Краткая биография и произведения михаила ивановича глинки

Характерные черты стиля

  • идеальное чувство формы, классическая стройность пропорций, продуманность малейших деталей всей композиции;

  • неизменное стремление мыслить по-русски, близость русской народной песне. Цитаты подлинных фольклорных мелодий Глинка использует редко, – зато его собственные музыкальные темы звучат как народные.

  • мелодическое богатство. Функция мелодии – ведущая в музыке Глинки. Певучая мелодичность, распевность роднит музыку Глинки с русским народно-песенным творчеством; особенно типичны секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона, нисходящий ход V–I;

  • с вокальностью, распевностью связана в музыке Глинки свобода и плавность голосоведения, опора на традиции подголосочной полифонии;

  • преобладание вариантно-попевочного и вариационного развития. Вариантность как метод развития наследуется композиторами «Могучей кучки», Чайковским, Рахманиновым.

  • мастерство оркестрового колорита. Использование метода дифференцированной оркестровки. В «Заметках об инструментовке» Глинка определяет функции каждой оркестровой группы. Струнные – «их главный характер – движение». Деревянные духовые – выразители национального колорита. Медные духовые – «тёмные пятна в картине». Особые колористические нюансы создаются путём применения дополнительных инструментов (арфа, фортепиано, колокольчики, челеста) и богатейшей группы ударных.

  • многие особенности гармонии Глинки связаны с национальной спецификой русской музыки: плагальность, ладовая переменность, широкое применение побочных ступеней лада, переменный лад, лады народной музыки. Вместе с тем, композитор пользуется средствами современной романтической гармонии: увеличенное трезвучие, доминантовый нонаккорд, средства мажоро-минора, целотоновая гамма.

Творческое наследие Глинки охватывает все основные музыкальные жанры: оперу, музыку к драме, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Но главная заслуга Глинки – создание русской классической оперы. Оперное творчество Глинки стало магистральным для русской оперы, определив два главных ее направления – народная музыкальная драма и сказочный эпос. По словам Одоевского, «с оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки.

Огромную роль обе оперы сыграли в развитии русского симфонизма. Глинка впервые отказался от прежнего разграничения инструментального изложения на «зоны» аккомпанированного речитатива и сквозного симфонического изложения.

с Пушкиным, а также с Жуковским, Дельвигом, Грибоедовым, Одоевским, Мицкевичем Глинка общался лично.

Для сравнения: Вагнер в 1936 году был автором двух ранних опер, не имеющих отношения к реформе («Феи» и «Запрет любви»); первая опера Верди появилась в 1839.

Опять совпадение: Пушкин первым из русских писателей посетил этот край.

Происхождение

Композитор родился в отцовском имении 20 мая (по старому стилю — 1 июня) 1804 года. Первым домом Глинки стало село Новоспасское Смоленской губернии. Отцом Михаила Глинки был отставной капитан – Иван Николаевич Глинка. Их род пошел от шляхтичей. Мать композитора – Евгения Андреевна. Сразу после рождения мальчика забрала бабушка – Фёкла Александровна. Она так усердно занималась воспитанием мальчика, что уже в детстве он стал болезненным недотрогой. К шести годам Миша был полностью отстранен от общества, даже от собственных родителей. В 1810 году бабушка умирает, а мальчика возвращают на воспитание в семью.

Творческий кризис

Все эти обстоятельства привели к трудностям в сочинении новых произведений и творческом кризису. Был и еще один повод, который послужил этому. В 40-е годы началось новое веяние в русском искусстве. Стала популярна тема отражения конфликтов как социальных, так и психологических

Обращалось внимание на оскорбленных и униженных людей. Это заставило композитора пересмотреть свое мировоззрение и искать новые пути

К сожалению, в новом стиле ему удалось написать только несколько романсов в конце 40-х годов.

К счастью, Глинку окружали музыканты разных поколений. В этом кругу он нашел поддержку и утешение. Среди таких людей были: композиторы Балакирев и Даргомыжский; критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Балакирев впоследствии стал главой кружка «Могучая кучка». Также поддержку оказывала сестра композитора Л. И. Шестакова.

Литература

  • Асафьев Б. В. Глинка. — М., 1947; 1950; Л., 1978.
  • Бернштейн Н. Д. Михаил Иванович Глинка. — СПб., 1904.
  • Вальтер В. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб., 1903.
  • Васина-Гроссман В. Жизнь Глинки. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. (1804—1857). — М., Музыка, 1979; 1982. (Русские и советские композиторы).
  • Веймарн П. Михаил Иванович Глинка. Биографически очерк. — М., 1892.
  • Вызго-Иванова И. М. Опера Глинки «Руслан и Людмила». — СПб.: «Астерион», 2005.
  • Берков В. О. Гармония Глинки. — М., 1948.
  • Глинка М. И. Исследования и материалы. Под редакцией чл.-кор. АН СССР Оссовского А. В. Л.-М. Музгиз. 1950 г. 276с.
  • Глинка в воспоминаниях современников / Под ред. А. А. Орловой. — М., 1955.
  • Глинка М. И. Записки и переписка с родными. — СПб., 1887.

Далее…

  • Дмитриев А. Н. Музыкальная драматургия оркестра Глинки. — Л., 1957.
  • Ильинский А. А. Михаил Иванович Глинка. Его жизнь и музыкальные произведения. — М., 1908.
  • Канн-Новикова Е. И. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Вып. 1-3. — М.-Л., 1950—1955.
  • Казовский М. Г. «Озарённые романсом», историческая повесть. «Подвиг», М., 2017.
  • Кашкин Н. Д. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1958.
  • Колмовский А. Биография Глинки с приложением портрета и факсимиле. — Смоленск, 1885.
  • Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосья М. Глинки//Критика и музыкознание. — Л., 1980. — стр. 124—139.
  • Коцин А. 200 лет со дня рождения композитора М. И. Глинки // Филателия. — 2004. — № 8. — С. 2—3.
  • Кузнецов К. А. Глинка и его современники. — М., 1926.
  • Ларош Г. А. Избранные статьи о Глинке. — М., 1953.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Т.1-2. — М., 1987—1988.
  • Летопись жизни и творчества М. И. Глинки. М., 1978.
  • Левенсон О. Из области музыки. Глинка: Биография. — М., 1885.
  • Ливанова Т. Н., Протопопов В. В. М. И. Глинка. Т. 1-2. — М., 1955
  • Николаев А. Михаил Иванович Глинка. — СПб, 1904.
  • Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. — М., 1953.
  • Петрушанская Л. Глинка и Италия. — М., 2008.
  • Орлова А. А. Глинка в Петербурге. — Л., 1970.
  • Протопопов В. В. М. И. Глинка. — М., 1949.
  • Протопопов В. В. «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование. — М., 1961.
  • Серов А. Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. — Л., 1984.
  • Стасов В. В. Избранные статьи о М. И. Глинке. — М., 1955.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 1. Украина — Киев, 2000.
  • Тышко С. В., Мамаев С. Г. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 2. Глинка в Германии, или Апология романтического сознания. — Киев, 2002.
  • Тышко С. В., Куколь Г. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам» Ч. 3. Путешествие на Пиренеи, или Испанские арабески. — Киев, 2011.
  • Тышко С. В. Странствия Глинки. Комментарий к «Запискам». Ч. 4. Кавказ. Киев, 2015.
  • Финдейзен Н. Ф. Михаил Иванович Глинка. Очерк его жизни и музыкальной деятельности. — М., 1903.
  • Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  • Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и её традиции в русской музыке. — М., 1957.
  • Чернов К. «Жизнь за Царя». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1907.
  • Чернов К. «Руслан и Людмила». Опера М. И. Глинки: Тематико-эстетический разбор. — М., 1908.
  • Шлифштейн С. И. Глинка и Пушкин. — М.-Л., 1950.
  • Энгель Ю. Великий баян земли русской, композитор М. И. Глинка. — М., 1904.
  • Соловьев Д. Н.(—). «Пятидесятилетие С.-Петербургской Первой гимназии». Ист. записка. СПб, 1880.

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

— героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы  были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы. Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  •  черты драмы ( активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы, связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции, тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  •  особый, широкий и неторопливый характер развития;
  •  отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  •  картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Возвращение на родину

Весной 1834 года Михаил приезжает в Новоспасское. Он думал отправиться за границу снова, однако принимает решение остаться на родной земле. Летом 1834 года отправляется в Москву. Он встречается здесь с Мельгуновым и восстанавливает былые знакомства с музыкальными и литературными кругами. Среди них Аксаков, Верстовский, Погодин, Шевырев. Глинка решил создать русскую национальную оперу. Он взялся за романтическую оперу «Марьина роща» (на сюжет Жуковского). План композитора не был реализован, наброски до нас не дошли.

Осенью 1834 года приезжает в Петербург, где посещает литературные и дилетантские кружки. Однажды Жуковский ему подсказал взять сюжет «Ивана Сусанина». В этот период времени сочиняет такие романсы: «Не называй ее небесной», «Не говори, любовь пройдет», «Только узнал я тебя», «Я здесь, Инезилья». В личной жизни у него происходит большое событие — женитьба. Наряду с этим он увлекся написанием русской оперы. Личные переживания повлияли на творчество Глинки, в частности на музыку его оперы. Изначально композитор задумал написать кантату, состоящую из трех картин. Первая должна была называться сельской сценой, вторая — польской, третья — торжественным финалом. Но под влиянием Жуковского он создал драматическую оперу, состоящую из пяти актов.

Премьера «Жизни за царя» произошла 27 ноября 1836 г. В. Одоевский по достоинству оценил ее. Император Николай I подарил за это Глинке перстень за 4000 рублей. Через пару месяцев он назначил его капельмейстером. В 1839 году по ряду причин Глинка подает в отставку. В этот период продолжается плодотворное творчество. Глинка Михаил Иванович написал такие композиции: «Ночной смотр», «Северная звезда», еще одну сцену из «Ивана Сусанина». Принимается за новую оперу на сюжет «Руслана и Людмилы» по совету Шаховского. В ноябре 1839 года разводится с женой. В период жизни с «братией» (1839-1841) создает ряд романсов. Опера «Руслан и Людмила» была долгожданным событием, билеты раскупались заранее. Премьера состоялась 27.11.1842 года. Успех был ошеломляющий. После 53 представлений оперу перестали ставить. Композитор решил, что его детище недооценено, и у него наступает апатия. Творчество Глинки приостанавливается на год.

Текущие проекты

Стоит отметить, что при этом ученый уделял большое внимание различным текущим проектам. Например, в конце XIX века изучал причины аварии, случившейся на столичном водопроводе

По результатам этого исследования им был сделан подробный отчет на собрании инженеров и ученых в Политехническом обществе. В частности, он был посвящен явлению гидравлического удара. Жуковский вскрыл все его механизмы, вывел формулы, которые связывали давление, скорость течения, плотность с зависимостью от радиуса трубы, а также были рассмотрены разные варианты в зависимости от расстояния и времени рассматриваемого сечения, выбранных координат.

В 1898 году принял участие в Съезде отечественных естествоиспытателей и врачей, на котором прочитал обзорный доклад под названием «О воздухоплавании». В том же году им были разработаны экономичные принципы горизонтального полета. Герой нашей статьи подробно описал их в своем исследовании «О крылатых пропеллерах».

Биография Михаила Ивановича Глинки

Выделим основные моменты в жизни великого музыканта, основоположника русской оперы.

Родители

Отец музыканта – Глинка Иван Николаевич. Мать – Земелька Евгения Андреевна.

Первые годы своей жизни Михаила Иванович провел в поместье своего отца.

Живя там, он обнаружил в себе любовь к местной народной музыке, которая осталась с ним на всю жизнь и сильно повлияла на дальнейшее творчество композитора. Восхищенный этими звуками, он стремился передать пережитые впечатления в будущем творчестве.

Няня, Авдотья Ивановна, смогла воспитать в маленьком Мише любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и напевая мотивы народных песен.

Детство

Первые шесть лет Глинка провел в компании своей самодержавной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только избаловала его, дав ему все, что он хотел, но чересчур опекала. Однажды, она укутала мальчишку в меха и продержала в перегретой комнате несколько часов.

Михаил рос слабым, нервным, больным ребенком, которым манипулировала чрезмерно защищающая и опекающая бабушка, пока та не умерла в 1810 году. После ее смерти будущий музыкант вернулся к родителям. Его музыкальные горизонты расширились.

Юношество

Глинка впервые увлекся музыкой в возрасте 11 лет. У его дяди был крепостной оркестр, который любил слушать юноша.

Именно благодаря народному оркестру Михаил тщательно изучил и проникся увертюрами, а также симфониями Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Однако квартет кларнета Бернарда пробудил в Глинке всю его страсть к музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни.

Михаил был настолько пленен их звучанием, что часто стоял совершенно неподвижно, слушая их или пытаясь подобрать инструмент, чтобы присоединиться.

Будущий музыкант был особенно очарован звуками скрипки, свирелью флейты. Он даже дирижировал оркестром, когда немного подрос.

Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке, наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые курировала его гувернантка В. Кламмер.

Образование

Семнадцатый год девятнадцатого века Михаила по воле родителей отправили в Санкт-Петербург. Михаил учился в Благородном пансионе для детей дворянского происхождения при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами, до написания романсов, были зарубежные языки. Глинка так же любил географию и зоологию.

Музыка не была включена в учебную программу института, тем не менее талантливый юноша был направлен к лучшим мастерам Санкт-Петербурга. Он брал уроки фортепиано, скрипки и вокала у преподавателей итальянского, немецкого и австрийского происхождения.

Самое глубокое впечатление произвели уроки знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера. Именно Майеру композитор был признателен и благодарен за его вклад в развитии музыкальных способностей.

К 1822 году Михаил Глинка смог на публике исполнить минорный концерт Хуммеля в сопровождении Майера, аккомпанирующего на втором фортепиано.

Творчество

В скором времени после выпуска из пансиона, Михаил начал писать свои первые произведения. В начале 1820-х годов он сочинил несколько романсов. Любопытно, что один из них – «Не пой, красавица, при мне», был положен на стихи Пушкина.

После этого Глинка начал писать необычайно много композиций, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах. Стоит заметить, что он стремился выйти за рамки устоявшихся шаблонов бытовой музыки.

В 1823 г. Михаил Глинка побывал на Кавказе, где лечился минеральными водами. Здесь он познакомился с музыкой местных народов, которая произвела на него большое впечатление. Тогда же ему удалось познакомиться с такими видными деятелями, как Василий Жуковский, Адам Мицкевич и Александр Грибоедов.

В 1829 г. Глинка вместе с Николаем Павлищевым опубликовал «Лирический альбом», в который входили несколько произведений Михаила. В следующем году он начал жаловаться на здоровье, в связи с чем решил сменить петербургскую сырость на более благоприятный климат.

Музыкант отправился лечиться в Европу, посетив ряд немецких и итальянских городов. В Италии Глинка исследовал вокальный жанр бельканто и написал немало произведений в «итальянском духе». К тому моменту биографии его композиции уже соответствовали высочайшему классу.

Именно тогда у Михаила сформировался собственный «почерк». Летом 1833 г. он отправился в Германию. Тут он брал уроки у Зигфрида Дена. Спустя год он получил известие о смерти отца, по причине чего был вынужден вернуться домой.

В 1834 г. Глинка принялся за написание своей первой оперы «Жизнь за царя», которую окончил спустя пару лет. После этого она была поставлена на сцене Петербургского Большого театра. Тогда же он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы, которую возглавлял 2 года.

В конце 1842 г. композитор представил свою очередную оперу «Руслан и Людмила», которая подверглась жесткой критике. Михаил Глинка был очень огорчен такой реакцией общественности. К тому же, он переживал кризис в личной жизни, что еще больше ухудшило его психическое и физическое здоровье.

В результате, Михаил решил отправиться в очередную долгосрочную поезду по Европе, посетив несколько французских и испанских городов. Со временем к нему вновь вернулось вдохновение, благодаря чему он сочинил ряд произведений, включая «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о Кастилии».

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки»

Возвратившись на родину, Глинка начал часто получать приглашения на разные светские мероприятия, которые чрезмерно утомляли его. Это привело к тому, что он решил снова выехать за границу. В 1848 г. мужчина прибыл в Варшаву, пробыв там около 2-х лет.

В данный период биографии композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская»

Важно заметить, что в данном произведении автор заложил новый тип симфонической музыки, сумев мастерски воссоединить разные ритмы, настроения и характеры

Последние 5 лет жизни Глинка провел в разъездах. Во время 2-летнего пребывания в Париже, он работал над симфонией «Тарас Бульба», которую так и не успел закончить. После начала Крымской войны Михаил Иванович возвратился в Россию. Тут мужчина занялся написанием мемуаров – «Записки», которые были изданы уже после его смерти.

Начало карьеры

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822 году — времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. Долгое время он остается неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.

Однако главное — не творческие победы молодого композитора, как бы высоко они ни ценились. Глинка «с постоянным и глубоким напряжением» ищет себя в музыке и одновременно на практике постигает тайны композиторского мастерства. Он пишет ряд романсов и песен, оттачивая вокальность мелодики, но одновременно настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. Уже в 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

Михаил Глинка на Кавказе

Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), — все это не могло помешать композиторской работе, которой Глинка отдавался с прежним «постоянным и глубоким напряжением». Сочинение музыки становилось для него внутренней потребностью.

В эти годы Глинка стал серьезно задумываться о путешествии за границу. К этому его побуждали различные причины. Прежде всего, путешествие могло дать ему такие музыкальные впечатления, такие новые знания в области искусства и творческий опыт, которых он не мог бы приобрести у себя на родине. Глинка надеялся также в иных климатических условиях поправить свое здоровье.

В конце апреля 1830 года Глинка уехал в Италию. По пути он задержался в Германии, где провел летние месяцы. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830 — 1831 года был необычайно насыщенным. Глинка оказался весь во власти новых впечатлений «После каждой оперы, возвратясь домой, мы подбирали звуки, чтобы вспомнить слышанные любимые места». Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер

Инструментальным ансамблям Глинка уделяет особое внимание. Он пишет два оригинальных сочинения Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота — произведения, в которых особенно отчетливо проявляются черты композиторского почерка Глинки

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;

широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);

подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки. Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком, считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам А.Пушкина.
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного реализма;
  2. Классицизм (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. Романтизм (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

Камерно-инструментальное творчество  составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  •  общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий