Реферат: эпоха средневековья. рыцари

Содержание

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Возникновение сословия

Еще в Древнем Риме возник такой слой общества как эквиты. Это переводится как всадники. Сословие имело привилегированное положение. Но основное влияние на появление рыцарства оказало нашествие кочевников-гуннов в процессе Великого переселения народов. Было это в IV-VII веках. Кочевники имели тяжелое вооружение и длинные мечи, они и стали прототипом рыцарского образа, который со временем распространился по всей средневековой Европе.

Во Франкии, во времена нападения арабов, преобладали пешие войска из свободных крестьян, им было не по силам дать отпор захватчикам. Карл Мартелл начал раздавать церковные и земли короны свободным, но безземельным, людям на временное или бессрочное пользование. Взамен они ему предоставляли свои услуги конной службы.

С VIII века начинают распространяться вассальные отношения, люди на службе у господина должны были ему присягать на верность.

В Германии с XI века образовалось особое сословие — динстманнов. Эти люди по своему положению были выше горожан и свободных селян, но ниже свободных рыцарей. В отличие от последних, динстманны не могли покинуть службу по своему желанию.

Во Франции рыцарство было одним из признаков знатного происхождения, хотя изредка в сословие удавалось проникнуть несвободным гражданам, имеющим пожалованный надел земли. Такие люди относились к низшей знати.

В средневековой Англии посвятить в рыцари мог только король, но для пожалования звания было достаточно только факта владения землей. Происхождение имело второстепенное значение.

Почти никто не завтракал

Для современного человека завтрак считается одним из самых важных приёмов пищи. В Средневековье же почти никто не завтракал. Так, например, философ-теолог Фома Аквинский говорил, что слишком ранний приём пищи является одним из способов совершить смертный грех — чревоугодие. По сути, завтрак считался оскорблением Бога и самого себя.

Чаще всего люди, чтобы не нарушать пост и не гневить Бога, пропускали завтрак и вместо этого съедали лёгкий обед, а вечером у них был сытный ужин. Некоторые ещё добавляли так называемый задний ужин, когда употреблялись вино или эль, но это не одобрялось. У крестьян было что-то вроде завтрака, но им являлся, как правило, небольшой кусок хлеба, съедаемый для того, чтобы не свалиться в голодный обморок во время работы в поле.

7. Люди ели почти всё, что попадало под руку

Если бы ты являлся крестьянином в средневековой Европе, то увидеть мясо мог разве что на телеге, которая везла свиную тушу в замок местного феодала. Поэтому приходилось есть не говядину со свининой и даже не курицу, а что-то другое, что является источником животного белка.

Однако и богатые люди не были привередливы в еде, ведь только после начала Ренессанса знать принялась соревноваться в дороговизне продуктов. А в Средние века на столах как крестьян, так и богатых людей можно было увидеть скворцов, стервятников, чаек, бакланов, морских свинок, тюленей, китов, ежей и подобных существ, которых в наше время никому не придёт в голову готовить.

8. Фасоль была одним из главных блюд на столе

Это сейчас фасоль можно встретить только на столах адептов полезного питания или просто любителей этих бобов. А в X веке, когда она и другие бобовые культуры начали распространяться по Европе, это было настоящим спасением, ведь до этого простые люди практически не получали белка.

В результате массового выращивания бобовых крестьяне могли употреблять больше белка, что привело к улучшению их здоровья, повышению продолжительности жизни и количества детей, что, по мнению некоторых историков, позволило достаточно быстро восполнить потери населения после Юстиниановой чумы VI века, вследствие которой в Европе погибло до 25 миллионов человек.

9. Десерты были своеобразной паузой между основными блюдами

Сейчас десерт — это отдельное блюдо, которое подаётся в финале трапезы. Но в Средневековье застолья включали в себя множество блюд, подаваемых одновременно, а десерты были своеобразной паузой между ними, позволяющей убрать послевкусие и подготовиться к новому блюду.

Само собой, речь идёт о более обеспеченных слоях населения, а не о крестьянах, которые, как мы уже сказали ранее, ели в основном хлеб.

10. Средневековая диета была полезна для сердца

Более того, она была даже полезнее, чем современные диеты. Всё потому, что человек той эпохи подвергался гораздо меньшему риску развития ишемической болезни сердца и диабета из-за того, что в его рационе не было такого большого количества сахара и он много занимался физическими упражнениями. Конечно же, речь об усердной работе в поле, а не о ленивых жимах штанги в тренажёрном зале.

Некоторые исследователи говорят, что средневековая диета, возможно, является лучшей моделью питания для современного человека и превосходит по эффективности даже средиземноморскую диету.

Средневековые рыцари в разных странах Европы

В каждой европейской стране были свои особенности, касающиеся рыцарского сословия:

  1. В Германии к концу 12 века стать рыцарем было непросто. Если раньше претендент в рыцари мог доказать своё происхождение в поединке, то после издания «Саксонского зерцала» рыцарем мог считаться только тот, чей отец и дед были рыцарями. Конституция Фридриха 1 запретила крестьянам и священникам (и их потомкам) носить меч;
  2. Если говорить о французских рыцарях, то чаще всего это были богатые феодалы, так как вторым признаком знатности являлось посвящение в рыцарское сословие. Хотя война часто помогала попасть в рыцари и простым людям, им было тяжело приобрести комплект доспехов, которые в средневековом обществе стоили как годовой доход целой деревни. Негласным правилом посвящения в рыцари во Франции было наличие у претендента лена. Желающие попасть в рыцари торговцы и горожане могли купить себе земельный надел, автоматически попадая в сословие феодалов. Уже в 13 веке покупка земли людьми неблагородного происхождения была обложена огромным налогом, хотя в рыцари всё ещё можно было попасть через пожалование титула королём;
  3. Средневековую Англию постоянно раздирали внутренние войны, к тому же Англия являлась одной из главных целей для скандинавских завоевателей. Это наложило весьма значительный отпечаток на формирование рыцарского сословия Англии. Короли Генрих 3 и Эдуард 1 требовали от всех ленников обязательного посвящения в рыцари;
  4. Испанский полуостров постоянно находился в состоянии войны с арабами. Это сделало местных рыцарей самыми умелыми воинами средневековья. Многие рыцари ехали через всю Европу, в надежде помочь братьям-христианам в их бесконечных войнах с арабскими захватчиками.

Ещё во времена зарождения рыцарства, церковь оказывала огромное влияние на это сословие. Изначально в церкви рыцари давали присягу на верность своему королю, потом они присягали служить церкви. Служение церкви подразумевало собой быть справедливым и милосердным, не нарушать присягу своему королю и нести христианскую мораль язычникам.

Служение пажом

Перед тем как стать рыцарем, мальчик должен был пройти несколько этапов служения господину. Первоначально он становился пажом. Обычно на службу покровителю ребенка передавали в возрасте 7-8 лет, а оставался он там до 14.

В роли господ выступали знатные феодалы, некоторым дворянам даже удавалось устроить ребенка пажом к королю. Чтобы стать практически слугой при высокородном покровителе, мальчики обязаны были иметь хорошую родословную, где должно было быть указано не менее 4 поколений дворянства по отцовской линии.

Пажи жили на полном обеспечении господина, который также отвечал за воспитание мальчика.

В обязанности пажа входило:

Дежурство при господине. Сопровождение его на различные светские мероприятия. Присутствие рядом с господином во время военных походов

Оказание различных услуг особой важности, в том числе личных и секретных

После достижения 14 лет юноша покидал эту ступеньку подготовки, сопровождалось действие пышной церемонией. Затем он становился оруженосцем. Начинался следующий этап.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В  битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Конфликт Генри Перси с Генрихом IV из-за отказа последнего оплачивать издержки армии, привел к тому, что Хотспур отпустил Дугласа без выкупа.

Английский король объявил Перси предателем. В итоге Генри Перси вместе с отцом и дядей в июле 1403 года присоединились к восстанию Оуайна Глиндура. 21 июля в битве при Шрусбери против королевской армии Генри был убит.

Его тело похоронили в Уинчестере, однако через 2 дня его выкопали и выставили в Шрусбери на всеобщее обозрение, а отрубленную голову Генри вывесили на воротах Йорка.

Интересный факт: лондонский футбольный клуб «Тоттенхэм»  в честь Генри Перси называют также «горячей шпорой».

Рыцарь очень горд за свою честь и имя

Внешняя сторона рыцарской культуры ценилась куда больше, чем внутренняя

Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цветам, предметам, манерам. Про красоту телесную говорилось мало, ибо найти что-то красивое в изрытой оспой и шрамами (намекающими на доблесть) гнилозубой бородатой морде с засаленной башкой, по которой скачут вши, было весьма трудно

Откровенно говоря, было большим западлом появиться не в том наряде. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения.

Кстати, о гордыне: провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, она считалась важнейшим достоинством рыцаря. Это были совершенно пафосные ребята, для которых месть за оскорбление, пусть даже и мнимое, была законом. Какое христианское всепрощение, о чем ты? После того, как Папа Римский заявил, что убийство неверных и есть прощение за грехи (раньше даже рыцарям приходилось искать искупление за смертный грех), жадных до крови и славы рыцарей было не остановить. Честь и пафос были выше.

Рыцари вообще мало ценили человеческую жизнь: свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война казалась им естественным делом. Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы. По отношению к другим — крестьянам, горожанам, купцам и им подобным — не было и речи о каком-то «рыцарском» отношении, так что вырезать всех жителей города было нормой.

В 1370 году французский Лимож восстал против Эдуарда «Черного Принца». Восстание быстро подавили. Троим французским рыцарям «Черный Принц» пощадил жизнь, взяв их в плен и получив неплохой выкуп. А вот с жителями города, взмолившими о пощаде, поступили менее дружелюбно — их вырезали. Поэтому рыцари так часто насиловали городских девственниц и всех, кто попадался под возбужденный половой орган.

И хотя поражение и пленение считались вещами позорными, гораздо более стремным было бегство с поля боя. Вычислить было очень просто — по геральдике на нарядах. Поэтому приходилось всеми силами доказывать свою репутацию и имя.

Виды куртуазной поэзии

Существовало множество видов куртуазной поэзии в Провансе, но самыми распространенными были: альба, кансона, пасторела, баллада, плач, тенсона, сирвентес.

Кансона (в переводе — «песня») излагала в повествовательной форме любовную тему.

Альба (что означает «утренняя звезда») посвящалась разделенной, земной любви. В ней говорилось о том, что влюбленные после тайного свидания расстаются на заре, о ее приближении их извещает слуга либо стоящий на страже друг.

Пасторела — это песня, в которой повествуется о встрече пастушки и рыцаря.

В плаче поэт тоскует, оплакивая собственную долю, либо скорбит о гибели близкого ему человека.

Тенсона — своеобразный литературный спор, участие в котором принимают либо два поэта, или же Прекрасная Дама и поэт, поэт и Любовь.

Сирвентес — песня, где затрагиваются социальные вопросы, важнейший из которых: кто достоин любви больше — бесславный барон или учтивый простолюдин?

Такова вкратце рыцарская куртуазная литература.

Трубадуры, о которых мы уже упоминали, являются первыми куртуазными поэтами Европы. После них были немецкие «певцы любви» — миннезингеры. Но чувственный элемент в их поэзии сыграл уже меньшую роль, чем в романской, преобладал скорее морализаторский оттенок.

Рыцари были образцом галантности

Кадр из сериала «Игра престолов»

Противоположность предыдущего мифа о грязном Средневековье — Средневековье романтическое, в котором рыцари совершают храбрые подвиги, клянутся в верности своей прекрасной даме и ведут себя как настоящие джентльмены даже с простолюдинками. Очевидно, сейчас мужчины уже не те.

Проблема в том, что современные представления о средневековом рыцарстве во многом основываются Knighthood As It Was, Not As We Wish It Were, Chivalry Was Established to Keep Thuggish, Medieval Knights in Check на куртуазных романах.

Вот, например, несколько реальных пунктов из рыцарского кодекса Vengeance in Medieval Europe: A Reader под названием «Мир Божий», предложенных епископом Варином из Бове: не красть у крестьян скот (но убивать чужих животных вроде коров и мулов можно ради пропитания); не быть слишком жестокими с сельскими жителями; не жечь чужие дома (без веской причины); бить женщин, только если они совершают проступки против рыцаря; воздерживаться от засад на безоружных рыцарей. Последнее правило, правда, действует только в период от Великого поста до Пасхи.

Согласно указу Decree of the Emperor Henry IV Concerning a Truce of God; 1085 A.D., Medieval Sourcebook: Peace of God — Synod of Charroux, 989 императора Генриха IV от 1085 года, рыцарь не должен нападать на кого‑либо по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям, в праздничные дни апостолов, а также с девятого воскресенья перед Пасхой до восьмого дня после Пятидесятницы. В остальное время можно и повеселиться.

Настоящие рыцари, к сожалению, занимались Chivalry and Violence in Medieval Europe похищением скота, грабежами, мародёрством, изнасилованиями и пытками. А о правах человека, не говоря уж о какой‑то куртуазности, и не задумывались. Захваченных в плен слуг, жён или детей вражеского всадника, если у него не было крутых союзников, рыцари вполне могли Slavery in Medieval Europe, Researcher: Slavery was common in medieval Europe, Slave trade, medieval era просто продать в рабство сарацинам. Или подарить своему сюзерену.

Фрэнк Дикси, «Рыцарство», 1885 год. Иллюстрация: Wikimedia commons

Правда, иногда особо отличившегося Chivalry and Violence in Medieval Europe воина могли лишить рыцарского достоинства — процедура сопровождалась чтением заупокойных молитв и напоминала повешение, только не за шею, а за корпус, чтобы обвиняемый остался жив, после чего у него отбирали все титулы. Впрочем, такое наказание полагалось только за действительно серьёзные преступления, совершённые против дворянства, а не против простолюдинов.

Оружие и тактика средневековых рыцарей

Если меч, щит и копьё всегда являлись главным оружием и защитой рыцаря, доспехи постепенно эволюционировали на протяжении столетий. Начав с кольчуг и лёгких щитов в раннем средневековье, в 14 веке защита рыцаря представляла собой полную броню и тяжёлый щит.

С развитием доспехов эволюционировало и оружие рыцарей. Мечи стали применяться для колющих ударов, что сделало их более тяжёлыми. Копья тоже стали более массивными. Только боевые секиры практически не изменились, их мощи по-прежнему хватало как для прорубания кольчуги, так и для разрубания цельного доспеха.

В бою каждого рыцаря сопровождали оруженосцы, чья задача была помогать рыцарю во время битвы. Богатые феодалы часто брали в бой свой собственный отряд, из преданных себе людей.

В мирное время рыцари тренировались на турнирах, используя затупленное оружие.

Замки

В 12-16 века любое европейское государство состояло из городов и феодальных владений. Крупные феодалы жили в больших замках, окруженных вокруг рвом и стеной, способной защищать от врагов. Ведь в то время приходилось защищаться не только от внешнего врага, но еще и от нападок соседа, притязавшего на плодородные земли. Внешняя стена уходила в землю на несколько метров, чтобы нельзя было сделать подкоп. Толщина стен доходила до 3 метров, высота — до 6 метров. На стенах наверху были сделаны отверстия, бойницы, чтобы можно было стрелять из лука и арбалета. В стены встраивались каменные башни, откуда велось наблюдение.

Внутри двора обязательно должен был быть колодец, строительство которого было очень затратным делом. Но феодалы не жалели денег на источник воды: неизвестно, сколько могла длиться осада крепости. Некоторые колодцы имели глубину до 140 метров, так как феодальные замки строились на холмах.

Рядом с замком всегда стояли церковь и башня — самая высокая часть крепости. Отсюда велись наблюдения за окружающим пространством, и здесь прятались женщины и дети в случае прорыва осады.

Самой слабой частью стен были деревянные ворота. Чтобы укрепить, их защищали железными коваными решетками. В некоторых замках были двойные ворота, из-за чего враг мог попасть в ловушку между ними.

Интересные факты о замках Средневековья:

  1. Замки были хорошо приспособлены для защиты населения, но в них было очень неудобно жить: внутри часто была сырость, полумрак, потому что солнечные лучи не могли зайти через небольшие окна, плохая циркуляция воздуха.
  2. Самыми важными домашними животными в крепости были кошки и собаки. Они спасали помещения от нападения крыс.
  3. Практически в каждом замке создавались тайные ходы, чтобы незаметно перемещаться из одного помещение в другое.
  4. Осада замка иногда длилась несколько месяцев: осажденные порой сдавались только тогда, когда начинался голод.
  5. Через ров проходил мост с подъемной конструкцией, в случае осады мост поднимался, а широкий ров мешал неприятелю подойти вплотную к стенам.
  6. Виндзорский замок — один из знаменитых средневековых замков в мире. После того как Уильям Завоеватель стал королем Англии, он построил Виндзор. Сегодня замок по-прежнему используется английской королевой.

Лишение рыцарского достоинства[править | править код]

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами, фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепост

ных.

Пехота против рыцарства

Ко временам позднего Средневековья латный рыцарь — профессиональный воин с длинным копьём на рослом, сильном коне, тоже защищённом доспехами, — был силой, способной смести со своего пути почти любого врага.

Но как бы не были сильнысупермены» того времени, люди придумали эффективный способ бороться с ними. Один из первых звонков прозвенел в 1302 году во Фландрии у города Куртре, где силы городского ополчения разбили отряд французских рыцарей, уже готовых праздновать лёгкую победу над чернью.

Впрочем, тогда это событие ещё казалось случайностью. Фламандцев было больше, и они использовали сильно пересеченную местность. Но уже тогда стали понятны основы тактики для борьбы пехоты против рыцарей. Главное — это плотные массы пехоты, засевшей на удобной позиции, лучше всего за полевыми укреплениями, и ощетинившейся древковым оружием, которое не позволяло лошади приблизиться.

Фламандское восстание(1302)

Рыцарские доблести[править | править код]

Рыцарские доблести:

  • мужество, отвага (фр. prouesse)
  • верность, преданность (фр. loyauté)
  • великодушие (фр. largesse)
  • благоразумие (фр. le sens)
  • учтивость, куртуазность, хорошие манеры вообще (фр. courtoisie)
  • честь (фр. honneur)
  • вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном) (фр. franchise)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XII в. Среди всадн

иков-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам; долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Рыцарское воспитание

Прохождение обучения добродетелям — это то, что нужно, чтобы стать рыцарем. Воспитание воина из мальчика начиналось в 7 лет и заканчивалось в возрасте 21 года. Если юноша успешно прошел службу пажом, оруженосцем и справился со всеми предложенными ему испытаниями, сюзерен посвящал его в рыцари.

Член ордена должен был безупречно владеть мастерством фехтования и верховой езды, соколиной охоты и плавания. Также рыцари обладали даром стихосложения, игры в шахматы и владели всеми правилами этикета при дворе.

С ранних лет в мальчике воспитывали такие качества, как храбрость, доблесть, галантное отношение к дамам. Юношам также прививали любовь к музыке, поэзии, танцам и религии.

Миф III:Рыцари были малорослыми

Этот миф нельзя назвать совсем уж безосновательным, так как в Средние века средний рост мужского населения Европы действительно был несколько ниже, чем сейчас. Хотя, по утверждениям некоторых ученых, в раннем Средневековье люди были практически такими же рослыми, как и мы. Но во времена классического Средневековья и начала Нового времени их средний рост был все же меньше, чем у нас.

Причина банальна — качество и количество питания, а также климатические изменения и различные болезни. Но, тем не менее, нужно понимать, что как раз рыцари питались лучше остальных, так как имели больше возможностей, чем крестьяне и горожане.

Если сравнивать рыцарей с современными людьми, то да, они скорее всего были в среднем чуть ниже. Но если сравнивать с людьми того времени — то они вполне могли возвышаться над окружающими полуголодными крестьянами на полголовы.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

Рыцарь не сидел без дела, сражаясь за славу, деньги и уважение

Рыцарь не мог сидеть без дела, но искать приключения на жесткую железную броню его заставляли не светлые идеалы рыцарства, а обыкновенная нужда. Итак, твой папаша оставил тебя без наследства, отдав старшему сыну всё, а тебе лишь несколько шиллингов. Тебя определили пажом, несколько лет благородный рыцарь вытирал свои руки во время пирушек о твои волосы (реальный факт, с гигиеной тогда было туго).

Ты полировал его оружие, таскал за ним вещи, а потом тебя научили премудростям «так себе честного» боя и наконец посвятили. А дальше что? Денег и владений у тебя нет, так что либо придется становиться чьим-нибудь сюзереном и выплескивать свой тестостерон на головы врагов, либо участвовать в безумно популярных турнирах. Например, если ты выбил соперника из седла, то мог взять его в плен и потребовать выкуп. Плюс это был шанс засветить свое милое личико перед власть имущими дворянами и охочими за молоденькими парнями прекрасными девами, чей сопливый платок и ловил победитель.

На войне рассчитывать на большую долю можно было только, проявив храбрость, а именно, перерезав и ограбив как можно больше богачей, забрав у них кубки. Плюс за доблесть и отвагу (иными словами, если тебе удалось уцелеть в самом горниле битвы), за долгую и верную службу, в которой ты верой и правдой защищал честь и территориальные претензии своего господина, начальство могло пожаловать тебе комфортабельный замок или богатую невесту с гигантским приданным. Это был тот самый Man’s World, о котором пел Джеймс Браун, так что правил бы им все равно ты.

Поэтому единственным шансом для безземельного рыцаря стать богатым, знаменитым и успешным была активная работенка. Грязная, но затраты оправдывает.

Каролингская конница: вооружение

Как историки сформировали образ франкского конного воина эпохи правления Карла Великого? В основном, изучая книжные миниатюры IX века. Самые известные изображения каролингских всадников мы можем увидеть на страницах Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен.


Миниатюра из Золотой псалтыри. (Wikimedia Commons)

Наличие стремян сразу бросается в глаза: благодаря контактам со степными народами, европейцы стали активно их использовать в VII веке.

Копьё в основном использовали для нанесения колющего удара, но бывало и метали во врага. Круглый и выпуклый щит, который с двух сторон обтягивали кожей, относительно неплохо защищал как пехотинца, так и конного воина от метательного оружия.

Снаряжение франкских воинов подвергается дифференциации. Она связана с социальным и имущественным статусом того или иного представителя военной элиты. Шлем особо не модернизировали, его скорее укрепляли. Кольчугу носили менее обеспеченные воины. Часто своё снаряжение всадники вносили в завещания. Вассалы побогаче надевали броню: кожаный костюм, обшитый железными бляхами. Постепенно получал распространение чешуйчатый доспех.

Для «прародителей» рыцарства существовало всего два типа меча: короткий (от 65 до 80 см, легкий, с одним лезвием) и длинный (от 90 до 100 см, с двумя лезвиями). Короткий использовали чаще для боя, ведь он был более эргономичным. Длинный меч использовали если следовало добить противника. Совершенствование технологии изготовления оружия и прогресс в кузнечном деле дали ощутимые результаты: длинные мечи стали крепче, удобнее и качественнее.


Франкские всадники и викинги. (Wikimedia Commons)

Но стоимость полного комплекта оружия и снаряжения конного воина в империи Карла Великого заставляла их исправно служить своим господам — именно они обеспечивали стабильное материальное положение низшей знати

Также важно отметить, что военные клятвы в боевые подразделения внедрял сам император (например, в 789 и 802 году).

Как жила семья рыцаря

Бурно развивающемуся рыцарству очень быстро в башнях стало тесно. Поэтому рыцари стали строить на территории крепости для себя еще одно здание, так называемый палас. В нем находился зал, в котором хозяин принимал коллег-рыцарей и вершил суд. Чем больше рыцари чувствовали себя рыцарями, тем важнее становилось для них встречать гостей в роскошных залах. Поэтому парадные залы и весь палас с течением веков становились все больше, а их убранство — все дороже.

Стены покрывали дорогие ковры, картины и резные деревянные панели. Вместо изразцовой печи, изобретенной в XII веке, для отопления залов стали использовать открытые камины. Для них, конечно, нужно было больше дров, но и выглядели они куда более впечатляющими.

Хозяин замка со своей семьей жил над залом, в простых, неотапливаемых комнатах. Отец, мать и дети спали вместе в одной постели. У кровати был полог, который зимой помогал сохранить тепло, а летом защищал от насекомых. Кроме кровати, в комнате обычно стоял сундук — в нем хранили одежду.

Туалета в рыцарском жилище не было. Все обитатели замка ходили справлять нужду в маленький эркер на крепостной стене. В полу этого крытого балкончика была дыра, так что нечистоты просто падали вниз и оказывались снаружи замка.

Жена рыцаря занималась в основном домашним хозяйством, руководила служанками. Так как ее муж часто бывал в отъезде, она много времени проводила одна, пока рыцарь навещал друзей в других замках, воевал или развлекался, участвуя в рыцарском турнире. Зимой, когда становилось темно и холодно, жить в замке было особенно одиноко, неуютно и скучно.

Конечно, в замке было еще множество хозяйственных построек, хлевов, конюшен и кладовых. А кроме семьи владельца, тут жило еще много других людей: повара, слуги, няньки, плотники, столяры, кузнецы, конюхи, оруженосцы…

Кроме того, замок для окрестных деревень был чем-то вроде административного центра. На службе у рыцаря были управляющие, кастеляны, следившие за тем, чтобы крестьяне вовремя доставляли хозяину то, что с них причиталось. Они же ведали деньгами — казной замка.

Организация рыцарских турниров: место и состав участников

Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодежи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале XII столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.


Подготовка к поединку. (pinterest.com)

Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники могли отдохнуть. Как правило, это огороженная веревками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.

Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с командой противника. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы и т. д. Чуть позже появляются схватки, в которых активно применяется фехтование копьём. Мероприятие, безусловно, массовое и требующее огромного количества средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду с мероприятия. Так в Европе возникло новое поле для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий