, то есть в VII веке до нашей эры. Некоторые отодвигают это время на I тысячелетие до нашей эры, а иногда и на более ранний период (вплоть до 1700 года д. н. э.).

Спитама Заратустра

По поводу родины Заратустры опять же существуют разные теории. Кроме Ирана, исследователи называют Афганистан и Азербайджан, а «особо креативные» — даже Аркаим, о котором мы уже писали.

С биографией пророка у историков тоже все сложно, поэтому нам придется поверить зороастрийцам на слово и придерживаться их версии.

Легенда гласит, что родителей Заратустры звали Поурушаспа и Дугдова. С самого рождения жизнь Спитамы Заратустры (Спитама — это родовое имя, вроде нашей фамилии) сопровождалась множеством чудес. Еще ребенком он демонстрировал великую мудрость и праведность, из-за чего его люто возненавидели дэвы (персидские демоны) и языческие жрецы.

Когда же Заратустре исполнилось тридцать лет, он получил откровение от бога-творца Ахура Мазды и с энтузиазмом начал проповедовать новую религию. Однако в самом начале пророка отовсюду прогоняли, а его проповеди так никого и не убедили. В результате за первые годы миссионерства он смог обратить в новую веру лишь одного человека — своего двоюродного брата.

Заратустра и царь Виштаспа

Но однажды удача ему улыбнулась. Он произвел настолько сильное впечатление на царя Виштаспу, что тот принял учение Заратустры и сделал его официальной религией своей страны. Что это был за царь, и что это была за страна — опять же неизвестно. Но можно предположить, что в легенде речь идет о персидском царе Гистаспе — отце Дария I.

Погиб Заратустра в возрасте 77 лет. Когда пророк молился в храме, его ударил ножом в спину один из языческих жрецов. С приходом новой религии они потеряли былую власть и не могли Заратустре этого простить.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий