Что ели русские крестьяне?

Придворная жизнь в XVIII веке

Быт и обычаи царского двора во второй половине XVIII века отличались невиданной роскошью, удивлявшей даже иностранцев. Все сильнее чувствовалось влияние западных тенденций: в Москве и Санкт-Петербурге появились воспитатели-гувернеры, парикмахеры, модистки; обязательным к изучению стал французский язык; была введена специальная мода для дам, являвшихся ко двору.

Новшества, появлявшиеся в Париже, обязательно перенимались русской знатью. Придворный этикет походил на театральное представление — чинные поклоны, реверансы создавали острое ощущение наигранности.

Со временем большую популярность получил театр. В этот период появляются и первые русские драматурги (Дмитриевский, Сумароков).

Возрастает интерес к французской литературе

Представители аристократии все большее внимание уделяют образованию и развитию многогранной личности — это становится своего рода признаком хорошего тона

В 30-х — 40-х годах XVIII века, в период правления Анны Иоанновны, одним из популярных развлечений, помимо шахмат и шашек, стала игра в карты, которая ранее считалась неприличной.

Одежда крестьянина 18 века

Одежда простого деревенского жителя была незамысловата, главным
требованием к ней была защита от холода, а не модные изыски. Хотя во все
времена женщины старались выглядеть привлекательно, даже если относились к
самому низкому социальному сословию.

Наряд трудящихся женщин состоял из сарафана, нижней рубахи, душегрейки для холодного времени года и юбки – понёвы. Поверх такого туалета надевался зипун – полукафтан, зимой прикрываемый шубой или тулупом. На ногах красовались лапти, а у более зажиточных жителей – сапоги.

Праздничная женская одежда второй половины 18 века

Мужское одеяние также включало несколько обязательных предметов. Крестьянин надевал рубашку, сверху – балахон и кафтан. Нижнюю часть тела покрывали порты, под которые зимой дополнительно поддевались теплые подштанники. Под лаптями обязательно находились онучи, представляющие собой специальную обмотку для ног. Голову венчала шапка-треух.

Скромная жизнь, нехитрое убранство в доме, тяжелый труд, простая еда и такая же одежда – главные особенности быта крестьян в 18 веке в России. Однако все эти сложности скрашивались праздниками, веселыми гуляниями, трогательными обычаями и духовной близостью между людьми из одной общины. Как ни странно, но современному обществу есть чему поучиться у далеких предков, не искушенных упрощающими жизнь технологиями.

Будет интересно почитать:

Знаменитые геоглифы: Наска, Зюраткуль, Атакама

День влюбленных: традиции и история праздника Дня святого Валентина

Смерти во имя обороны: строительство Китайской стены

Метки: 18 век, быт крестьян, история и обычаи, крестьянская курная изба, одежда крестьян, Россия

Изменения в национальной кухне

Произошли изменения и в национальной русской кухне. Ну во-первых, в обиход такой русской национальной кухни входит картофель. Это было, по сути, революционное событие, потому что до появления картошки на Руси основной рацион питания состоял из всевозможных каш, сделанных на основе злаков и соленая рыба. Ну по причине того, что соленая рыба долго не портится, ее можно было длительное время хранить, поэтому она составляла основу питания. Теперь же, картофель становится чуть ли не главным нашим продуктом на столе простолюдинов, хотя его, что называется, введение в широкий обиход было связано с большими проблемами.

Представители высших сословий меняют свой рацион питания намного более радикально. Ну во-первых, в Россию массово начинают приезжать иностранные повара, которых, как тогда говорили, выписывали из-за границы. Соответственно, представители высших сословий, как правило, в качестве хорошего тона считали иметь у себя домашнего повара, который бы готовил изысканные блюда для официальных приемов, балов, каких-то светских раутов, вечеринок и прочего.

Но если обед проходил, в так называемой, домашней обстановке, то есть, когда не было приглашенных гостей, то иногда, даже, дворяне потчевали себя обычной, привычной для русского человека кухней. Это были гречневой каши, это была, опять таки, рыба, это была запеченная дичь, всевозможные варенья и прочее. То есть, хотя изменения в кухне и происходят, но они, все-таки, больше были связаны с таким статусом, с показателем значимости того, какое положение в обществе ты занимаешь.

Дом и быт

К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.

В работах исследователей того времени можно видеть упоминания о строениях под «жесть». Они заменили рубленые дома, которые на глиняный слой укрывали соломой. Железнов, изучавший быт обитателей Воронежского края в 1920-х, проанализировал, как и из чего люди возводят свои дома. Порядка 87% составили строения из кирпича, около 40% были возведены из дерева, а остальные 3% пришлись на случаи смешанного строительства. Около 45% всех попавшихся ему домов были ветхими, в посредственном состоянии он насчитал 52%, и лишь 7% строений оказались новыми.

Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели

Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком

Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.

Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две — для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.

Каратели

Солдаты РОНА (Русская освободительная народная армия).

Как и подобные ей коллаборационистские подразделения, 1-я русская национальная бригада СС «Дружина» в основном занималась контрпартизанской борьбой и карательными акциями против непокорного населения на оккупированных немцами территориях.

Основной костяк бригады составляли бывшие советские военнослужащие, попавшие в плен к немцам и выразившие желание сотрудничать с нацистами. Таким же был и их командир — Владимир Гиль (взявший псевдоним «Родионов»), когда-то подполковник Красной Армии. Кроме того, в подразделении служило некоторое количество белоэмигрантов, решивших взять реванш у большевиков за поражение в Гражданской войне.

«Боевой» путь «Дружины» отмечен карательными экспедициями на территории Белоруссии. На ее счету сжигания деревень, оказывавших помощь партизанам, расстрел мирного населения, насильная отправка жителей на работы в Рейх. После таких кровавых акций, полагали немцы, русские эсэсовцы навсегда потеряли возможность перебежать на другую сторону.

Аркадий Шайхет/russiainphoto.ru

Руководитель СС, Гестапо и полиции в регионе Курт фон Готтберг высоко оценил эффективные действия «дружинников» в ходе проходившей в мае-июне 1943 года антипартизанской операции «Коттбус». В его донесении в Берлин от 13 июля было сказано, что «часть очень скоро будет ударной силой, и в борьбе с бандами представляется надежной».

На самом деле, обстановка в 1-й русской национальной бригаде на тот момент была не столь радужной. Ее личный состав был глубоко шокирован тем, как неудачно для германской армии складывались дела на Курской дуге. Кроме того, и «Коттбус» не прошла для «Дружины» гладко: солдат сильно деморализовали понесенные в ходе столкновений с партизанами тяжелые потери.

В какой-то момент Гиль фактически отстранился от командования, предпочитая все свое время проводить в обществе женщин, карт и выпивки. Пока одна часть офицеров тайно обсуждала с ним, а не стоит ли вернуться на сторону СССР, другая открыто высказывала недовольство командиром и призывала немцев его сместить. Этим расколом и решили воспользоваться партизаны.

Битва на Курской дуге. — Аркадий Шайхет/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Крепостное право при Павле I

Первым делом новый император издал манифест, ограничивающий барщину. Согласно манифесту, барщина проводилась только три дня в неделю, за исключением воскресенья.

Следующим указом Павла I стал запрет разделять семьи крепостных при их перепродаже, а за тем, как помещики обращаются со своими крестьянами, следили региональные органы. О случаях грубого обращения докладывал лично губернатор.

Так же при Павле I была отменена обязанность снабжения армии лошадьми, но взамен повышена подать.

Реформы Павла I во многом ослабили позиции помещиков. Многие представители крестьянского сословия прониклись симпатией к Павлу. И, возможно указы Павла, послужили почвой для дальнейшей отмены крепостничества и перехода к капитализму.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ. 

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Крепостное право в XIX веке

Александр I

Конечно, крепостные отношения тормозили развитие промышленности и в общем развитие государства, но, несмотря на это,  сельское хозяйство  приспосабливалось  к новым условиям и развивалось в силу своих возможностей: внедрялись новые сельскохозяйственные машины, стали выращиваться новые культуры (сахарная свекла, картофель и др.), осваиваться  новые земли на Украине, Дону, в Заволжье. Но одновременно усиливаются противоречия между помещиками и крестьянами  — барщина и оброк  доводятся помещиками до предела. Барщина, кроме работы на хозяйской пашне, включала в себя  и работу на крепостной фабрике, и выполнение различных хозяйственных работ на помещика в течение всего года. Иногда барщина составляла 5-6 дней в неделю, что вообще не позволяло крестьянину вести самостоятельное хозяйство. Начал усиливаться процесс расслоения  внутри крестьянства. Сельская буржуазия в лице крестьян-собственников (чаще —  государственных крестьян) получила возможность приобретать в собственность ненаселенные земли, брать в аренду землю у помещиков.

Негласный комитет при Александре I  признавал необходимость перемен в крестьянской политике, но основы абсолютизма и крепостничества считал незыблемыми, хотя в перспективе  предполагал отмену крепостного права и введение конституции. В 1801 г. был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами и крестьянами ( государственными и удельными).

В 1803 г. издается указ «О вольных хлебопашцах», в котором  предусматривалось освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян и помещиков. Однако практические результаты этого указа были ничтожны. Положение не распространялось на безземельных крестьян-батраков.

Вновь решить крестьянский вопрос  Александр I пытается в 1818 году. Он даже одобрил  проект А. Аракчеева и министра финансов Д. Гурьева о постепенной  ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но практически  реализован  этот проект не был (за исключением  предоставления в 1816−1819 гг. личной свободы крестьянам Прибалтики, но без земли).

375 тысяч государственных крестьян к 1825 году находились на военных поселениях (1/3 русской армии), из  них был образован Отдельный корпус под командованием Аракчеева — крестьяне одновременно служили и работали, дисциплина была жесткой, наказания – многочисленны.

Император Александр II

Александр II – царь-освободитель

Вступивший на престол 19 февраля 1855 г. Александр II в основу  крестьянской реформы положил  цели:

  • освобождение крестьян от личной зависимости;
  • превращение их в мелких хозяев при сохранении значительной части помещичьего землевладения.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал  Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Манифест об отмене крепостного права

Но за отводимые им земельные наделы (пока они их не выкупят)  они должны были отбывать рабочую повинность или платить деньги, т.е. стали называться  «временнообязанными». Размеры крестьянских наделов были разными:  от 1 до 12 десятин на душу мужского пола (в среднем 3,3 десятины). За наделы крестьяне должны были выплатить  помещику  сумму денег, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ему ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Крестьяне по закону должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы (ее они могли выплачивать не деньгами, а работой на помещика). Остальную часть выплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

А. Муха «Отмена крепостного права на Руси»

Крестьянская реформа была компромиссным  решением в упразднении крепостничества (такой путь называется  реформаторским),  он исходил  из реальных обстоятельств  жизни России середины  XIX  века,  интересов  и крестьян, и помещиков. Недостатком  этой программы было то, что, получив волю и землю, крестьянин не стал собственником своего надела и полноправным членом общества: крестьяне продолжали  подвергаться телесным наказаниям  (до 1903 г.), они фактически не могли участвовать в аграрных преобразованиях.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова
для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось
всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые
находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон
Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле

Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от
климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали
виноградники.

Занимались мужчины
охотой и рыбной ловлей.

Насиловать, убивать крестьян было нормой

Говорить правду что такое крепостничество и о беспределе помещиков и гнете крепостных тогда решались единицы. А царицы и цари нередко, во избежание народного бунта, предпочитали дать просимое знатному народу, потому ужесточение отношения к крестьянам — закономерный итог «поблажек» дворца для знати. Говорить правду поперек воли дворца каралось. Потому всех кто даже пользовался авторитетом и пытался осветить реальность крепостничества так или иначе обесценивали.

Радищев

Пример тому — Радищев с „Путешествием из Петербурга в Москву“. Великая книга, смело описывавшая кто такие крепостные крестьяне, крепостные нравы и жестокость помещиков тех времен (1790), была так оценена по наставлению императрицы: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, — следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности».

Радищева приговорили к смертной казни, несмотря на то что он пользовался авторитетом и сам был знатного рода, однако в последний момент заменили приговор на 10-летнюю ссылку в Сибирь, а его литературные творения были признаны лишенными здравого смысла и покушающими на честь государеву.

Крестьянину лучше при помещике! И нигде такой «сладкой» жизни нашему русскому подневольному человеку не будет как с помещиком! И у наших русских крепостных не жизнь, а рай. Это девизы и лозунги императрицы и всего ее кружения тех времен.

Крестьянам вбивалось в головы кто такие крепостные и что лучшей жизни они нигде не найдут, да и возможности искать ее у несчастных не было, где ж тут: подъем в 4 утра, до 9 вечера работа, если что грешное на ум взбрело или появился ропот на помещика — значит. мало работы было, надо больше себя загружать, если избил хозяин — за дело, лучше работать надо было.

Если купец разорялся — его слуг могли продавать с аукциона, нередко всю семью разъединяли и они не могли видеться, что было для них большой трагедией. Молодых девиц часто насиловали их хозяева, однако жаловаться на это было нельзя, поскольку считалось, что даже путем насилия, но девушка исполнила волю господина.

На сайте медуза.ру, в статье  «Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве» — есть калькулятор стоимости потенциальных крепостных «сколько бы вы стоили до 1861 года». (с 1799 по 1802 год)

Например, крепостного в начале 19-го века можно было купить  за 200-400- рублей рублевыми ассигнациями.

Николай Шипов

В основном крестьяне были бедными, крайне редки случаи нормальной, средней по материальным меркам, жизни крепостных. Однако что такое крепостное право в истории его исключения говорит о таком крестьянине как Николай Шипов, разбогатевший на перегонах стад овец и писавший на лоне спокойствия литературные мемуары.

Да, кстати. 1861 год — не конец мытарств крепостных. Крестьяне по-прежнему остались зависимы от крестьянской общины, которая «регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.

Юридическое оформление крепостного права, т.е. получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям стало возможным только после закона 14 июня 1910 года».

Спустя около 150 лет от отмены крепостного права, когда людям дали свободу, прошлое воспринимается современным поколением как исторические зверства, о которых можно снимать кино либо как неправдоподобные события, излишне приукрашенные. И наша сегодняшняя жизнь, ее уровень — часто нам кажется тупиковыми, мол, беспредел везде, коррупция. Сильные мира сего гнобят слабых и т. д., зарплаты маленькие, перспективы плачевные…

Что касается трагедий, войн, уносящих жизни людей — это всегда страшно, независимо от времени в которое люди живут. Но уклад жизни, уровень перспектив во времена крепостного права, возможность быть личностью а не букашкой сегодня и тогда — несравнимы.

Крепостное право при Екатерине II

После смерти Елизаветы, на престол сел её племянник – Пётр III. Многим не нравилась политика нового императора, поэтому произошёл очередной переворот, благодаря которому на престол села Екатерина II, на которой и закончилась эпоха дворцовых переворотов.

Екатерина II понимала, что крепостное право тормозит развитие государства.  С течением времени императрица находила больше людей, разделяющих её точку зрения. Однако реформы императрицы были направлены на усиление позиций помещиков.

Отразилось это в Манифесте о вольности дворянства, в котором императрица предоставляла дворянам множество прав, среди которых освобождение дворян от обязательной военной службы и, спустя некоторое время, уплаты налогов. Эти меры повлияли на усиление власти дворянства над подконтрольными крестьянами.

Несладко пришлось и крестьянам. Помимо указов, усиливающих власть помещика, вышли указы, усложняющие жизнь крестьянину. Коснулось это денежного оброка, который был увеличен. Но помимо финансов, на крестьянина давили и иные законы. Например, указ 1765 года, позволяющий помещику отправить неугодного крестьянина на каторгу и указ 1767 года, запрещающий крепостному жаловаться на барина.

Однако первые шаги в сторону освобождения крестьян Екатериной Великой были всё-таки сделаны. Выражалось это в двух указах: указе  1765 года, который запрещает промышленникам  покупать крестьян и указе от 1775 года, разрешающий крестьянам открывать собственные мануфактуры и заниматься ремесленничеством.

Разгром

В апреле 1944 года немцы начали масштабную операцию «Весенний праздник» по уничтожению Полоцко-Лепельской партизанской зоны. В кольце оказались 16 отрядов «народных мстителей», включая 1-ю Антифашистскую бригаду.

Понеся огромные потери, партизаны оказались зажаты на небольшом клочке земли, из которого они смогли вырваться только в начале мая. Что касается подразделения Гиля, оно потеряло больше 90 процентов своего личного состава и фактически перестало существовать. Сам командир погиб в бою 14 мая.

Мемориальная плита с именем Гиль-Родионова на мемориальном комплексе «Прорыв» в поселке Ушачи — Dr.mabuse (CC0)

«Может и лучше, что такой конец; и не было огорчений, если бы он попал в Москву», — рассуждал один из организаторов партизанского движения в Белоруссии Владимир Лобанок.

Однако никаких посмертных репрессий против Владимира Гиля так и не последовало. Его семья получила денежное содержание офицера Красной Армии за 1941-1944 года. Кроме того, имена полковника и его бойцов были увековечены на плитах мемориального комплекса «Прорыв», посвященного героическим и трагическим событиям периода карательной операции «Весенний праздник».

Одежда

Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины — рубахи с поясом или без.

Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

Как проводили свободное время

А как люди проводили свободное время? И тут вообще очень интересные ответы. Вы знаете, что, например, до Павла I у русского крестьянства свободного времени не было вообще, то есть люди вообще не отдыхали. Отдыхом считался сон. То есть, если ты просыпался с рассветом, а иногда еще и до рассвета вставали люди для того, чтобы начать свою хозяйственную деятельность, то ты должен работать в течение всего светового дня. Как только солнце садилось, люди ужинали, молились и тут же ложились спать, потому что это было единственное время, когда ты мог, что называется, отдохнуть. Все остальное время ты должен был работать.

Вот только при Павле I начинают появляться первые праздники, на которых люди могли, что называется, заняться тем, чем им хочется. Появляются первые национальные забавы: хороводы, совместные игры. Надо сказать, что все это, как правило, носило характер массовых гуляний.

Представители городов очень любили присутствовать на праздниках высшего дворянства, которое довольно часто устраивало всевозможные мероприятия: фейерверки, салюты, гуляния, раздавание подарков, но это, опять таки подчеркнем, было характерно только для городов, потому что в деревнях люди считали все это дело праздным временем препровождения.

Таким образом, мы с вами видим, что 18 век, действительно, серьезно изменил русское общество, хотя это изменение во многом носило сословный характер.

И, все-таки, западноевропейская культура постепенно, что называется, прибирает к рукам русский мир. Даже представители простых сословий, то есть сословий незнатных, все-таки, менялись. Для нас становятся доступными общечеловеческие ценности и, что тут уж скажешь, Петр действительно изменил нашу страну.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий