Всеобщая история

Проверь себя

1. На какие эпохи учёные делят историю человечества?

Первобытная история – самая длинная и старая эпоха.

За ней идёт история Древнего мира, после — Средних веков.

Затем история Нового времени и Новейшего времени, которая продолжается и сейчас.

3. Опиши по иллюстрациям (с. 5) изменения во внешнем облике первых людей.

Древнейшие люди больше походили на обезьян. Они густо обросли волосами, ходили пригнувшись, у них была иная форма черепа.

Со временем человек прошлого всё больше походил на современного.

Он выпрямился, у него исчезли густые волосы по телу, форма черепа изменилась. Она стала напоминать череп современного человека. Человек стал использовать более совершенные орудия труда.

Зарождение религии

Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.

Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.

Запоминаем новые слова!

Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.

Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).

В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.

С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.

Как жили древние люди: быт

В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.

Орудия труда и огонь

Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, изготавливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.

В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.

Рис. 1. Древний человек добывает огонь.

Охота и собирательство

Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?

И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.

Рис. 2. Первобытный охотник.

Земледелие и скотоводство

Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.

Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.

Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.

Этимология

Происходит от существительного «дуб», образованного от праславянского dǫb. В числе прочего, от последнего произошли:

  • старославянское «дѫбъ»;
  • украинское «дуб»;
  • болгарское «дъб»;
  • сербохорватское «ду̑б»;
  • словенское dôb;
  • чешское, словацкое, верхнелужское и нижнелужское dub;
  • польское dąb.

Слово сравнивают с:

  • древнепрусским dumpbis, что значит «дубильная кора»;
  • среднеболгарским «дѫбръ»;
  • украинским «дубрак», обозначающим растение под названием «дубровка», или «живучка»;
  • польскими диалектными dąbrowy в значении «дубовый» и dąbrza, что переводится, как «дубрава»;
  • полабским dǫbrjánka, что означает «чернильный орешек» и jabɫkodąb – «яблоня».

Вероятно, первоначальным значением является дерево.

Рассматривая фразеологизм «дубина стоеросовая», перейдем ко второй его составляющей.

Вариант №2

Около 5 миллионов лет назад некоторые приматы начали эволюционировать: у них увеличился мозг, и они стали прямо ходить. Данный вид млекопитающих называют гоминидами. К ним относимся и мы. Последующие годы эти особи продолжали эволюционировать, пока не стали людьми, такими как мы.

Древние люди использовали каменные орудия, потом они научились добывать огонь. Первыми стали ходить на двух ногах постоянно люди из Африки, позже они расселились по всему миру. Их останки были найдены в Африке и Евразии.

Также ученые выделяют еще один этап эволюции приматов, к нему относится Гейдельбергский человек. Его принято считать наиболее близким предком человеческого рода. Более того 200 тысяч лет назад был найден другой вид гоминид, принадлежащих к нему особей назвали неандертальцами. Некоторые специалисты раньше считали, что люди происходят от них, однако большинство ученых на сегодня склоняются к мнению, что неандертальцы принадлежат к другой ветви гоминид. Они довольно сильно отличаются от современного человека. Например, их рост значительно ниже. Приматы данного вида имели обыкновение жить в пещерах, они умели добывать огонь и даже готовили себе на нем пищу. Кроме того, неандертальцы резали добычу каменными ножами. Однако неандертальцы вымерли, это произошло 30 тысяч лет назад. На их место пришли наши предки, называемые кроманьонцами. Их орудия труда отличались разнообразием. Они были очень хорошими охотниками, кроме этого, они научились сажать растения, разводить домашний скот. У них была вера, об это мы узнаем из наскальных рисунков. Верили они в духов.

Около 10 тысяч лет назад начали появляться цивилизации.

Большинство первобытных людей занималось земледелием. Постепенно люди поняли, что собранные летом семена, можно высушить, и тогда они будут храниться всю зиму. А весной их можно снова посеять. Так люди стали выращивать растения, и им пришлось вести оседлый образ жизни, рядом со своими плантациями. Первобытные люди создали множество орудий труда, изобрели колесо, ткачество.

Эра первобытных людей закончилась с изобретением письменности.

4 класс, 2, 3 класс окружающий мир, 5 класс. История древнего мира

Чем питались первобытные люди?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

Первобытные орудия труда и оружие

Большинство орудий труда первобытные люди изготавливали из камня. Он был удобен в использовании, так как раскалывался на пластины с острыми режущими краями. Кускам камня люди придавали разнообразные формы, позволяющие скрести, резать, копать.

Так как камень являлся основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, ученые назвали эпоху Первобытности Каменным веком.

Самыми распространенными древними орудиями труда были:

  1. Ручное рубило – заостренный кусок камня, который применяли в самых разных случаях вместо ножа или топора.
  2. Древний скребок – обломок камня остроконечной или дугообразной формы. Его использовали для обработки шкур животных, для разрезания различных плодов.
  3. Палка-копалка. Она представляла собой заостренную кость или кусок дерева, с помощью которого можно было взрыхлить землю для посадки семян, откопать съедобные коренья.
  4. Древняя мотыга – представляла собой длинную деревянную палку с прикрепленным заточенным камнем на конце. Ее использовали для обработки почвы.

Помимо изготовления орудий труда, важнейшим умением для древнего человека было создание оружия. Перед тем как стать охотником, мальчик должен был научиться мастерить различные виды оружия. Его делали из камня, из оленьих рогов, бивней мамонта.

Для убийства крупной добычи охотники изготавливали копья – длинные палки с заостренными наконечниками, которых метали в животных. Длину копья каждый охотник подбирал для себя индивидуально, примерно в собственный рост. Для мелких и более шустрых животных охотники применяли дротики – короткие копья. Их можно было бросать с большого расстояния в некрупную добычу.

Чем лучшее было изготовлено оружие – тем больше была вероятность успешной охоты. Поэтому в свободное время, взрослые мужчины часами обучали своих сыновей изготовлению наконечников копий, дротиков.

Овладение огнём.

Долгое время древнейшие люди боялись огня, как боятся его дикие звери. В страхе они убегали от лесного пожара, вспыхивавшего при ударе молнии. Ещё страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана.

Но люди заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Ночью около огня были не так страшны свирепые хищники, бродившие вокруг в поисках добычи. Люди стали брать огонь при рожарах или извержениях, разводили костры и не давали им угаснуть. У костра всегда были люди, подбрасывавшие в него хворост.

Научившись пользоваться огнём, люди стали ещё больше отличаться от животных.

Движущие силы и этапы эволюции человека

Раздел ЕГЭ: 6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среды, адаптации к ним человека

ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

  1. Исходная форма: австралопитеки (Центральная, Восточная Африка, Южная Азия, 9-2 млн лет назад) — рост 120-140 см, объём мозга 500-600 см3; хождение на двух ногах, мясная пища; орудия труда — камни, палки, кости животных. Высокоразвитый австралопитек — Человек умелый.
  2. Древнейшие люди: питекантропы (Африка, Средиземноморье, о. Ява, 700-27 тыс. лет назад) — рост 150 см, объём мозга 900-1000 см3, лоб низкий, с надбровным валиком, челюсти без подбородочного выступа; стадный образ жизни; использовали огонь; примитивные каменные орудия, палки.
  3. Синантроп (Китай, 900-400 тыс. лет назад) — рост 150-160 см, объём мозга 850-1220 см3, морфология черепа схожа с питекантропом; стадный образ жизни, строили укрытия, использовали огонь, одежду из шкур; орудия из камня и костей.
  4. Древние люди: неандертальцы (Европа, Африка, Средняя Азия, 140-24 тыс. лет назад) — рост 155-165 см, объём мозга 1400-1740 см3, извилин мало, лоб низкий, с надбровным валиком, появляется небольшой подбородочный выступ; жили в пещерах группами, использовали огонь для приготовления пищи, одежду из шкур; общение жестами, примитивная речь; разделение труда; разнообразные орудия из камня и дерева.
  5. Современные люди: кроманьонцы (повсеместно, 40-12 тыс. лет назад) — рост 180 см, объём мозга 1400-1900 см3, лоб высокий, без валика, выступающий подбородок; родовые общества, строительство жилья, рисунки; изготовление одежды; орудия из камня и дерева.

Человеческие расы

Человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения, которая выражается в сходстве наследственных второстепенных внешних физиологических особенностей (цвет кожи, глаз, волос и др.).

К гипотезам происхождения человеческих рас относятся:

Полицентризм: современные расы возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках.

Моноцентризм: человеческие расы сформировались относительно поздно (30-35 тыс. лет назад) в процессе расселения неоантропов, которые распространились по планете, вытесняя более примитивных палеоантропов.

Компромиссные: расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных стадиях антропогенеза.

Биосоциальная природа человека

Биосоциальная природа человека заключается в том, что его жизнь определяется как биологическими, так и социальными факторами. Это вызывает необходимость не только биологической, но и социальной адаптации, то есть приведения индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе (классе, социальной группе) нормами и ценностями путем социализации (усвоения знаний об этом обществе).

Данную область человеческой природы изучают социальные дисциплины, с которыми весьма тесно связана экология. Адаптация человека отличается от таковой у животных, так как стремится сохранить не только его биологические, но и социальные функции при возрастающем значении социального фактора.

Это конспект для 10-11 классов по теме «Движущие силы и этапы эволюции человека». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по Биологии.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по биологии

История первобытных людей

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Похороны первобытного человека.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Где и как жили первобытные люди? Как жил первобытный человек

Историки часто составляют представление о прошлых эпохах, основываясь на исторических документах и свидетельствах. Но когда речь заходит о первобытном периоде, в распоряжении ученых оказываются только результаты археологических раскопок.

Инструкция

1

Первобытные люди долгое время вели кочевой образ жизни, объединяясь в первые коллективы — стада, именно это объединение стало основой для формирования у человека речи. Общение с помощью звуков и жестов было недостаточным для эффективного взаимодействия внутри группы.

2

Археологам достаточно часто удается обнаружить остатки древних жилищ первобытных людей. Поначалу это были индивидуальные хижины, построенные из подручных природных материалов: веток, шкур животных, камней. Чем выше была организация первобытного коллектива, тем чаще встречались общие дома, которые строились всей группой и представляли собой коридор с ответвлениями из комнат. В горных местностях первобытные люди часто использовали для проживания естественные пещеры, обживали их, украшали наскальными рисунками.

3

Питание добывали двумя основными способами: охотой и собирательством. Охота занимала приоритетное место в существовании первобытного человека, ведь именно охота давала людям не только пищу, но и шкуры для пошива теплой одежды и обуви, материалы для утепления жилищ на время холодов. Рога оленей и бивни мамонта часто использовали как надежный строительный материал, так как они не подвергались гниению.

4

Древний человек все еще был в полном единстве с природой, но, в отличие от представителей животного мира, он активно искал объяснения загадкам окружающего его мира. Сделать это иначе, чем наблюдая за природой и перенося на нее свои собственные ощущения, человек того времени не мог. Отсюда возникли и первые верования людей, основанные на том, что природа — живой организм, каждый элемент которого — живое существо, просто камень не похож на человека, как и, скажем, тигр. Но были в природе и такие явления, которые человек приравнять к себе не мог: стихийные бедствия, огонь, рождение, смерть. Все это привело человека к пониманию, что в мире существуют некие особые незримые силы, так начали возникать первые культы.

5

Первобытный человек был личностью творческой. Активно используемые для изготовления орудий труда и охоты камень, кость, дерево, не менее активно использовались для творчества. Вырезанные из кости фигурки, наскальные рисунки, стали первыми образцами человеческого искусства.

Средства передвижения

Самым первым средством передвижения, изобретённым людьми, был плот. Построить его несложно — достаточно связать друг с другом несколько брёвен. Когда люди начали использовать плоты для передвижения на воде, достоверно неизвестно, но произошло это определённо не позже, чем 40 тыс. лет назад.

Около 12 тыс. лет назад были изобретены лодки с вёслами. Самый простой вариант постройки лодки — из ствола дерева, в котором выдалбливали середину.

На таких лодках жители Полинезии пересекали Тихий океан

В местах, где было мало больших деревьев, лодки могли делать из коры, тростника и даже из шкур.

А примерно 7-8 тысяч лет назад появляются уже парусные корабли.

Что касается наземных средств передвижения, то самыми первыми из них были волокуша и сани.

такую волокушу для собак использовали индейцы

Сани, а также лыжи как индивидуальное средство передвижения в северных регионах начали использовать очень давно, судя по наскальным рисункам, не позже, чем 12 тыс. лет назад.

Впрочем, до изобретения колеса варианты саней использовали и в других регионах, например, в Древнем Египте.

Наконец, примерно 6 тыс. лет назад наши предки изобрели колесо. Это изобретение, вместе с приручением лошади, значительно изменило жизнь людей, позволив им быстро перемещаться на большие расстояния.

Презентация 5 класса на тему: «Жизнь первобытных людей (урок – повторение) 5 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1

Жизнь первобытных людей (урок – повторение) 5 класс

2

Цель урока закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории. закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории.

3

Ребята, помогите мне найти первое домашнее животное ! собака лошадь свинья кошка корова

4

Ребята, помогите мне найти подарок людей идолу! ледник медь мамонт мотыга жертва

5

Ребята, помогите мне найти первое орудие труда! гарпун Палка-копалка топор кремень копье

6

Ребята, помогите мне найти первое занятие людей! скотоводство земледелие собирательство охота

7

Ребята, помогите мне найти первого руководителя коллектива людей ! старейшина царь вождь

8

Ребята, помогите мне найти первое орудие труда для обработки земли! Палка-копалка мотыга плуг

9

Отгадайте загадку ! Он из мотыги появился, Он из мотыги появился, Избавив всех от лишних мук. Избавив всех от лишних мук. За животиной он тащился. За животиной он тащился. Ты, прав, конечно, это… Ты, прав, конечно, это… ПЛУГ ПЛУГ

10

Отгадайте загадку ! Живут в пределах местности одной Живут в пределах местности одной Они, как брошенное в землю семя, Они, как брошенное в землю семя, Собравшись несколько родов, Собравшись несколько родов, Они образовали… Они образовали… ПЛЕМЯ ПЛЕМЯ

11

Отгадайте загадку ! Назови это занятье, Назови это занятье, Когда целый день – деньской Когда целый день – деньской Плоды, ягоды, коренья – Плоды, ягоды, коренья – Что имеет вид съестной, Что имеет вид съестной, Люди первые искали Люди первые искали Стадом все потом съедали Стадом все потом съедали СОБИРАТЕЛЬСТВО СОБИРАТЕЛЬСТВО

12

Отгадайте загадку ! Это предки всех слонов, Это предки всех слонов, Но огромнее, лохмаче. Но огромнее, лохмаче. Для охотников, тем паче, Для охотников, тем паче, Нет желаннее добычи. Нет желаннее добычи. МАМОНТ МАМОНТ

13

Отгадайте загадку ! Это главное орудие Это главное орудие На многие века. На многие века. Оно сделано из дерева. Оно сделано из дерева. Но изменилось слегка. Но изменилось слегка. Охотники остроконечник Охотники остроконечник Привязали на наконечник. Привязали на наконечник. И с тех пор для всех зверей И с тех пор для всех зверей Нет оружия грозней. Нет оружия грозней. КОПЬЕ КОПЬЕ

14

Отгадайте загадку ! Человек пошел на лов. Человек пошел на лов. Чтобы был большой улов. Чтобы был большой улов. И предмет он прихватил, И предмет он прихватил, Что из кости смастерил. Что из кости смастерил. Назови, что это было. Назови, что это было. И оружием служило. И оружием служило. ГАРПУН ГАРПУН

15

Отгадайте загадку ! Этим палку вырубали Этим палку вырубали И ее же заостряли. И ее же заостряли. Назови, что это было. Назови, что это было. Ну, конечно же… Ну, конечно же… РУБИЛО РУБИЛО

16

Отгадайте загадку ! Человек взял палку, камень Человек взял палку, камень И связал. Ему не лень И связал. Ему не лень Им работать целый день. Им работать целый день. Он деревья рубит им. Он деревья рубит им. Чем? Спеши назвать каким? Чем? Спеши назвать каким? КАМЕННЫЙ ТОПОР КАМЕННЫЙ ТОПОР

17

Отгадайте загадку ! Дырки в шкуре ею долго Дырки в шкуре ею долго Пробивали. Ох и колка! Пробивали. Ох и колка! Для всех древних то иголка. Для всех древних то иголка. Мы ее зовем… Мы ее зовем… ПРОКОЛКА ПРОКОЛКА

18

Молодцы!

Кроманьонец: орудия труда

В позднем палеолите, завершая все стадии развития первобытного человека, на мировую арену выходят кроманьонцы. Это были люди большого роста, с хорошо развитым телосложением и навыками. Именно кроманьонцы успешно использовали все достижения своих предшественников и придумывали новые. Они продолжали использовать орудия труда из камня, научились делать всевозможные орудия из кости, оружие и приспособления из бивней, оленьих рогов и дерева, а также – продолжали собирать ягоды и корни. На новом пути развития орудия труда становились совершенными и разнообразными. Кроманьонцы первыми придумали обжиг гончарных изделий, что позволяло использовать глиняную посуду в быту. Мастерская обработка орудий труда позволила сделать их удобнее, меньше, качественнее и привела к появлению новых орудий. В арсенале кроманьонца широко использовались: скребла, резцы, ножи с заостренными и тупыми лезвиями, скребла с выступом, острые лезвия, наконечники стрел, проколки, гарпуны из оленнего рога, рыболовные крючки из кости, наконечники.

Фото с сайта bannikov.narod.ru

Предпосылки прогресса

Жизнь каждого первобытного человека напрямую зависела от порядка в племени, в котором он жил. Только коллективный труд и умение передавать опыт новым поколениям позволили человеческому роду выжить и расселиться по Земле. Основными занятиями древних были охота, рыболовство и собирательство.

Позднее люди научились приручать диких животных и выращивать растения. На это уходило больше времени и сил, однако достигнутые результаты позволили осесть на одном месте. Этот шаг сыграл большую роль в развитии цивилизации и эволюции первобытного общества.

Коррективы внесли и климатические изменения. Например, изобретение иглы связывают с наступлением ледникового периода. Неандертальцы, жившие в то время на территории современной Европы, были вынуждены спасаться от холода, кутаясь в шкуры животных. Кому-то пришло в голову соединить полотна с помощью жил, проделав дыры в шкуре.

Галерея[править]

  • Поединок раба, вооруженного дубиной, и македонского фалангита, показывающий уязвимость фалангита в ближнем бою.
  • Гравюра, на которой солдат с дубиной противостоит солдату, вооруженному мечом и кинжалом.
  • Фрагмент картины Франсиско Гойи «Драка в Вента Нуева», на котором изображен испанец, вооруженный дубиной, 1777 г.
  • Дубина народной войны 1812 г. Музей Отечественной войны 1812 года в Москве, Россия.
  • Роспись «Поединок на дубинах» Франсиско Гойи, 1819 — 1823 гг. Предполагается, что здесь художник мог изобразить библейский сюжет поединка Авеля и Каина.
  • Аллегорический образ Германии, вооруженной дубиной. Карикатура Винклера, 1843 г.
  • Дубина времен Первой мировой войны.
  • Фотография из серии, представляющей оружие евромайдановцев, Украина, 2014 г.
  • Дубина для самозащиты, с. Утконосовка, Измаильский район, Одесская область, Украина, 2020 г.

Рассказ о жизни древних предков людей. Жизнь первобытных людей

Первобытные собиратели и охотники

2) Впишите недостающие слова.

Ответ: Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? лоб?) грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая челюсть без подбородка, уходящий на лоб. Главным отличием древнейших людей от животных было, что они умели делать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были камни, палка-копалка, дубина, рубило. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательством и охотой.

3) Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».

а) Напишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.

б) Закрасьте предполагаемую область прародины человека.

в) Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.

Ответ:

4) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника (с. 6). Перед Вами африка более двух миллионов лет назад: стаи каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержатся ответы на эти вопросы. Найдите эти ответы.

Ответ: Они далёкие предки человека. Одни добывают пищу, а другие собирают камни. Изготавливают орудия. И осматривают окрестности.

5) Составьте по рисунку современного художника описание охоты на пещерного медведя. Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Как действовали охотники? Зачем они стремились убить медведя?

Ответ: Над его пещерой. Я думаю это — медведь. Они напали на него. Чтобы согреться с помощью его шкуры и подкрепиться его мясом.

6) Впишите недостающие слова.

Ответ: Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его «человеком разумным». Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения орудий труда, копьём, острым наконечником, гарпун.

7) Составьте по рисункам современного художника рассказ об охоте первобытных людей на мамонтов.

Ответ: Вот начало рассказа: «Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов….» Предположите, куда и зачем. На колья которые закопали в яме или на небольшой обрыв, это называют ловушкой

+ Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.

Ответ: Для того чтобы они бежали к ловушке

+ 2) Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисункам, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Ответ: Я думаю он провалился в ловушку — да, она была опасна тем, что огнем можно было обжечься или тоже упасть в ловушку. Чтобы сделать из шерсти вещи и подкрепиться мясом мамонта.

8) Ответьте на вопросы.

а) Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

Ответ: Потому что в них были родственники. И они помогали своим сородичам во всем и везде.

+ б) Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество

Ответ: В общинах были только родные и сородичи. Было общее: дом, очаг, пещера, орудия и т.д.

+ в) Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

Ответ: Я думаю тем, что «древние люди» считали женщин хранительницами очага, они их уважали и любили.

9) Выполните задания и ответьте на вопрос. Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое — для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

Ответ:

а) Копье — для охоты на зверей

б) Гарпун — для охоты на рыбу и урожай

10) Ответьте на вопросы к рисунку современного художника «Первобытный похоронный обряд». О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Ответ: Я думаю первобытные люди считали что: его вещи понадобятся ему в другом мире, а ожерелье для того чтобы другие знали, что он убил медведя. Его уложили потому что они думали что он спит.

11) Найдите ошибки

Ответ: Тем что они ели хлеб, что вожак умел говорить, что есть динозавр.

Подведём итоги и сделаем выводы

Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilius), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).

Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilius) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).

Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.

Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий