Композитор бизе, жорж: биография и интересные факты

Смерть

Смерть Бизе до сих пор остается загадкой для исследователей. Известно, что это произошло в Буживале, куда семья композитора в сопровождении служанки Марии Рейтер с сыном отправилась на лето. Они поселились в двухэтажном доме, сохранившемся до сих пор, его фото есть в Интернете.

Дом Жоржа Бизе в Буживале

Бизе болел, но это не помешало ему 29 мая 1875 года отправиться на прогулку к реке в компании жены и соседа Делаборда. Жорж любил плавать. Он искупался в холодной воде. 30 мая композитора свалил приступ ревматизма с лихорадкой и нестерпимыми болями, отказали руки и ноги. Через день случился сердечный приступ. Когда пришел врач, Бизе стало легче, но ненадолго.

Следующий день больной провел в бреду, а к вечеру приступ повторился. Композитор скончался 3 июня 1875 года. Последним, кто видел композитора живым, был Делаборд. Врач констатировал причину смерти: сердечное осложнение острого суставного ревматизма.

Памятник Жоржу Бизе

Сенсационной стала версия, озвученная другом композитора Антони де Шуданом, который первым приехал в Бужеваль, узнав о трагедии. Он сказал, что на шее Бизе была резаная рана, которую мог нанести последний, кто видел Жоржа живым, а именно Делаборд. У соседа были причины для убийства, он ухаживал за Женевьевой, а муж стоял на пути к счастью. Впоследствии Делаборд хотел жениться на вдове композитора, но свадьба не состоялась.

Еще одной возможной причиной смерти создателя «Кармен» исследователи считают самоубийство. По их мнению, рану композитор нанес себе сам, пытаясь перерезать трахею или артерию. Основания для такого предположения были. Последнее время Жорж был в депрессии из-за творческих неудач и болезней. Перед отъездом в Бужеваль он навел порядок в бумагах, сделал важные распоряжения. Врач, констатировавший смерть, мог скрыть факт суицида по просьбе родных.

Могила Жоржа Бизе

Документы, подтверждающие какую-либо из версий, не сохранились. Дядя Женевьевы, Людовик Галеви, вел дневник, который мог бы пролить свет на тайну смерти композитора, но строки, написанные после печального события, были уничтожены. Кроме того, вдова Бизе потребовала от друзей и знакомых избавиться от писем Жоржа за последние 5 лет.

Композитора похоронили на кладбище Пер Лашез. На церемонии исполнили отрывки из произведений покойного. Спустя год на могиле установили памятник работы Поля Дюбуа с надписью на постаменте:

Италия

В 1857 году, окончив консерваторию, Бизе уехал в Италию, где прожил до 1860 года. Он изучал местный быт, путешествовал, восторгался красотой природы и изобразительным искусством, а также много времени уделял своему образованию.

Долгое время Жорж не мог определиться с дальнейшей жизненной стезёй, никак не находилась своя тема в музыке. Со временем Бизе решил связать будущее творчество с театром. Ему были очень интересны премьеры опер и музыкальные парижские театры. В какой-то степени это было меркантильно, ведь тогда в театральном музыкальном мире легче всего было добиться успеха.

Годы, проведённые в Италии, Жорж потом считал самыми беззаботными в своей жизни. Он понемногу сочинял, за это время им были написаны несколько пьес для оркестров (они потом стали частью симфонической сюиты «Воспоминания о Риме») и симфония-кантата «Васко да Гама».

Но время получения итальянской государственной стипендии подошло к концу, Жоржу необходимо было возвращаться в Париж.

Музыка

В годы учебы Бизе создал первые музыкальные произведения: «Симфонию до мажор», неизвестную до 1933 года, найденную в архивах Парижской консерватории, и комическую оперу «Дом доктора».

Композитор Жорж Бизе

Знакомство публики с начинающим композитором состоялось после творческого соревнования, объявленного Жаком Оффенбахом, владельцем театра «Буфф-Паризьен» на Монмартре. Нужно было написать музыкальный комедийный спектакль с участием 4 персонажей. Награда — золотая медаль и 1200 франков. Бизе представил жюри оперетту «Доктор Миракль» и разделил премию с Шарлем Лекоком.

В 1857 году для ежегодного конкурса Академии изящных искусств начинающий композитор сочинил кантату «Кловис и Клотильда», стал лауреатом Римской премии, получил грант и поехал на стажировку в Рим. Бизе очаровала красота Италии, он увлекся оперой, влюбился в музыку Моцарта и картины Рафаэля. В Риме композитор должен был по условиям гранта создать кантату, но вместо этого сочинил комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гамма».

Жорж Бизе

Осенью 1960 года зарубежная стажировка Бизе вынужденно прервалась из-за болезни матери, и он вернуться в Париж. Следующие 3 года стали трудными в творческой биографии композитора. Жорж вынужден был зарабатывать на жизнь созданием развлекательной музыки для кафе-концертов, перекладывать оркестровые партитуры известных произведений для фортепиано, давать частные уроки.

Как Римский лауреат, Бизе должен был написать комическое произведение для театра «Опера-Комик», но это было невозможно по личным причинам. В 1961 году умерла мама, а через полгода скончался учитель Фроманталь Галеви. В 1863 году композитор, преодолев переживания, создал лирическую оперу «Искатели жемчуга», а затем оперу «Пертская красавица» на сюжет Вальтера Скотта.

Дмитрий Хворостовский и Кастроново исполняют дуэт из оперы «Искатели жемчуга»

В 70-х годах начался расцвет творчества Бизе. В театре «Опера Комик» прошла премьера «Джамиле», критики и зрители оценили тонкий стиль и изящество арабских мотивов произведения. В 1872-м композитор сочинил музыку к драме Альфонса Доде «Арлезианка». Постановка не имела успеха и была переделана автором в оркестровую сюиту.

Вершиной творчества Бизе стала опера «Кармен», не оцененная при жизни автора. Премьера 1875 года провалилась и вызвала негативную реакцию прессы, постановку назвали скандальной и аморальной. Несмотря на это, спектакль в течение первого года показали 45 раз. Зрители ходили на него из любопытства, возросшего вдвое после смерти композитора.

Увертюра к опере Жоржа Бизе «Кармен»

Бизе не дожил до признания его творения. Первые положительные отзывы появились через год после премьеры. «Кармен» оценили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс. Петр Ильич Чайковский, не один раз в течение года смотревший постановку, писал:

Зрители полюбили героиню, музыкальный портрет которой соткан из звуков хабанеры, поло, сегидильи. Куплеты тореадора растопили сердца публики.

Личная жизнь

Первой любовью Жоржа была девушка по имени Джузеппа, с ней он познакомился в Италии. Молодой человек был близоруким и слегка полноватым, а его кудри настолько туго переплетались на голове, что их невозможно было расчесать, поэтому сам композитор считал себя не слишком привлекательным для представительниц противоположного пола. Во время разговора с женщинами он краснел, быстро говорил, сбивался, у него потели ладони, и он очень стеснялся всего этого.

Жорж был опьянён тем, что Джузеппа обратила на него внимание. Но отец прислал письмо, где сообщил о болезни матери

Бизе надо было возвращаться в Париж, он звал с собой юную невесту, но Джузеппа не могла так просто всё бросить и уехать в другую страну. Жорж пообещал девушке, что напишет пару комических опер, заработает много денег, вернётся к ней и они станут жить как короли. Этого не произошло, композитор сам еле выживал, ему остались только воспоминания о первой юношеской любви.

Жоржу было уже 28 лет, когда в его жизни появилась опытная женщина, научившая его настоящей любви. Он познакомился с ней в поезде, это была Могадор (оперная дива Лионель, графиня де Шабрийан, писательница Селеста Винар). Это к 42 годам женщина стала писательницей, а юность её прошла в притонах. После бурной молодости она долгое время танцевала на сцене, а потом стала писать свои романы о жизни. При этом книжки её в парижских магазинах не задерживались, о Могадор не упоминали в обществе вслух, но об этой женщине в Париже знали все.

Вся горесть Жоржа утонула в страсти этой женщины. Он был с нею счастлив, но недолго. Тяжело было выдерживать её перепады настроения, когда Могадор была в гневе, то просыпались все её самые худшие и негативные качества. А у Бизе была слишком ранимая душа и тонкий вкус, чтобы всё это вынести. К тому же Могадор старела, у неё появились проблемы с финансами, а помочь деньгами Жорж не мог, поэтому его любовь стала не нужна этой женщине. Но расстаться с ней он никак не мог. Однажды во время скандала Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды и выгнала на улицу.

Последствием этого стал гнойный тонзиллит, который обнаружили у него медики. С учётом того, что Жорж с детства страдал ангиной и простудами, здоровье его ухудшилось ещё больше. Композитор слёг, не мог говорить, но такие физические страдания были ничтожны по сравнению с душевными. Разрыв с Могадор, нищенское существование, провал в творчестве – Бизе подошёл к состоянию глубочайшей депрессии.

Вернуться снова к жизни ему помогла первая и единственная супруга. Немного поправившись после тяжёлой болезни, Бизе стал понемногу прогуливаться вечерами по Парижу. Однажды, гуляя около дома своего учителя, Жорж вдруг очень сильно захотел к нему зайти. Здесь произошло знакомство Бизе с дочкой учителя Женевьевой Галеви. Между молодыми людьми завязался роман, который не был стремительным. Отношения их развивались медленно, но уже тогда Жоржу показалось, что и в его жизни снова засветило солнце.

Женевьева и Жорж поженились в 1869 году, в 1871 у них родился единственный ребёнок – мальчик Жак. Жена окружила Бизе теплотой и заботой, хлопотала по дому, а композитор снова смог творить.

Но и эта идиллия продолжалась недолго. Вскоре Женевьеве надоели неудачи мужа. Вернувшись однажды домой раньше обычного (из-за отмены урока по причине болезни ученика), Жорж застал в гостиной жену с другим мужчиной. А когда состоялась провальная премьера оперы «Кармен», Женевьева встала и вышла из зала раньше времени. Композитор был настолько подавлен, что кинулся в холодную Сену.

Трудные времена

Юноша уехал из Италии сразу как получил письмо из дома – его мать серьезно больна. Денег практически не было. Он вместе с отцом брался за любую работу – в основном давали частные уроки.

Столичное музыкальное сообщество встретило его прохладно. Никто не хотел связываться с молодым пианистом без авторитета и имени. В отчаянии Жорж обращается к популярному в то время парижскому издателю Антуану Шудану, который дает ему возможность заработать. Теперь виртуозный пианист занимается коррекцией и переложением чужих оперных партитур, пишет развлекательную музыку и… адски устает. В одном из писем он напишет: «Я истощен… Я разрываюсь на части».

Через год после возвращения умирает его мама. Впереди долгие годы нужды и забвения. Безе хочет творить, писать музыку, но на это у него совсем не остается времени. Тяжелая и малооплачиваемая работа отнимает слишком много времени.

Затяжной творческий кризис прервала новая любовь пианиста – Женевьева Галеви, дочь его покойного учителя. В июне 1869 года они поженятся, а в начале лета следующего года Жорж присоединится к Французской национальной гвардии и будет сражаться против Пруссии. После возвращения любимая жена подарит ему наследника – сына Жака.

Личная жизнь

Молодой Жорж был довольно стеснительным при общении с женщинами. Свою первую любовь он встретил в Италии. Отношения с прекрасной Джузеппой прервались после возвращения композитора в родину. Следующей в жизни Бизе была красавица Могадор, которая была старше его на 14 лет и проводила свою молодость в притонах. Ее отказывалась принимать в приличном обществе.

Могадор

После бурной молодости она некоторое время танцевала на сцене, затем приступила к писательской деятельности, представляясь под именем Селест Винар. Бесшабашность и харизматичность Могадор покорили неопытного молодого человека. Он был влюблен, а она удовлетворяла свое честолюбие его восхищением. Отношения не могли длиться долго, поскольку Могадор нуждалась в деньгах, которых у Бизе не было.

Могадор была человеком настроения и, однажды, во время очередного припадка гнева, облила холодной водой Жоржа и выгнала на улицу. После этого инцидента юный романтик тяжело заболел ангиной и временно не мог говорить. Но душевные страдания были сильнее физических, и Жоржу угрожала глубокая депрессия. Стимулом, вернувшим его к полноценной жизни, становится знакомство с дочерью своего учителя — с Женевьевой Галеви. Они поженились и спустя 3 года у них родился сын – Жак, который впоследствии стал близким другом писателя Марселя Пруста. Окруженный любовью и заботой супруги, Бизе позабыл неудачи личной жизни и снова стал творить.

Женевьева Галеви

Домашний очаг, вдохновляющий Жоржа, стал рушиться из-за не сложенных семейных отношений. Частые неудачи и финансовые трудности стали причиной конфликтов. Женевьева, разочарованная в супруге, искала утешения в другом мужчине и не скрывала связи с ним. Однажды муж застал ее с любовником в собственном доме. Женьевева была первой, кто покинул зал во время провальной премьеры оперы «Кармен», что стало сильным душевным ударом для ранимого и чувствительного Жоржа.

У Бизе было два сына. Старший Жан был незаконнорожденным и появился на свет в результате случайной связи со служанкой. Жак – второй сын композитора, родился в браке.

Жак Бизе

Рим, вдохновение, любовь …

Италия покорит сердце Безе величественной архитектурой — и одновременно разочарует – «Это для искусства потерянная страна» Молодой парень жадно впитывает колоритный запах итальянского быта, с восторгом пишет письма родителям о своих путешествиях. Он проведет там три года (1858-1860) оттачивая свое мастерство, напишет цикл пьес для оркестра (часть сюиты «Воспоминание о Риме»). Как позже напишет композитор, «это были мои лучшие годы» — изысканная кухня, богатая история города, культура и первая любовь …

Жорж никогда не считал себя красавцем. Полноватый, кудрявый, да еще и близорукий. Разве такие мужчины нравятся девушкам? Он робел, краснея, при каждом взгляде противоположного пола. Улыбчивая кокетка Джузеппа покорила пианиста-виртуоза легким нравом. Но влюбленным не суждено было быть вместе – из Парижа пришли дурные вести.

8. Важнейшие произведения

Оперы и оперетты

  • La prtresse, оперетта (1854)
  • «Чудо доктор» (Le docteur Miracle), опера буфф (1857)
  • «Дон Прокопио» (Don Procopio), опера буфф (1859)
  • «Искатели жемчуга» (Les pcheurs de perles), опера (1863)
  • «Иван IV», большая опера (среднее)
  • «Пертскую красавица» (La jolie fille de Perth), опера (1867)
  • «Нума», опера (1871)
  • «Арлезианка» (L’Arlsienne), «музыка к спектаклю» (1872)
  • «Джамиля» (Djamileh), одноактная опера (1872)
  • «Кармен», опера (1875)

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 C-dur (1855)
  • Симфония № 2 «Roma» (уничтожена автором)
  • Сюита «Арлезианка» (из музыки Бизе к спектаклю Арлезианка, 1872)
  • Сюита из оперы «Кармен»

Другое

  • хоры с оркестром и a cappella;
  • пьесы для фортепиано,
  • фортепианные дуэты;
  • романсы, песни;

[править] Источники

  1. Бизе, Жорж
  2. Трагедия и триумф Жоржа Бизе
  3. Carmen Comes Home
  4. Composers
  5. Anexo:Lista de judíos célebres
  6. Загадка смерти Жоржа Бизе
  7. Franse componist Georges Bizet was Joods
  8. Долгий путь сефардов
  9. Некоторые размышления о еврейской (и не только) музыкальной культуре
  10. France’s Greatest Composer — Georges Bizet — Was Jewish

Жорж Бизе относится к Сефардам

Предыстория Тартесс • Плавания кораблей Соломона к Таршишу • Карфагенские евреи • Карфагенская Испания • Бальбы • Литорий • Павел Флавий • Юлиан Толедский • Тарик ибн Зияд • Каула аль-Иахуди 
Учёные и деятели искусства Маймонид • Иегуда Галеви • Вениамин Тудельский • Ибрагим Заркали • Авраам Ибн Эзра • Шломо Ибн Габироль • Авраам бар-Хия • Герсонид • Хасдай Крескас • Авраам Закуто • Луис де Леон • Луис де Гонгора • Хуан Луис Вивес • Гарсия де Орта • Кристобаль Акоста • Аматус Лузитанский • Педру Нуниш • Франциско Санчес • Бенедикт Спиноза • Дариюс Мийо • Антониу Санчес • Олинд Родриг • Камиль Писсарро • Давид Рикардо • Чезаре Ломброзо • Федериго Энрикес • Эдвард Андраде • Деннис Сиама • Амедео Модильяни • Норберт Винер • Жак Аттали • Жак Деррида • Абрахам Пайс • Элиас Канетти • Виллем Эйнтховен • Герман Джозеф Мёллер • Патрик Модиано • Франко Модильяни • Барух Бенасерраф • Рита Леви-Монтальчини • Клод Коэн-Таннуджи • Эмилио Джино Сегре • Макс Перуц • Дэвид Абулафия • Сальвадор Эдвард Лурия‎ 
Политики Хасдай ибн Шапрут • Палома • ‎Инес • Мадрагана • Альфонс I • Антонио I • Хуан Линдо • Томас Мартинес • Иосиф Наси • Грация Наси • Франсиско Энрикес-и-Карвахаль • Бенджамин Дизраэли • Джуда Бенджамин • Мэтью Натан • Руфус Дэниел Айзекс • Франсиско де Миранда • Элиас Кальес • Моша Пияде • Макс Делвалле • Эрик Дельвалье • Сидониу Паиш • Тобиас Ассер • Рене Кассен • Ицхак Навон • Пьер Мендес-Франс • Рикардо Мадуро • Николас Мадуро • Эррол Бэрроу • Доминик Стросс-Кан • Одри Азулай • Николя Саркози 
Полководцы Сиснандо Давидес • Абен-Руиз абен-Дари • Шмуэль ха-Нагид • Самуил Алваленси • Франсиско Писарро • Педро Давила • Педрариас Давила • Мозес Коэн Энрикес • Шмуэль Палаче • Синан Раис • Сефер Реис • Самуэль Насси • Исаак Пинто • Давид Наси • Антон Девиер • Давид Хименес • Хуан де Сола • Юлиус де Меза • Эжен Альварес • Урия Леви • Симон Анкона • Гвидо Аарон Мендес • Гвидо Сегре • Франко Фортунато Нуньес • Мигель Идальго • Дан Харель • Давид Шалтиэль • Давид Элазар • Жозе Азеведу • Бено Русо • Джордж Барроу • Эдмунд Барроу • Исаак Нахон • Фрэнк Китсон• Вальдемар Леви Кардозу 
Культура и другое Ранний период • Балеары • Евреи в Испании • Фламенко • Ладино • Шехархорет • Дёнме • Кятибим • Евреи в Португалии • Новые христиане • Сефардские государства • Возвращение 
Войны Война евреев против вестготов • Войны Шмуэля ха-Нагида • Война евреев с Альморавидами • Война евреев с Альмохадами • Погром в Толедо в 1355 году • Севильская резня • Погром в Толедо (1449) • Погром в Толедо (1467) • Погром в Кордове • Погром в Сьюдад-Реале • Убийство инквизитора Педро Арбуэса • Колонизация Америки • Погром в Лиссабоне • Завоевание ацтеков Испанией • Испанское завоевание инков • Война марокканских евреев против Испании • Война евреев и Турции против Испании • Война евреев и голландцев против Португалии и Испании • Война евреев и Англии против Испании • Война евреев Суринама против негров-рабов • Битва евреев Суринама с Дюкассом • Битва евреев Суринама против Жака Кассара 
Города по легендам основанные евреями Барселона • Гранада • Йоденсаванна • Кадис • Картахена • Кордова • Лиссабон • Лусена • Малага • Севилья • Таррагона • Толедо 
Возможно были сефардами Диего Веласкес • Христофор Колумб/Сведения о еврейских предках Колумба • Эрнан Кортес • Великий Капитан • Сведения о еврейских предках Сервантеса/Мигель де Сервантес • Амелия Бассано • Осип Дерибас • Мнение о еврейском происхождении Наполеона • Жорж Бизе • Михаил Тухачевский • Франсиско Франко • Александр Гамильтон • Томас Джефферсон • Бартоломеу Лоуренсу де Гусман • Криштиану Роналду

Жорж Бизе

Француз Жорж Бизе был великим театральным композитором. Самым знаковым произведением в его творчестве стала опера « Кармен », которая и по сей день остаётся знаменитой и любимой публикой.

Бизе воспитывался в интеллектуальной среде: его отец преподавал пение, а мать была пианисткой. Она и стала учить четырёхлетнего Жоржа игре на этом инструменте. В десять лет он поступил в Парижскую консерваторию. Там его обучали великие французские музыканты: Антуан Мармонтель, Пьер Циммерман, Фроманталь Галеви, Шарль Гуно. Талант Бизе был очевиден: мальчик виртуозно играл на фортепиано, становился победителем в теоретических конкурсах, заинтересовался игрой на органе.

Обучаясь в консерватории, Бизе создаёт непринужденную Симфонию до мажор и комическую оперу «Дом доктора». После выпуска из консерватории композитор получает Римскую премию за кантату «Кловис и Клотильда», обеспечившую четырёхлетнее проживание в Италии и получение стипендии. В это же время Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль» и побеждает с ней в конкурсе, объявленном Жаком Оффенбахом.

Пребывание в Италии благотворно влияет на молодого композитора. Его вдохновляет живописная южная природа, шедевры архитектуры и живописи, книги об искусстве. Бизе погружается в творческий мир Моцарта и Рафаэля. Его творчество становится изящным, вкус – тонким, мелодии – насыщенными. Его влечет оперная музыка, её свойство быть неотъемлемой частью сценического действа. Под влиянием произведений Джоаккино Россини он создаёт комическую оперу «Дон Прокопио» и оду-симфонию «Васко да Гама».

После этого Бизе возвращается в Париж, и здесь начинаются муки творчества и время безденежья. Он перекладывает оперные партитуры других композиторов, пишет музыку для кафе-концертов, работая ради куска хлеба. Параллельно с этим он старается писать новые серьёзные произведения, обращаясь к лирической опере. Он создаёт оперы « Искатели жемчуга » (1863), насыщенную атмосферой востока, и «Пертская красавица» (1867), рассказывающую о жизни простых людей. Эти произведения имели огромный успех у публики, что улучшило положение композитора. Вслед за этим Бизе пишет не самую удачную оперу «Иван Грозный», которую зрители так и не увидели. Автор начинает сочинять музыку для больших и камерных оркестров. К таким произведениям можно отнести симфонию «Рим», ансамбль для фортепиано «Детские игры», романсы.

Жорж Бизе также открыто выражает свою гражданскую позицию. В 1870 году он вступает в Национальную гвардию, сражавшуюся во франко-прусской войне. Плодом этого периода его жизни стала патриотичная увертюра «Родина» (1874). В это десятилетие наступает расцвет творческой жизни Бизе. В 1872 году с грандиозным успехом проходит премьера оперы «Джамиле», созданной по поэме Альфреда де Мюссе. Постановка, рассказывающая о чистой любви, открывает новые горизонты в творчестве музыканта.

Произведения Бизе отличаются бескомпромиссностью и правдивостью изображения жизненных трагедий, сочетающимися с филигранностью стиля. Автор боготворит Уильяма Шекспира, Микеланджело, Людвига вана Бетховена .

Одним из шедевров Бизе является сопровождение к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Действие разворачивается в Провансе, и музыка, в которую композитор включает народные мотивы, отражает неповторимый колорит этого региона Франции. Оркестр звучит непринужденно и ярко. В музыке слышны колокольные перезвоны и звуки народного гулянья. Именно в этом произведении Бизе вводит саксофон в симфонический оркестр.

В последние годы своей жизни Бизе создал незаконченную оперу «Дон Родриго» и «Кармен» (1875), принёсшую ему наибольшую славу.

Опера «Кармен» – это музыкальная драма, обнажающая противоречия жизни. В её основе лежит сюжет Проспера Мериме, но авторские образы преисполнены поэтических символов. Все персонажи обладают индивидуальными характерами: красавица-цыганка Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты… Эти герои свободны и стихийны, их энергия мощная и страстная. Продумывая эти образы, Бизе проникается испанской музыкой и использует ритмы хабанеры, сегидильи и поло. Им противопоставлен спокойный и уютный мир Хозе и Микаэлы. В их дуэте прослеживаются романсные интонации. Столкновение миров Кармен и Хозе делает из обычной любовной драмы трагедию, в которой воспеты любовь, страсть и свобода.

Сложно поверить, что премьера этой оперы с треском провалилась. Пресса и публика отреагировали на неё резко негативно.

Спустя три месяца, 3 июня 1875 года, композитор умер, так и не узнав дальнейшей судьбы своего творения: буквально через год после провальной премьеры «Кармен» с триумфом проходит на крупнейших сценах Европы.

Музыкальные Сезоны

Литература

  • Бизе Ж. Письма / Жорж Бизе; сост., пер. вступит. статья и коммент. Г. Т. Филенко. – М.: Гос. муз. изд-во, 1963. – 528 с.; 2-е изд. – М. : Музыка, 1988. – 479 с.
  • Друскин М. С. Бизе Жорж / М. С. Друскин // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – Т. 1 : А – Гонг. – М. : Сов. энциклопедия, 1973. – Стб. 474–478.
  • Савинов Н.Н. Жорж Бизе. — М.: Мол. гвардия, 2001. — 356 с.
  • Димитрин Ю. «Кармен» в первый раз. — Litres, 2017-09-05. — 303 с. — ISBN 9785457258563.
  • Хохловкина А. Жорж Бизе / А. Хохловкина. – М. : Музгиз, 1954. – 460 с.
  • Paul Stefan. Georges Bizet. Leben, Umwelt und Werk des Komponisten der Carmen. — Zürich: Atlantis, 1952.

Творчество[править | править код]

Оперыправить | править код

  • «Дом доктора» (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856)
  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—, поставлена , «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (опера) (1862—1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Опереттыправить | править код

  • «Доктор Миракль» (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)

Кантатыправить | править код

  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855—1857)
  • Элоиза де Монфор (1855—1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855—1857)
  • Эрминия (1855—1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

    Мемориальная доска на доме Бизе в Буживале

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)править | править код

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный», имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Произведения для оркестраправить | править код

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально — Воспоминания о Риме, 1866—1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано солоправить | править код

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1865)
  • Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (1868)

Произведения для голоса и фортепианоправить | править код

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Жорж Бизе кармен. Опера Жоржа Бизе «Кармен»

.

Бизе.
«Кармен». Прелюдия (Оркестр
Национальной Оперы, Париж. Дирижёр Жорж
Претр)

Опера
в четырех действиях Жоржа
Бизе
на либретто Анри Мильяка и Лудовико
Галеви, основанное на новелле Проспера
Мериме.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ
ЛИЦА:

КАРМЕН,
цыганка (сопрано, меццо-сопрано или
контральто)
ДОН ХОЗЕ, капрал
(тенор)
ЭСКАМИЛЬО, тореадор
(баритон)
МИКАЭЛА, крестьянка
(сопрано)
ЭЛЬ ДАНКАЙРО, контрабандист
(баритон)
ЭЛЬ РЕМЕНДАДО, контрабандист
(тенор)
ЦУНИГА, капитан Хозе (бас)
МОРАЛЕС,
офицер (бас или баритон)
ФРАСКИТА,
цыганка (сопрано)
МЕРСЕДЕС, цыганка
(сопрано)

Время
действия: около 1820 года.
Место действия:
Севилья и ее окрестности.
Первое
исполнение: Париж, Опера
комик,
3 марта 1875 года.

«Кармен»,
я уверен, самая популярная из всех опер.
Существует мнение, что причиной смерти
Бизе послужила душевная травма, которую
он получил от провала оперы напремьере
(композитор умер через три месяца после
нее). Но ведь факт, что эта опера была
принята гораздо лучше, чем любое из
предыдущих произведений Бизе (уже в год
постановки в Опера Комик «Кармен» была
дана тридцать семь раз и с тех пор
исполнялась на этой сцене более трех
тысяч раз). На самом деле Бизе умер — в
возрасте всего тридцати семи лет — от
болезни; вероятно, это была эмболия
(закупорка кровеносного сосуда).В наше
время эта опера входит в репертуар всех
оперных трупп и исполняется на всех
языках, в том числе и по-японски. Ее
популярность не ограничивается только
лишь оперной сценой. Она пополнила
репертуар ресторанной музыки, существует
в фортепианных транскрипциях, а также
в кинематографических версиях (последняя
и наиболее успешная Кармен Джонс»
основана на опереточной версии, которая
была хитом на Бродвее).

Нетрудно
понять, в чем причина такой популярности.
В опере много великолепных мелодий! Она
необычайно драматична. Она так блестяща
и ясна! К тому же все эти ее характерные
особенности выявлены уже в увертюре.
Она начинается ярко и чисто — словно
солнечный день в Испании. Далее звучит
знаменитая мелодия куплетов тореадора,
и наконец она неожиданно становится
драматичнои — в тот момент, когда в
оркестре слышится тема судьбы, та самая
тема, которая характеризует Кармен и
ее неистовую любовь.

История создания

Бизе
начал работать над оперой «Кармен» в
1874 году. Сюжет ее заимствован из
одноименной новеллы французского
писателя Проспера Мериме (1803—1870),
написанной в 1845 году. Содержание новеллы
претерпело в опере существенные
изменения. Опытные литераторы А. Мельяк
(1831—1897) и Л. Галеви (1834—1908) мастерски
разработали либретто, насытив его
драматизмом, углубили эмоциональные
контрасты, создали выпуклые образы
действующих лиц, во многом отличные от
их литературных прототипов. Хозе,
изображенный писателем как мрачный,
гордый и суровый разбойник, в опере
приобрел иные черты; крестьянский
парень, ставший драгуном, он показан
простым, честным, но вспыльчивым и
слабохарактерным человеком. Образ
волевого, мужественного тореадора
Эскамильо, едва намеченный в новелле,
получил в опере яркую и сочную
характеристику. Еще более развит по
сравнению с литературным прототипом
образ невесты Хозе Микаэлы — нежной и
ласковой девушки, облик которой оттеняет
необузданный и пылкий характер цыганки.
Существенно изменен и образ главной
героини. Кармен в опере — воплощение
женской красоты и обаяния, страстного
свободолюбия и смелости. Хитрость,
воровская деловитость — эти черты
Кармен новеллы Мериме в опере были
устранены. Бизе облагородил характер
своей героини, подчеркнув в нем прямоту
чувств и независимость поступков. И,
наконец, раздвинув рамки повествования,
авторы оперы ввели в действие колоритные
народные сцены. Жизнь темпераментной,
пестрой толпы под жгучим солнцем юга,
романтические фигуры цыган и
контрабандистов, приподнятая атмосфера
боя быков с особой остротой и яркостью
подчеркивают в опере самобытные характеры
Кармен, Хозе, Микаэлы и Эскамильо,
драматизм их судеб. Эти сцены придали
трагическому сюжету оптимистическое
звучание.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно известный композитор Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год — в Германии и последние два года — в Париже.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий